Курсовая с практикой на тему Особенности развития социализации по средствам ролевых игр у детей 3-4 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАННЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Сущность процесса социализации личности в трудах исследователей 9
1.2 Особенности процесса социализации детей 3-4 лет 14
1.3. Ролевые игры как средство развития социализации детей 3-4 лет 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПО СРЕДСТВАМ РОЛЕВЫХ ИГР У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 26
2.1. Анализ группы детей, принимающих участие в эксперименте 26
2.2. Описание методик исследования 29
2.3. Результаты исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Введение:
Актуальность исследования. Применение игровой деятельности в развитии личности детей дошкольного возраста является важной частью формирование личности в целом и социализации ребенка в обществе. Социализация личности представляет собой процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, в процессе которых усваиваются социально-культурные ценности и создаются новые. Социализация личности происходит постоянно, и формируется в процессе его общественных отношений. В процессе своего развития дети не только подвергаются разным воздействиям с внешнего мира, но также взаимодействуют со всем, что их окружает.
Другими словами, мы можем сказать, что ребенок является не только объектом для взаимодействия, но и выступает как субъект, который воздействует на окружающий мир. Однако не всегда ребенок может ощущать себя и воспринимать в окружающей действительности адекватно. Поэтому для формирования и развития личности детей зачастую прибегают к методу ролевой игры, поскольку именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В ролевых играх дошкольники, реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и основные духовные потребности, что открывает взрослым широкие возможности для использования мощнейших ресурсов игры в целях оптимизации процесса их образования.
Сегодня в научно-педагогической, психолого-педагогической литературе можно найти много разнообразных и развернутых рекомендаций по использованию игр в учебно-воспитательной и психолого-педагогической практике для социализации личности ребенка. Игровой метод используют как непосредственно на занятиях, так и в свободное время в целях обучающих, развивающих и коррекционных. Форма игры может быть индивидуальной и групповой.
Степень разработанности исследования. Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них Ж.Пиаже, Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л., Кон И.С., Торохтий B.C., Сластенин В.А., Реан А.А., Петровский А.В., Петриченко Н.Г., Андреева Г.М. и др.
Изучением роли игры в процессе воспитания и развития личности детей дошкольного возраста занимались такие исследователи как Н.П. Аникеева, Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, М.Я. Басов, О.С. Газман, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин.
Таким образом, целью курсовой работы является изучение особенностей развития социализации посредством ролевых игр у детей 3-4 лет.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность процесса социализации личности в трудах исследователей.
2. Описать особенности процесса социализации у детей 3-4 лет.
3. Охарактеризовать ролевые игры как средство развития социализации детей 3-4 лет.
4. Проанализировать группу детей, принимающих участие в эксперименте.
5. Описать методы исследования уровня социализации детей 3-4 лет.
6. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объектом исследования выступает процесс социализации детей посредством использования ролевых игр.
Предметом исследования выступает уровень развития социализации детей 3-4 лет.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение эксперимента, анкетирование и тестирование.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное учреждения детский сад «Солнышко», города Хабаровска, дети, воспитывающиеся во второй младшей группе в количестве 20 человек.
Теоретическая значимость исследования представлена в расширении и уточнении представлений о работе воспитателя над социализацией личности детей 3-4 лет в процессе использования ролевых игр. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для социального развития личности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в ходе эмпирического анализа особенностей социализации личности детей 3-4 лет могут быть использованы педагогами для работы с выявленными проблемами, а также студентами и учеными, занимающимися изучением данного вопроса.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Социализация является одной из составляющих процесса развития личности. Социализация является процессом приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком понимании процесс социализации длится всю жизнь. Так, на формирование личности влияют биологическое факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные ценности, присущие конкретной социальной группе. Но главными факторами, которые определяют процесс формирования личности, считаются групповой опыт и уникальный личностный опыт. Все эти факторы в полной мере проявляются в самом процессе социализации личности.
В процессе развития ребенок не просто подвергается различным внешним воздействиям, он взаимодействует со всем, что его окружает. Таким образом, он не только объект для взаимодействия, но и сам субъект, действующий на окружающий мир. Однако не всегда ребенок ощущает себя и воспринимает себя адекватно. Помочь в формировании и развитии личности ребенка может метод игры.
Разумеется, определенные и значительные изменения в характере игры дошкольников происходят: к старшему дошкольному возрасту возрастает значение игр с достижением результата, игра начинает подчиняться учебной деятельности и т.д. Вместе с тем игра продолжает сохранять все свои основные черты, которые принципиально отличают её от других видов деятельности, а именно: добровольность вхождения участников, инициативность, протекание в определенных пространственных и временных рамках, непредсказуемость развития и результата, иллюзорность и т.д.
Дошкольное детство совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом время возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.И Жуковская и др.) можно сделать вывод, что психологические и развивающие возможности ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал, заложенный в ролевых играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к ролевой игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАННЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность процесса социализации личности в трудах исследователей
Проблема социализации личности поднимается во многих трудах отечественных и зарубежных психологов и философов, которые разрабатывали различные теоретические подходы к определению социализации. Рассмотрим основные из этих подходов.
Биогенетическая теория предлагает рассматривать социализацию как естественный процесс, который подчиняется своим внутренним закономерностям, а развитие личности характеризуется последовательностью этапов, прохождение которых неизменно и предполагает прерывистость или внезапность изменений [15].
Социогенетические теории определяет социализацию как интегрирующую функцию, обеспечивающую формирование чувства принадлежности к определенной социокультурной общности, когда личности становится продуктом разных культур.
Классический психоанализ понимает социализацию в виде процесса обуздания природных влечений посредством защитных механизмов. Так, последователи неофрейдизма придают особенное значение «Эго», называя его основой адаптирующей функции в процессе социального развития индивида.
Некоторые исследователи раскрывают социализацию как идентичность с членами группы и разрабатывают модели социализации, которые основываются на анализе социального взаимодействия, ролевого поведения личности и формирования собственного «Я». В итоге результат социализации представляется собой развитие самосознания личности [26].
Отечественный исследователь, Л.С. Выготский, в своих трудах настаивал на том, что ребенок при рождении считается элементом определенной культуры и существующих в этом обществе социальных связей, так как он уже является представителем социального общества, его окружают взрослые и социальный мир. Другими словами, в теории Л.С. Выготского мы видим, что автор раскрывает социальную природу личности [12].
Таким образом, основываясь на выше рассмотренные определения, мы будем понимать социализацию как процесс и результат усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, системы социальных связей и отношений [4].
В ходе социализации человек не только обретает субъектные качества, нужные ему для жизнедеятельности в обществе, но и формируется как личность, способная конструктивно и творчески решать проблемы этого общества, создавать новые области социальной практики и ранее не существовавшие социальные общности [9].
В социально-психологических исследованиях личности анализируются механизмы и виды трансляции культурно задаваемых норм и ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации, особенностей социальной идентичности и «Я-концепции». Достаточно много проводится теоретических и экспериментальных исследований становления личности в условиях этнической, политической и т.п. социализации (Л. М. Дробижева, Η. М. Лебедева, Л. М. Попов, В. Ю. Хотинец, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др.) [20].
Социализация может рассматриваться как процесс усвоения, интернализации индивидом различных модусов социального опыта. Основной акцент в исследованиях поставлен на различных механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного. Особенностью современных исследований является то, что в них подчеркивается значение саморегуляции и самодетерминации как показателей личностной зрелости в ходе интернализации социальных влияний. Большое внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению социализации отдельных свойств, состояний и процессов (А. А. Реан, Ю. П. Поваренков, С. И. Ерина, В. Н. Куницына и др.) [25].