Курсовая с практикой на тему Особенности развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей 5
2.1. Значимость сюжетно-ролевой игры как средства социализации и мотивации 9
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИГР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 11
2.1. Описание хода и методов исследования 11
2.2. Результаты диагностики любознательности детей дошкольного возраста с ЗПР 12
2.3. Сценарии игр, направленных на развитие любознательности дошкольников с ЗПР 17
2.4. Результаты повторной диагностики на развитие любознательности детей с ЗПР 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
ГЛОССАРИЙ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 24
Приложения 26
Введение:
Актуальность. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, в некоторых случаях она обуславливается задержкой психического развития дошкольников.
В свою же очередь, игра активно способствует развитию любознательности как познавательного процесса. При этом необходимо дифференцировать игры по тому, какой процесс они развивают: смекалку, выдержку или же эмоционально-волевую сферу.
По этой причине актуальность данного исследования обусловлена тем, что проблема развития познавательных процессов успешно разрешается в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, которые развивают ребенка с ЗПР, вводят его в социальные процессы. Исходя из этого необходимо сформулировать тему представленного исследования:
«Особенности развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Цель исследования: выявление роли сюжетно-ролевой игры в социальном развитии ребенка с ЗПР путем развития процессов любознательности.
Исходя из поставленной цели, необходимо сформулировать следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с ЗПР.
2. Выявить значимость сюжетно-ролевой игры как средства социализации и мотивации.
3. Провести входную и итоговую диагностики.
4. Разработать сценарии игр.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования заключается в том, что любознательность, которая развивается в игровом процессе, влияет на социализацию личности старшего дошкольника с ЗПР.
Методы исследования:
— теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
— практические: опрос, анкетирование, методы математической статистики (дисперсионный анализ).
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Во введении обуславливается актуальность темы и ставятся задачи.
В первой главе приводятся теоретические основы сюжетно-ролевой игры и специфические особенности развития старших дошкольников с ЗПР.
Во второй главе проводится непосредственно исследование развития уровня любознательности у ребенка, а также приводятся игры, способствующие развитию.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Объем работы: 35 страниц, из них 12 страниц – приложение, 1 страница – глоссарий, 2 страницы – список использованной литературы и источников.
Заключение:
В ходе решения первой задачи нами были рассмотрены психолого-педагогические особенности детей с ЗПР. Было выяснено, что старшие дошкольники с ЗПР являются детьми тревожными, не самостоятельными, у них слабо развиты факторы любознательности личности, которая представляется побуждающим свойством к психическому развитию дошкольников.
В ходе решения второй задачи мы выявили значимость сюжетно-ролевой игры как средства социализации и мотивации. Было выяснено, что игра очень сильно влияет на любознательность и, соответственно на процессы социализации детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, раскрепощая детей и моделируя социальные взаимодействия.
В ходе решения третьей задачи было представлено описание хода и методов исследования. Здесь говорится о том, что экспериментальная работа производилась в двух группах (контрольная и экспериментальная), в каждой группе состояло по 5 человек (девочек и мальчиков). Кроме исследования самих детей, проводился также опрос среди воспитателей и родителей. На основе совокупно полученных данных были представлены результаты констатирующего эксперимента. Целью констатирующего эксперимента является выявление исходного уровня развития любознательности старших дошкольников с ЗПР, а также в определение роли игр и характера игрового процесса в условиях дошкольного учреждения. Уровни любознательности были ранжированы по трем группам: низкий, средний и высокий.
В ходе решения четвертой задачи были представлены результаты проведенной входной диагностики на конституирующем этапе исследования. Было выявлено, что имеется в основном недостаточная степень развития любознательности и активности детей в обоих группах. Так, дети с большим желанием вовлекаются в игровую деятельность. Отмечается также и то, что в играх старшим дошкольникам с ЗПР особенно нравится непринужденность обстановки, благоприятный эмоциональный фон производимой деятельности и общения, занимательность непосредственного процесса.
В ходе решения пятой задачи были предложены сценарии игр, направленные на развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста.
В ходе решения шестой задачи были представлены результаты повторной диагностики любознательности, которая была проведена только в экспериментальной группе, как и система игр. Так, было выявлено, что в экспериментальной группе произошло повышение уровня любознательности с низкого до среднего, что отмечается как родителями и воспитателями, так и просматривается в ходе непосредственного наблюдения за детьми. Следовательно, можно говорить о том, что разработанная система игр с сюжетно-ролевым уклоном является эффективной в развитии любознательности и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи данного исследования решен. Цель исследования является достигнутой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1. Психолого-педагогические особенности детей
Понятие ЗПР характеризует тех детей, у который имеются органические повреждения или недостаточность функционального аспекта ЦНС. Для таких детей присуща некоторая незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности [4].
Обратим внимание, что на появление ЗПР влияют следующие факторы: конституциональные, хронические соматические заболевания, органическое поражение ГМ, неблагоприятные условия воспитания.
Рассмотрим классификации ЗПР. Так, с точки зрения М.С. Певзнер и Т.А. Власовой формы ЗПР структурируются следующим образом:
1) Задержка развития, которая обуславливается психическим инфантилизмом, а также недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоциональной сферы и факторов любознательности [6].
2) Задержка, которая формируется еще в раннем возрасте.
Интересно, что неосложненный психический инфантилизм можно понимать в качестве благоприятной формой ЗПР.
Представим также классификацию К.С. Лебединской. Автор выделяет четыре основных варианта ЗПР:
1) ЗПР конституционального происхождения, демонстрирующие факторы запаздывания темпа аспектов развития личности, которое выражается в определенной степени незрелости эмоционально-волевой сферы, которая оказывает влияние на поведение дошкольника и его социальную любознательность.
2) ЗПР соматогенного происхождения. В данном случае эмоциональная незрелость характеризуется достаточно длительными хроническими заболеваниями.
3) ЗПР психогенного происхождения. Так, при раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора может возникнуть патологическое личностное развитие.
4) ЗПР церебрально-органического генеза, происходящая при патологическом течении беременности матери, травм ЦНС в первые годы жизни [12].
Представим классификацию В.В. Ковалева.
1) Церебрастенический инфантилизм, при котором эмоциональная незрелость тождественна некоторой повышенной интеллектуальной утомляемости.
2) Церебрально-органический инфантилизм, проявляющийся в поврежденности нервной системы вследствие патологии беременности и родов [4].
У старших дошкольников личностное развитие наблюдается в формировании самосознания, исходящего из познаний ребенка о себе, из способности оценивать собственные поступки. Также появляется критичность мышления, адекватная дифференцированная самооценка. Кроме того, происходят существенные трансформации в личностном развитии, что отражается в следующем:
1. в перестройке мотивационной сферы, которая демонстрируется непосредственно в преобладании познавательных и социальных мотивов.
2. в становлении социальной позиции, а также навыков саморегуляции и произвольности в деятельности.
3. в формировании определенной самостоятельности.
4. в способности адаптированности к условиям, которые могут постоянно трансформироваться.
Развитие старшего дошкольника, кроме того, обусловлено определенной степенью осознанности и произвольности в процессах межличностного взаимодействия. Кроме того, факторы любознательности в данном случае играют преимущественную роль, поскольку они являются движущими и предопределяющими в любой деятельности [14].
Старший дошкольный возраст является решающим в процессе становления личности, складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.
ЗПР старшего дошкольника может быть обусловлена определенными нарушениями психофизиологической организации детского организма, и, соответственно, отклонениями в культурном развитии ребенка, в глубине его любознательности как таковой [8].
При этом системообразующим фактором патологического уровня личностного развития представляется наличие проявленных затруднений в плане социально-психологической адаптации, которая, в свою очередь, демонстрируется во взаимодействии личности при межличностном взаимодействии.
В случаях какого-либо отклонения в становлении личности старшего дошкольника отмечается более позднее развитие психических процессов, в том числе и личностные характеристики формируются несколько несвоевременно. Данное, как правило, связано с факторами социально-психологической адаптации ребенка, которая исходит от процессов его любознательности.
Интересно отметить, что достаточно поэтапно проходит трансформация самооценки. Причем, побудительным элементом в личностном развитии старшего дошкольника с ЗПР рассматривается переход от предметной оценки другого человека к оценке непосредственно его личностных свойств и внутренних состояний своей личности [2].