Логопедия. Нарушение чтения и письма Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития у учащихся второго класса с оптической дислекисией навыка чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития у учащихся второго класса с оптической дислексией навыка чтения 5
1.1. Нейрофизиологические аспекты развития навыка чтения у учащихся 5
1.2. Процесс становления навыка чтения у учащихся с нормальным речевым развитием 10
1.3. Характеристика оптической дислексии 16
Вывод по главе 1 22
Глава 2. Экспериментальное исследование у учащихся второго класса с оптической дислексией навыка чтения 23
2.1. Принципы, цель, организация констатирующего этапа педагогического эксперимента 23
2.2. Методика обследования у учащихся второго класса с оптической дислексией навыка чтения 26
2.3. Особенности и уровень развития у учащихся второго класса с оптической дислексией навыка чтения 32
Вывод по второй главе 37
Заключение 38
Список литературы 39

  

Введение:

 

Одном из основных направлений учебной деятельности в начальной школе является формирование у детей умения писать и читать. Дети овладевают навыками синтеза графем в слова, воспроизведения текста вслух или про себя, кроме того, весьма важным является умение понимать прочитанное, а не просто механически воспроизводить текст.
Однако во многих случаях у детей отмечаются те или иные сложности в формировании данных навыков: замены и пропуски букв при письме, большое количество ошибок, длительное чтение по слогам, низкая скорость чтения, проблемы с пониманием прочитанного. Зачастую окружающие считают подобные сложности проявлениями лени, невнимательности детей, которые можно преодолеть увеличением количества упражнений и нагрузки в данном направлении. Однако во многих случаях это можно свидетельствовать о нарушении процесса формирования данных навыков и необходимости проведения целенаправленной профессиональной коррекционно-развивающей деятельности с данными детьми.
Анализ научной литературы показал, что основное внимание ученых и основные исследования направлены на трудности в освоении письма и чтения, которые возникают у детей на начальном этапе школьного обучения, когда ребенок только начинает осваивать письменную речь.
Более же поздние этапы обучения остаются в основном за пределами внимания исследователей, хотя сложности в освоении и дальнейшем развитии навыка письма могут быть зафиксированы на любом этапе обучения. Данная проблема и обуславливает актуальность исследования состояния письма и чтения на более поздних этапах обучения, в том числе в четвертом классе.
Проблемами формирования и нарушения навыков чтения и письма занимались такие исследователи, как С. Л. Андреева, Л. С. Выготский, Е. В. Гурьянов, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина, Л. Г. Парамонова, О. А. Токарева, М. Е. Хватцев и другие.
Цель: изучить особенности чтения у обучающихся вторых классов с оптической дислексией.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме нарушений процесса чтения у обучающихся начальных классов.
2. Исследовать состояние чтения у обучающихся второго класса с оптической дислексией.
Объект исследования: навыки чтения учащихся второго класса.
Предмет исследования: нарушения чтения у обучающихся вторых классов.
Методы и методики исследования:
— теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
— диагностические (серия заданий, направленных на исследование состояния навыка чтения);
— методы обработки данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Среди доминирующих направлений учебной деятельности в младшем школьном возрасте выступает формирование такого важного навыка, как чтение. Этот навык не сводится исключительно к воспроизведению определенного текста в устном виде, а представляет собой весьма сложноорганизованную деятельность, затрагивающую множество сфер психики психофизиологии ребенка.
Сложность формирования данных навыков обуславливает частоту и разнообразие проявления различных нарушений в процессе данной деятельности. Проблемы в формировании навыков чтения во многих случаях завершаются возникновением дислексии. Во многих случаях это оптическая дислексия, которая возникает в результате недостатков зрительно-пространственного восприятия, формирования образа буквы и др.
Данные положения подтверждаются проведенным экспериментальным исследованием, которое демонстрирует, что у значительного количества детей, обучающихся во втором классе, диагностируются нарушения чтения.
Если говорить о развитии навыка чтения, то по результатам исследования было выявлено наличие разнообразных дислексических ошибок, недостатки в выполнении заданий, требующих высокого уровня развития зрительно-пространственного навыка, способности к анализу и синтезу и др.
В настоящее время предлагается достаточно большое количество разнообразных методик коррекционной деятельности по преодолению нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте от традиционных до современных, которые основаны на использовании компьютерных средств и новейших технологий. Выявление оптической дислексии, как и других видов дислексии, должно проводиться, максимально рано для раннего начала коррекционной деятельности, что повышает ее эффективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития у учащихся второго класса с оптической дислексией навыка чтения

1.1. Нейрофизиологические аспекты развития навыка чтения у учащихся

Чтение — это самостоятельная форма речевой деятельности, относящаяся к области коммуникативно-общественной деятельности людей, которая является основой для становления письменной формы коммуникации [17].
Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, так как оно соотносится с восприятием (рецепцией) и пониманием информации, закодированной графическими знаками.
В процессе чтения дифференцируется содержательный аспект (иными словами, о чем текст) и процессуальный аспект (как прочитать и озвучить текст). В содержательном аспекте итогом деятельности чтения будет выступать понимание прочитанного; в процессуальном – непосредственно деятельность чтения, т.е. сличение графем с фонемами, формирование целостных приемов узнавания графических знаков, развитие внутреннего речевого слуха, переход во внутренний план внешнего проговаривания, сокращение внутреннего проговаривания и формирование прямой взаимосвязи между «семантическим» и графическим комплексами, что проявляется в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом [15].
В основе чтения лежат разнообразные механизмы.
Изначальным механизмом при чтении выступают визуальные сигналы в виде букв или графем, которые декодируются в органах зрения. Восприятие визуальных сигналов, находящихся в тексте, происходит в процессе движения глаз.
Движение глаз фиксирует последовательные отрезки строки, делая определённые остановки. Как указывают специалисты, во время движения глаз не осуществляется восприятие визуального сигнала. Процесс чтения реализуется в момент остановки глаз. Это позволяет не смешивать зрительные сигналы [1].
Глаз опытного и грамотного чтеца движется примерно с одинаковой скоростью, делая за секунду три-четыре движения. Количество фиксаций при чтении иноязычного текста увеличивается. Известно, что разница между хорошим и плохим чтецом заключается не в темпе движения глаз, а в количестве и качестве тех сообщений, которые он воспринимает в каждую фиксацию, в наличии или отсутствии регрессивных движений глаз [1]. Регрессивные движения детерминированы сложностями восприятия и переработки информации. Необходимо, чтобы глаза чтеца выполняли меньшее количество фиксаций на строку, то есть следует расширять поле чтения, чтобы фиксации были кратковременными, а регрессивные движения были сведены до минимума.
Опознавание букв, буквосочетаний и других графических знаков ориентировано на формирование в сознании чтеца образа воспринимаемого отрезка текста. Процесс узнавания при чтении интерпретируется как аналитико-синтетическая обработка визуального сигнала, дифференциация и сличение содержащихся в нем характеристик с образцом, имеющимся в долговременной памяти, в их идентификации с последним.
При восприятии текста слово играет роль универсального знака со своим означающим и означаемым. Оно сигнализирует о том или ином предмете или явлении действительности, о их признаках. Узнать слово – это значит идентифицировать его как знакомое, бывшее в прошлом опыте. Слово является «накопителем умственной энергии» [3]. Только известные слова узнаются мгновенно и быстро, слова, встречавшиеся реже, – медленнее. По этой же причине иноязычные слова воспринимаются с некоторыми трудностями.
Узнавание слова подразумевает определение границ слова в тексте, отождествление прочитанного слова с ранее встречавшимися и понимание содержания слова, опирающееся надконтекстного значения слова и на определение его ситуативно обусловленного (контекстного) значения.
В процессе чтения большое значение придается речедвижению. Оно соотносится с визуальным восприятием текстовых знаков. На первичной стадии соотношение «буква – звук» организовано пока недостаточно прочно, по этой причине узнавание буквы замедляется. Затем постепенно происходит свёртывание речедвижений. Процесс восприятия и осмысления текста интериоризуется. Если вначале воспринимается и узнаётся мелкий элемент текста (буква, слог, слово), то затем, по мере автоматизации, из сочетаний ранее сформированных образов формируется новый сложный образ, новый зрительный комплекс. В данной ситуации можно утверждать тот факт, что зрительный синтез читающего поднимается на более качественный уровень [2].
С помощью обозначенных зрительных комплексов, организованных синтетически, протекает процесс извлечения информации из текста. Механизм логического понимания включает дифференциацию текста на смысловые части, определение в них смысловых вех, осознания внутренней связи и построение логико-информативной структуры этих блоков.
Чтение базируется на механизме внутренней речи, на механизме внутреннего речевого слуха. Деятельность артикуляционного аппарата является необходимым элементом не только чтения вслух, но и чтения про себя. Корректное озвучивание про себя возможно только тогда, когда у чтеца прочно сформированы произносительные навыки во внешней речи [17].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы