Курсовая с практикой на тему Особенности развития связной речи у детей с нарушениями зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Характеристика развития детей с нарушениями зрения. 6
1.2. Особенности развития связной речи у детей с нарушениями
зрения. 14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. 20
2.1. Диагностика нарушения связной речи у детей с нарушениями
зрения 20
2.2. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей с
нарушениями зрения. 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ. 34
Введение:
В настоящее время наблюдается
тенденция к увеличению числа детей с нарушениями зрения. Одним из ведущих
составляющих симптомокомплекса зрительного дефекта является нарушение
зрительного восприятия.
Проблеме развития зрительного
восприятия дошкольников с нарушением зрения уделялось серьезное внимание как в
публикациях теоретического, так и экспериментального характера.
Сегодня можно выделить ряд исследований,
объектом изучения которых является развитие зрительного восприятия детей со
зрительной депривацией: Л.П. Григорьева (система развития зрительного
восприятия у слепых и слабовидящих, включающей в себя как психофизиологические,
так и психолого-педагогические методы его развития), Л.И. Плаксина (различение
детьми с нарушениями зрения цветов, их оттенков) и другие.
Коррекция нарушения зрительного
восприятия особенно осложняется в период дошкольного детства ребенка, что
связано, с присущей этому возрасту, физической и психической приспособляемостью
ребёнка к зрительной депривации и являющейся для него психической травмой.
Установлено, что нарушения зрительного восприятия у детей дошкольного возраста
со зрительным дефектом препятствуют их успешному, продуктивному обучению,
негативно влияют на процесс адаптации и социализации (Л.П. Григорьева, М.И.
Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина и др.). В отечественной психологии
зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и
опознавательных действий (Л. А. Венгер, A. B. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. П.
Зинченко и др.).
В научных исследованиях Т.П.
Зинченко отмечается, что зрительное восприятие обладает всеми известными в
общей психологии свойствами: предметностью, избирательностью, осмысленностью,
обобщённостью, апперцепцией и константностью [6].
Проблеме развития зрительного
восприятия посвящены исследовательские работы Т.Г. Бетелевой, которая выделила
основные его виды: восприятие цвета, восприятие формы, восприятие пространства
[1].
Важно отметить, что зрительное
восприятие является одной из основных психических функций детей дошкольного
возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем
мире. Зрительное восприятие является фундаментом зрительного внимания,
зрительной памяти и мышления.
Известно, что в дошкольном возрасте
зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность,
имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Совершенство восприятия, полнота и
точность образов зависят от того, насколько полной системой способов,
необходимых для обследования, владеет ребенок.
Поэтому главными линиями развития
зрительного восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию,
структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов
(Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.).
По данным исследований Л.П. Григорьевой,
Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной и др. нарушение зрительного восприятия при
зрительных дефектах значительно затрудняет формирование образов окружающей
действительности и препятствует ребенку в полном объеме отражать в сознании
предметы и явления.
Тифлопсихологические исследования
становления зрительного образа у дошкольников со зрительной патологией
показывают, что процесс восприятия подчиняется тем же закономерностям, что и
при сохранном зрении, но в то же время отличается своеобразием, характеризуется
большей длительностью и развернутостью (Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина и др.).
Зрительные дефекты приводят к тому,
что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые, часто
второстепенные признаки объектов, в связи, с чем возникающие образы искажаются
и часто бывают, неадекватны действительности.
У большинства дошкольников со
зрительной депривацией проявляются особенности в формировании зрительных
образов, которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в
оперировании ими, характера и степени нарушения зрения [3].
В результате у дошкольников со
зрительной патологией часто формируются искаженные, суррогатные образы и
создается своя, типичная для этой категории детей, система образов,
характеризующихся чрезмерной конкретностью, недостаточной обобщенностью, как
отдельных образов, так и всей поступающей извне сенсорной информации.
Целью данной
работы является изучение развития речи у детей с нарушением зрения.
Задачами данной работы являются:
— изучение теоретических аспектов развития речи у
детей с нарушением зрения;
— анализ практических аспектов развития речи у детей с
нарушением зрения.
В ходе исследования была использована
комплексная методика, включающая в себя: наблюдение, методы статистической
обработки данных, анализ психолого-педагогической литературы.
Объект исследования: дети дошкольного
возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие речи у детей с
нарушением зрения.
Структура курсовой
работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Целью данной работы было изучение
особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
В работе рассматривались такие заболевания
как косоглазие и амблиопия. Косоглазие — это отклонение зрительной линии одного
из глаз от совместной точки фиксации.
Амблиопия — это понижение зрения,
обусловленное функциональными расстройствами зрительного анализатора,
выражающееся в снижении остроты центрального зрения. При этом один из двух глаз
почти (или полностью) не задействован в зрительном процессе.
Является доказанным фактом то, что
нарушения зрительной системы наносят значительный ущерб формированию
психических процессов ребенка с нарушением зрения и его двигательной сферы.
Это, в свою очередь, довольно сильно ограничивает естественную социализацию
детей [2]. Также в работе рассмотрен процесс компенсации зрительной
недостаточности у дошкольников с нарушением зрения, раскрывается значение
развития осязания и мелкой моторики в данном процессе, описываются две
составляющие разработанного курса занятий по проблеме исследования.
Работа содержит оценку эффективности
данного курса, в ней говорится о положительном влиянии разработанных упражнений
на процесс развития организма ребенка и различных возможностей детей с
косоглазием и амблиопией.
Необходимым условием организации успешного
обучения и воспитания детей с нарушением зрения (амблиопией и косоглазием) в
дошкольных учреждениях компенсирующего вида является создание
коррекционно-развивающей среды, позволяющей обеспечить их полноценную социальную
адаптацию и успешную интеграцию в современное общество.
Понятие коррекционной среды включает в
себя и понятие доступности, так как для детей с нарушением зрения требуется
дидактический материал, специально подготовленный или адаптированный с учетом
их зрительных возможностей и индивидуальных особенностей.
Дети с амблиопией и косоглазием получают
недостаточно информации об окружающем мире. Зрительное восприятие у таких детей
происходит на суженной сенсорной основе, вследствие чего снижается их
качественный уровень представлений о том, что их окружает. Поэтому одним из
направлений работы тифлопедагога с детьми, имеющими нарушения зрения, является
развитие их сенсорной культуры, усвоение сенсорных эталонов, расширение
чувственного опыта.
Формированию представлений о сенсорных
эталонах помогают дидактические игры, которые тифлопедагог включает в
специальные коррекционные занятия. Все пособия и дидактический материал
подбираются не только в соответствии с требованиями программы, но и с задачами
лечебно-восстановительного процесса.
В результате проведенного исследования
удалось установить, что создание доступной среды посредством серии игр из
бамбука и дифференцированный подход к детям на занятиях помогает успешно решать
задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать
результат лечебно-восстановительной работы, что обеспечивает высокий уровень
компенсации дефекта.
Это подтверждается данными
тифлопедагогического обследования воспитанников коррекционной группы, которое
проводится в начале и в конце учебного года.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Характеристика развития детей с нарушениями зрения Охрана зрения детей – актуальная
медико-социальная проблема. Зрительные нарушения и заболевания глаз могут
привести инвалидности по зрению с детства. По данным Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) в мире около 1,5 млн слепых детей, и в 40% случаев
детскую слепоту можно было бы предотвратить.
В Российской Федерации
распространенность зрительных нарушений у детей составляет 16,0 на 10 тыс.
детского населения, слепоты на один и оба глаза 5,0 и 2,0 соответственно.
Инвалиды по зрению с детства – 20,7% от общего числа инвалидов по зрению [12].
Основными причинами слепоты и слабовидения с детства являются патология
зрительного нерва и сетчатки, врожденные заболевания глаз (катаракта, глаукома,
аномалии развития, ретинопатия недоношенных детей). В специализированных школах
для слепых и слабовидящих врожденная патология органа выявляется в 88-92%
случаев.
Вместе с тем широко распространена
приобретённая патология у детей, которая при своевременном выявлении может быть
предупреждена и излечена. Особенность офтальмологических заболеваний в детском
возрасте состоит в том, что они развиваются на фоне ещё не развитой зрительной
системы. Формирование органа зрения, развитие и совершенствование зрительных
функций происходит с первых дней жизни ребенка и продолжается до 16-18-летнего
возраста. Своевременное принятие мер профилактики глазных заболеваний служит залогом
правильного развития зрительной системы ребёнка.
Известно, что в дошкольном возрасте
зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность,
имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления.
Нарушение зрения может выражаться как в
тяжелых зрительных патологиях (незрячие), так и в менее отягощенных нарушениях
(слабовидящие). Их отличие проявляется в том, что при тотальном нарушении
острота зрения данной подкатегории детей находится в диапазоне от 0 (0%) до
0,04 (4%), детей с остротой зрения более 0,04 до 0,4 (40%) на лучше видящем
глазу относят к подгруппе слабовидящих.
Помимо данных показателей, важные различия
будут в психолого-педагогическом воздействии, т.к. коррекционная работа
основывается на взаимодействии анализаторов и включении компенсаторных
механизмов, тем самым развивается функция, не связанная с пострадавшей
напрямую. О чем в научных трудах писал Л.С. Выготский, подчеркивая, что тяжесть
зрительного дефекта заключена не в самом недостатке, а в тех последствиях, тех
вторичных осложнениях, которые им вызваны [2].
Так в работе со слабовидящими воздействие
осуществляется и на зрительное восприятие, всеми доступными средствами
стимулируя его. В дошкольном возрасте социальные нормативные требования,
предъявляемые ребенку, а также его собственные психологические потребности в
расширении круга общения, в частности со сверстниками, вызывают необходимость в
своеобразном «теоретическом» сотрудничестве, которое осуществляется посредством
вербальных и не вербальных видов коммуникации.
Дети, имеющие ограничения восприятия
посредством зрительного анализатора лишаются, довольно большого объема
информации, в следствии чего представление о собеседнике, понимание его детьми
может носить искаженный характер.
В настоящее время особое
внимание при воспитании и обучении детей с косоглазием и амблиопией в
дошкольных учреждениях обращено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных
отклонений в развитии дошкольников, осуществление лечебно-восстановительной
работы по исправлению данных нарушений зрения, а также успешную подготовку
ребят к обучению в школе. Под готовностью к школьному обучению понимают
достижение ребенком