Курсовая с практикой на тему Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольников с НОДА.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
855737
Введение:
Развитие
речи представляет собой одно из наиболее важных направлений и областей
дошкольного образования. Речь представляет собой основное средство общения и
коммуникации, а также основу для развития мышления. Связная монологическая речь
представляет собой одну из наиболее сложных форм речевой деятельности. Развитие
связной монологической речи требует значительного внимания со стороны педагогов
и систематической, комплексной, грамотно организованной деятельности в данном
направлении.
Исследователи
в области психологии и педагогики дошкольного возраста отмечают, что именно
дошкольный этап онтогенеза является сензитивным для формирования всех видов
речевой деятельности. Соответственно, к началу школьного обучения ребенок
должен овладеть всеми формами речевой деятельности.
Процесс
развития связной монологической речи детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата обладает определенной спецификой, связанной с особенностями их
развития. Группа детей с НОДА – это обширная группа детей, которые
характеризуются в первую очередь наличием разнообразных нарушений двигательной
сферы и активности, что оказывает негативное влияние на развитие психической
сферы и речевой деятельности. Развитие речевой активности на самых ранних
этапах онтогенеза неразрывно связано с развитием моторики человека. У детей с
НОДА формирование речевой деятельности серьезно осложнено в связи со спецификой
формирования их двигательной сферы. Во многих случаях отмечается замедленное и
осложненное становление всех видов речи, в том числе связной монологической
речи. У таких детей в первую очередь страдает произносительная сторона речи,
это обусловлено нарушениями процесса формирования двигательной активности
артикуляционного аппарата. У детей с НОДА снижена познавательная и мыслительная
активность, интерес к окружающему миру. Нарушение процесса коммуникации с
окружающими определяет специфику развития диалогической формы связной речи
таких дошкольников. Таким образом, оказывается нарушенным развитие всех
предшествующих связной монологической речи форм речевой деятельности, что
провоцирует наличие недостатков и в ее формировании. Это определяет противоречие
между активным развитием речи ребенка в дошкольном периоде и имеющимися
у детей с НОДА особенностями развития, препятствующими нормативному формированию
речи.
Соответственно,
возникает проблема: каким образом организовать эффективную деятельность по
развитию связной монологической речи старших дошкольников с НОДА с учетом
специфики их развития.
Цель
исследования: изучить особенности развития связной монологической речи старших
дошкольников с НОДА.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать типы и особенности
проявлений нарушений опорно-двигательного аппарата;
2. Изучить специфику развития речи
дошкольников с НОДА;
3. Рассмотреть основные методы и подходы к
развитию связной монологической речи дошкольников с НОДА;
4. Эмпирически изучить особенности развития
связной монологической речи дошкольников с НОДА.
Объект
исследования: связная монологическая речь старших дошкольников с НОДА.
Предмет
исследования: особенности развития связной монологической речи старших
дошкольников с НОДА.
Гипотеза:
в становлении связной монологической речи детей с НОДА имеются недостатки,
связанные с особенностями их развития, преодоление которых требует специально
организованной коррекционной деятельности.
Теоретико-методологическая
основа исследования: психологическая природа связной речи, ее механизмы и
особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А.
Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других ученых. Методические проблемы обучения
монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородич,
Н. Ф. Виноградовой, Л. В. Ворошниной, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, Н. А.
Орлановой, Е. А. Смирновой, Н. Г. Смольниковой, О. С. Ушаковой, Л. Г. Шадриной.
Практическая
значимость исследования: результаты данного исследования позволяют получить
более глубокое представление об особенностях формирования связной речи старших
дошкольников с НОДА. Полученные данные могут быть полезны для учителей-дефектологов,
логопедов, воспитателей, работающих с данной категорией детей в качестве основы
для построения индивидуальных программ развития речи детей с НОДА.
Методы
исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных
данных, логопедическое обследование связной речи старших дошкольников с НОДА,
качественный и количественный анализ данных.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической, включающей три
параграфа, и эмпирической, включающей два параграфа, заключения, списка
литературы.
Заключение:
Детский
церебральный паралич имеет существенное влияние на формирование патологических
двигательных стереотипов, часто сопровождающихся интеллектуальными,
психическими, сенсорными и соматическими нарушениями. Особое место в сложной
структуре нарушений у детей с ДЦП занимают речевые расстройства. Выраженность
нарушений разнообразна от легких (стертых) форм дизартрии до совершенно
неразборчивой речи. Речевой дефект является одной из значимых причин
закладывания, определенных негативных личностных качеств у ребенка, таких как
пассивность, замкнутость, неуверенность, обидчивость, что негативно сказывается
на общение детей со взрослыми и здоровыми сверстниками. Теоретическое
исследование позволило изучить феноменологию детского церебрального паралича,
закрепить знания об особенностях связной речи при ДЦП.
По
результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1.
Речевые нарушения у обучающихся с ДЦП являются распространенными расстройствами
в сложной структуре дефекта, имеющие разнообразную выраженность и патогенез.
2. Анализ
констатирующего эксперимента показал, что развитие связной речи обучающихся с
ДЦП характеризуются нарушением практически всех ее компонентов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования развития связной
монологической речи дошкольников с НОДА
1.1 Понятие связной монологической речи Любой
ребенок должен в определенной мере овладеть умением содержательно, с соблюдением
норм грамматики, связно и логично выстраивать свои высказывания, монологи.
Кроме того, речь ребенка должна разворачиваться свободно, непосредственно,
выразительно.
Связная
речь представляет собой самый высокий уровень развития речемыслительной
деятельности, которая является индикатором степени сформированности речевого и
умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Связная
речь отображает структуру познавательных процессов ребенка, уровень развития
навыка понимать воспринимаемое и передавать его в грамотной, ясной, логической
речи. По тому, насколько ребенок способен к организации собственных
высказываний, можно делать выводы о степени сформированности его речевой
деятельности.
Продуктивность
школьного обучения ребенка в большой мере связана с уровнем развития у него
связной речи. Понимание и воспроизведение текстовой информации, умение распространенно
и понятно отвечать на вопросы, самостоятельно выстраивать свои аргументы –
названные и другие учебные действия напрямую связаны с определенной степенью
сформированности связной речи.
Умение
выстраивать монолог дает ребенку возможность быть полноценным участником
общения, справиться с молчаливостью и робостью, повышает уровень уверенности в
себе.
Ф.А.Сохин под связной
речью понимает развернутое изложение определенного содержания, которое
осуществляется логично,