Курсовая с практикой на тему Особенности развития устной речи детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения развития устной
речи детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией. 6
1.1 Развитие устной речи в онтогенезе. 6
1.2 Понятие дисграфии и дислексии. 12
1.3 Развитие речи детей младшего школьного возраста с
дисграфией и дислексией 21
Выводы по
1 главе: 27
Глава 2.Эмпирическое исследование. 28
2.1 Организация и методы исследования. 28
2.2
Результаты исследования. 28
Выводы по
2 главе: 34
Заключение. 35
Список используемой
литературы.. 37
Введение:
Актуальность исследования.
Речевая функция является основополагающим компонентом в становлении полноценной
личности человека, от которой в дальнейшем зависит успешность речевого общения. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся
именно на детский возраст – дошкольный и школьный периоды. Каждый возрастной
этап вносит что-то новое в речевое развитие ребёнка. Но также любой период развития,
начиная с постнатального, подвержен различным угрозам для ребёнка, которые в
дальнейшем могут проявиться и в речевом развитии. В данной работе рассматривается изучение
особенностей устной речи детей младшего школьного возраста (1 — 4 классы) с дисграфией
и дислексией. Данный период охватывает от 7 до 11 лет жизни ребенка. Это время
является важнейшим моментом в становлении личности, когда закладываются основные
этапы развития мыслительных операций, а также навыков письма и чтения. Ребенок идет
первый раз в школу и проходит обучение в начальных классах. Дисграфия и дислексия – это специфические ошибки письма и чтения, о
чем нам говорят годы длительных изучений таких ученых как Т.А Ахутина, О.Б Иншакова, Н. Голуб, Д.
Горбачева, Е. Данилавичуте, И. Лазарева, Г. Левина, H. Ника-шин, Л. Спирово, В.
Тарасун, Н. Чередниченко, А. Ястребова). Л. Андруси-шина, Т. Ахутин, Л.
Белякова, С. Грибова, Б. Гриншпун, Р. Лалаева, И. Марченко, И. Мартыненко, С.
Орфинская, Е. Соботович, Л. Халилова, С. Шаховская. У ребенка могут наблюдаться
физиологические ошибки, но они не являются дисграфическими, если в течении первого
года обучения в школе они исчезают.
Глубина и сложность проблемы
дисграфии и дислексии заключается, прежде всего, в том, что дети с данным
расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают
весомое количество грамматических ошибок и испытывают сложность в отображении письменных
знаков и символов. При этом, почерк остается неровным и неаккуратным, а задания
выполняются медленно и с огромным трудом. Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными
составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается
дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребенка освоить навыки
чтения. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга.
Первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет [12]. В настоящее время данная проблема остаётся
актуальной, в связи с тем, что дисграфия и дислексия занимает особое место среди
нарушений речи у детей, где основа проблемы ребёнка — это нарушение письма и
чтения. Поэтому, перед логопедом стоит важная задача — устранить дефекты речи
незамедлительно, чтобы ребёнок чувствовал себя полноценным членом общества. Не испытывал
дискомфорта при вхождении в коммуникацию и в дальнейшем, не испытывал трудности
в обучении в школе. Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту младшего школьного образования, мать, отец
или другие официальные представители несовершеннолетнего имеют право получить
бесплатную помощь и поддержку в сферах воспитания, диагностики, психологии и
педагогики, а также получить консультации по методикам воспитания. Все это имеет
большое значение в психологическом развитии личности. Таким образом, родители
не будут испытывать затруднений в понимании ребенка и смогут грамотно оказать помощь
в социализации человека в обществе.
В последние годы в связи
с распространенностью дисграфии и дислексии продолжаются теоретические и практические
исследования данного нарушения, а также разрабатывается система логопедической
работы по ее коррекции.
Объект исследования:
дети младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией
Предмет исследования: особенности
развития речи детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией
Цель исследования: изучение
и уточнение теоретических основ, процесса коррекции устной и письменной речи
детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией.
Методы исследования: теоретический
обзор литературы, анализ и синтез, эмпирические: методики констатирующего
эксперимента легли методические рекомендации Корнева А.Н.
Задачи исследования:
-Изучить развитие устной
речи в онтогенезе;
-рассмотреть понятие
дисграфии и дислексии;
-проанализировать
развитие речи детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией -провести эмпирическое
исследование развития устной речи у
детей с дисграфией и дислексией.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Одной
из важнейших проблем современной логопедии является раннее выявление и
предупреждение нарушений речевого развития у детей, в том числе нарушений письменной
речи. От своевременно проведенной коррекционной работы и от устранения причин, обусловливающих
возникновение таких нарушений в значительной степени, зависит не только речевое
развитие ребенка, но и формирование его познавательной деятельности в целом,
становление как личности.
В специальной литературе проблема изучения,
предупреждения и преодоления нарушений устной речи у детей рассматривается с
разных позиций. Во — первых, с позиции единства двух составляющих речи, изначально
построенные на знаковом восприятии буквы (чтение) и ее воспроизведении. В связи
с этим рассматриваются различные нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии),
которые по своим проявлениям обобщенно обозначаются как аграмматизмы письменной
речи (замены, пропуски, зеркальное написание букв, пропуски элементов букв). Поскольку
чтение и письмо по общей структурой ассоциативной цепи — процессы очень похожи,
это позволяет говорить о единстве патогенетических механизмов их расстройств. Исследователи
отмечают, что нарушения чтения и письма редко встречаются изолированно — обычно
они взаимосвязаны.
Анализ специальной литературы по проблеме
нарушений устной речи показывает, что до настоящего времени в отечественной логопедии
наиболее разработанными являются аспекты, связанные с изучением нарушений письменной
речи (дисграфий и дислексии) у детей с нарушениями устной речи. Согласно данным
представлений, традиционный логопедический воздействие, направленное на профилактику
или преодоления недостатков письменной речи, связанный с коррекцией звукопроизношения,
фонематического восприятия, звуко — буквенного анализа, словаря и грамматического
строя. Менее изученными являются расстройства письменной речи, которые непосредственно
не связаны с недоразвитием речи, а обусловлены несформированностью невербальных
форм психических процессов, так как зрительный гнозис, оптико — пространственные
представления, зрительно — моторной координации, общая моторика, с несформированностью
процесса внимания, а также целенаправленной деятельности, саморегуляции, контроля
за действиями. Это так называемые оптические формы дислексии и дисграфии.
Учеными из разных отраслей научного знания
разработаны направления профилактики нарушения.
К этим направлениям следует отнести и систему обучения письму посредством
цифровых технологий. Эту систему подготовки
руки к письму можно считать полноценным средством профилактики нарушений письменной
речи, поскольку она на своей многолетней практике показала эффективность и
действенность своего образа.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития
устной речи детей младшего школьного возраста с дисграфией и дислексией 1.1 Развитие устной речи в онтогенезе Правильно сформированная
речь в детстве на протяжении всей жизни является основным средством общения,
самореализации, вхождение в социальную среду, регуляции эмоционального состояния,
поведения и деятельности на всех этапах личностного становления. Нормативный возраст
для формирования правильной устной речи – от 5 до 6 лет. Развитие ребенка на
первом году жизни происходит очень интенсивно: формируются двигательные навыки,
зрительное, слуховое и тактильное восприятие, социальное развитие, а также
первые доречевые вокализации, потому что именно в этот период происходит становление
речи как средства общения. Раскроем понятие «развитие» — это процесс количественных
и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной
сфере человека, обусловленные воздействием внешних и внутренних факторов. Выготский
подчеркивает, что явления развития присущи и психическим процессам. Примером тому
является увеличение словарного запаса без изменения функций речи. Развитие,
прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований,
новых механизмов, новых процессов, новых структур [4].
Вопросам исследования дисграфии и дислексии посвящен широкий ряд учебных
пособий и статьей различных авторов, допустим О.А Токарева в сборнике
«Расстройства речи у детей и подростков», отмечает , что дисграфии представляют
собой особые формы избирательных западаний в области формирования
специализированных систем условно рефлекторных связей, представляющих
физиологические механизмы навыков письма [2];
Отечественные клиницисты – невропатологи изучающие у детей дислексию и
дисграфию Р