Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития темперамента у детей с гиперактивностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ.. 5

1.1. Понятие гиперактивности. 5

1.2. Возрастная
динамика гиперактивного поведения. 12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ
СВЯЗИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ТЕМПЕРАМЕНТА.. 17

2.1. Основы темперамента. 17

2.2. Рекомендации
по коррекции поведения. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 31

 

  

Введение:

 

 

Процесс становления детской личности сложен и противоре­чив.
Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчеркивал известный отечественный
психолог и педагог В.В.Зеньковский. Перед ребенком раскрыты бесконечные перспективы
духовного развития. Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Нель­зя воспитать
человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма». С психологической
точки зрения лич­ность есть комплекс «данного и скрытого, действующего и дрем­лющего
в глубине, эмпирического и внеэмпирического». Специальные исследования показали,
что синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением (СДВГ), часто встречающийся
у современных детей, является самой серьезной причиной трудностей обучения и нарушений
поведения в дошкольном возрасте и их социальной дезадаптации.

Считается,
что СДВГ вызывается взаимодействием генетических и средовых факторов. Согласно результатам
опубликованных исследований, генетические факторы, приводящие к СДВГ, также связаны
с другими нарушениями. Так, общие генетически влияния обнаружены в случае дислексии
и симптомов невнимательности, симптомов гиперактивности-импульсивности и оппозиционных
расстройств поведения, СДВГ и симптомов аутизма. Более того, предполагается, что
гены, ответственные за деление клеток, клеточную адгезию и миграцию нейронов имеют
отношение к наступлению СДВГ. Что касается средовых факторов риска, то здесь исследователи
отметили негативное влияние курения и употребления алкоголя матерью в дородовый
период, материнской депрессии, низкой массы тела новорожденного, плохих методов
родительского воспитания, а также проживания в неблагополучных районах.     

В последние годы наблюдается увеличение количества исследований
по связи между СДВГ и конкретными темпераментами. Однако связь диагноза СДВГ с изменением
темперамента у детей изучались редко, поскольку такие исследования в основном проводились
со взрослыми
. Главным образом тип темперамента определяется врожденным
типом нервной системы. Взаимодействие двух процессов – возбуждения и торможения,
преобладание одного из них, длительность протекания, сила реакции – все это определяет
тип темперамента. Влияет ли гиперактивное поведение на изменение темперамента –
вопрос, которым задаются многие исследователи и это именно тот вопрос, который будет
рассмотрен в данной работе.

  Актуальность темы исследования определена тем,
что
выбранный вид отклоняющегося поведения
является частым видом, встречающийся на практике.

Объектом исследования является
детская психология.

Предметом исследования является
темперамент и гиперактивность у детей.

Цель исследования – изучить
возможную взаимосвязь между гиперактивностью и темпераментом ребенка.

Согласно обозначенной цели,
в ходе исследования следует выполнить ряд задач:

                  
изучить симптомы СДВГ и возрастную динамику
гиперактивного поведения;

                  
рассмотреть влияние гиперактивности на формирования
темперамента;

Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованных источников.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Проблема
синдрома дефицита внимания с гиперактиностью важнейшая психологическая проблема
цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:

                  
во-первых, дети с синдромом плохо усваивают
школьную программу;

                  
во-вторых, они не подчиняются общепринятым
правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального
контингента составляют лица с СДВГ;

                  
в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят
различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;

                  
в-четвертых, вероятность стать наркоманом или
алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;

                  
в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5%
до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека
– дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

В
России исследования в данном направлении проходят в Центре поведенческой неврологии
Института мозга человека (Санкт-Петербург), на кафедре детской неврологии РНИМУ
им. Пирогова (Москва) и в Институте медико-биологических исследований САФУ (Архангельск).
В фокусе исследователей наиболее часто оказываются генетические механизмы возникновения
СДВГ, функциональное состояние головного мозга при данном расстройстве, а также
поиск новых методик лечения этого заболевания. Однако влияние гиперактивности на
формирование или изменения темперамента является предметом спора. На данный момент
исследований достаточно мало и не доказана взаимосвязь между этими двумя понятиями.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

1.1. Понятие
гиперактивности

 

Это нормально, когда дети время от времени забывают свою
домашнюю работу, мечтают во время занятий, ведут себя не задумываясь или нервничают
за обеденным столом. Но невнимательность, импульсивность и гиперактивность также
являются признаками синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), иногда
известного как синдром дефицита внимания или СДВГ.

СДВГ — это распространенное расстройство нервного развития,
которое обычно появляется в раннем детстве, обычно в возрасте до семи лет. СДВГ
мешает детям сдерживать их спонтанные реакции — реакции, которые могут включать
в себя все, от движения до речи и внимательности. Мы все знаем детей, которые не
могут сидеть на месте, которые, кажется, никогда не слушают, которые не следуют
инструкциям, независимо от того, насколько ясно вы их представляете, или которые
с непристойностью произносят неуместные комментарии. Иногда таких детей называют
нарушителями спокойствия или критикуют за лень и недисциплинированность. Тем не
менее, они могут иметь СДВГ.

Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это
хроническое заболевание, которое поражает миллионы детей и часто продолжается до
зрелого возраста. СДВГ включает в себя сочетание постоянных проблем, таких как трудности
с поддержанием внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Дети с СДВГ могут
также иметь низкую самооценкой, проблемными отношениями и плохую успеваемость в
школе. Симптомы иногда уменьшаются с возрастом. Тем не менее, некоторые люди никогда
полностью не перерастают симптомы СДВГ.

Хотя лечение не вылечит СДВГ, оно может сильно помочь с
симптомами. Лечение обычно включает в себя лекарства и поведенческие вмешательства.
Ранняя диагностика и лечение могут иметь больше влияние на конечный результат.

К основным признакам СДВГ относятся невнимательность и
гиперактивно-импульсивное поведение. Симптомы СДВГ начинаются до 12 лет, а у некоторых
детей они заметны уже в 3 года. Симптомы СДВГ могут быть слабыми, умеренными или
тяжелыми, и они могут продолжаться в зрелом возрасте. СДВГ чаще встречается у мужчин,
чем у женщин, и поведение может быть различным у мальчиков и девочек. Например,
мальчики могут быть более гиперактивными, а девочки — тихо невнимательными. Есть
три подтипа СДВГ:[1]

                  
Преимущественно невнимательный.
Большинство симптомов подпадают под невнимание.

                  
Преимущественно гиперактивный
/ импульсивный. Большинство симптомов гиперактивные и импульсивные.

                  
Комбинированное. Это
смесь невнимательных и гиперактивных / импульсивных симптомов.

Один из основных принципов СДВГ это невнимательность. Ребенок,
проявляющий невнимательность, часто может:

                  
Не уделять пристального
внимания деталям или допускать очевидные ошибки в учебе;

                  
Имеет проблемы с сосредоточением
на задаче или игре;

                  
Теряет концентрацию,
не слушает, даже если говорить с ним напрямую;

                  
Имеет трудности с выполнением
инструкций и не в состоянии закончить школьную работу или домашние дела;

                  
Есть проблемы с организацией
задач и мероприятий;

                  
Избегает или не любит
задачи, которые требуют сосредоточенных умственных усилий, такие как домашняя работа;

                  
Теряет предметы, необходимые
для выполнения заданий или занятий, например, игрушки, школьные задания, карандаши;

                  
Легко отвлекается;

                  
Забывает делать некоторые
ежедневные действия, например домашние задания.

Ребенок, у которого наблюдаются признаки гиперактивных
и импульсивных симптомов, часто проявляет следующее поведение:[2]

                  
Непоседа. Если касаться
его или ее руки или ноги, начинает извиваться на сидении;

                  
Трудно сидеть в классе,
других местах, где требуется;

                  
Нуждается в постоянном
движении;

                  
Бегает, ползает и лазает
везде, вне зависимости от места и уместности этих действий. Не осознает неуместности
своего поведения;

                  
Не может играть или
делать задания тихо;

                  
Много говорит;

                  
Перебивает того, с
кем говорит, выкрикивает ответы;

                  
Не в состоянии ждать
своей очереди;

                  
Прерывает или вмешивается
в разговоры, игры или действия других людей.

Конечно же, многие дети обладают признаками, описанными
выше. Однако следует понимать и отличать обычное детское поведение от поведения
детей с синдромом СДВГ. Большинство здоровых детей в то или иное время невнимательны,
гиперактивны или импульсивны. Для дошкольников характерно иметь короткие промежутки
внимания и не иметь возможности долго заниматься одним делом. Даже у детей старшего
возраста и подростков продолжительность внимания часто зависит от уровня интереса.
То же самое относится и к гиперактивности. Маленькие дети от природы энергичны —
они часто полны энергии даже после того, как измотали своих родителей. Кроме того,
некоторые дети, естественно, имеют более высокий уровень активности, чем другие.
Дети никогда не должны классифицироваться как имеющие СДВГ только потому, что они
отличаются от своих друзей или братьев и сестер. Дети, которые имеют проблемы в
школе, но хорошо ладят с родными или с друзьями, скорее всего, борются с чем-то,
кроме СДВГ. То же самое относится к детям, которые гиперактивны или невнимательны
дома, но в учебе и общении со сверстниками изменений в поведении не присутствует.

Гиперактивность
— это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского
вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте. Расстройство может повлиять
на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным
по чрезмерной психической и моторной активности.[3]

Признаки
расстройства у разных детей могут обнаруживаться по- разному. У большинства детей
расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить.
Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками
неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.
При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не
может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей,
тянет руку, чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность
и забывчивость. Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен
качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает
разговор сверстников и взрослых.

Многие
родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается
от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Стоит заметить,
что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети
являются очень интеллектуальными и художественно одаренными. Отличие активности
от гиперактивности можно рассмотреть в таблице 1.

 



[1]
Глозман Ж. М. Проблемные
дети: почему их становится всё больше? / Ж. М. Глозман // Воспитание и обучение
детей младшего возраста. — 2016. — № 5. — С.7-11

[2]
Ноговицына О.Р. Левитина Е.В.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика и коррекция у детей
// Российский педиатрический журнал. — № 3. — 2005. — С. 18-21.

[3]
Лукина М.
СДВГ — диагноз или миф? [Электронный ресурс] URL:
http://www.materinstvo.ru/art/3898 (дата обращения: 15.05.2020).

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы