Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников 6
1.1 Понятие творческого поведения в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности младшего школьного возраста 9
1.3. Особенности развития творческого поведения младших школьников 15
Глава II. Эмпирическое исследование творческих способностей младших школьников 21
2.1. Организация и методическое обеспечение исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 23
2.3. Практические рекомендации по развитию творческих способностей 28
Заключение 37
Список литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Современное российское общество характеризуется ростом потребности в людях, способных неординарно мыслить, творчески, активно и нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творческого мышления, нестандартное видение проблемы окружающего мира становятся важными вопросами, поэтому раскрытие творческих возможностей человека является одной из ведущих целей образования и воспитания.
Творчество ребенка считается естественным компонентом его развития. В период младшего школьного возраста, когда наступает время самоутверждения посредством преодоления различных культурных стереотипов, возникновения вариативного мышления, ребенок обнаруживает и раскрывает множество возможностей для творчества.
Так же важно заметить, что способность к творчеству выступает одним из важных психологических свойств личности, определяющих готовность человека к развитию в сложных условиях жизнедеятельности. При этом формирование способности к творчеству происходит разными средствами обучения и воспитания на всех этапах онтогенеза.
Педагогическая психология имеет ряд фундаментальных работ, которые посвящены изучению творческих способностей младших школьников. Среди них общие вопросы сущности творческих способностей раскрываются в трудах таких исследователей, как Е.К. Брыкина, Д.Б. Богоявленская, Г.А. Глотова, Н.Н. Палагина, Ю.А. Полуянов и др.
Л.Ю. Субботина, Н.С. Лейтес, В.Г. Кудрявцев и др. рассматривают в своих трудах аспекты проблемы художественно-творческих способностей. Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин указывают, что творческие способности являются важным компонентом общей структуры личности ребенка, а их развитие дает возможность развивать его личность в целом.
Тем самым можно определить проблему исследования: определение наиболее эффективных средств и методов развития творческих способностей младших школьников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования – младший школьный возраст.
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей младших школьников.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития творческих способностей школьников.
Гипотеза исследования: в соответствии с целью, предметом и объектом исследования мы предполагаем, что для развития творческих способностей школьников необходимо проводить комплексную работу, учитывая требования ФГОС и особенности личностного развития детей.
Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и практических задач исследования:
1) Рассмотреть особенности творческого поведения в психолого-педагогической литературы.
2) Раскрыть особенности младшего возраста.
3) Выявить особенности творческого поведения в младшем школьном возрасте
4) Описать организацию и методическое обеспечение исследования.
5) Сделать анализ результатов исследования.
6) Разработать практические рекомендации по развитию творческих способностей
1. Изучить теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников.
2. Определить основные направления развития творческих способностей школьников.
3. Организовать проведение экспериментального исследования уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Провести работу по развитию творческих способностей младших школьников и проанализировать полученные результаты.
Теоретической и методологической основой нашего исследования является теория развития творческой личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Д.Б. Богоявленская); теория ближайшего развития (Л.С. Выготский).
Методы исследования.
В работе использовались следующие методы и методики исследования:
1. Методики «Придумай рассказ» Р.С. Немова.
2. Методика «Три слова» О.В. Боровик.
3. Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса.
Экспериментальная база исследования: Средняя общеобразовательная школа №30, дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В тексте курсовой работы содержатся 8 таблиц, 4 рисунка. Библиографический список содержит 28 наименований источников. Содержание работы изложено на 41 странице.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
Первая глава «Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у школьников» посвящена теоретическому изучению данной проблемы. В ней приведен анализ психолого-педагогической литературы, которая посвящена исследованию развития творческих способностей и творческого воображения младших школьников.
Вторая глава «Эмпирическое исследование творческих способностей школьников» посвящена проведению конкретного исследования уровня развития творческих способностей младших школьников и определению особенностей их развития, описанию проведения систематической работы и методических рекомендации по развитию творческих способностей обучающихся.
Заключение содержит выводы, которые основаны на проведенном исследовании об особенностях развития творческих способностей школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления дошкольников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляков В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.
2. С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.
3. Проведя исследование на определение уровня творческого воображения детей младшего школьного возраста, было определено, что большинство детей исследуемой группы характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности, младшие школьники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.
4. При целенаправленном и систематическом обучении детей увеличились показатели уровня творческого воображения, увлеченности процессом работы и оригинальностью замысла, улучшилось проявление творчества и воображения исследуемой группы младших школьников.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей у младших школьников

1.1 Понятие творческого поведения в психолого-педагогической литературе

Анализ проблемы развития творческого поведения во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в это понятие. Зачастую в обыденном понимании творческое поведение отождествляется со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и др.
Данное понятие имеет тесную связь с понятием «творчество», «творческая деятельность». Однако суждения ученых по поводу того, что считать творческим, достаточно противоречивы.
Так, творчество можно рассматривать в разных аспектах:
— творчество как продукт, то есть то, что создано;
— творчество как процесс, то есть как создано;
— творчество как процесс подготовки, то есть как развивать творчество.
При этом продукты творчества представляют собой не только материальные продукты, но также могут выступать в форме новых мыслей, идей, решений. Другими словами, творчество представляет собой создание чего-то нового в различных планах и масштабах.
С психологической и педагогической точки зрения ценным выступает сам процесс творческой работы, выявление средств и методов развития творчества, поскольку оно представляет собой целеустремленный, упорный и напряженный труд, вызывает необходимость активной мыслительной деятельности, волевые и эмоциональные черты.
Тем самым мы можем сказать, что творческие способности представляют собой индивидуальную психологическую особенность личности, проявляющейся в наличии своей точки зрения на окружающую действительность, направляемой на создание новых и оригинальных продуктов.
Творчество рассматривается как активность личности, заключающуюся в возможности выхода за пределы заданного. Оно предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. Можно говорить о том, что имело место развитие деятельности по инициативе самой личности, а это и есть творчество.
Феноменологию творчества можно разделить на три основных вида, которым соответствуют типы творчества:
— Стимульно-продуктивный — деятельность может иметь продуктивный характер, но эта деятельность каждый раз определяется действием какого-либо внешнего стимула.
— Эвристический — деятельность принимает творческий характер. Имея достаточно надёжный способ решения, человек продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения. Каждая найденная закономерность переживается как открытие, творческая находка, новый, «свой» способ, который позволит решить поставленные задачи;
— Креативный — самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как приём решения, а выступает в качестве новой проблемы. Найденные закономерности подвергаются доказательству путём анализа их исходного генетического основания. Здесь действие индивида приобретает порождающий характер и всё более теряет форму ответа: его результат шире, чем исходная цель. Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестаёт быть только ответом, только решением заранее поставленной задачи. При этом оно остаётся и решением, и ответом, но вместе с тем в нём есть нечто «сверх того», и этим и определяется его творческий статус.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы