Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития слухового восприятия детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 5
1.1. Слуховое восприятие как психический процесс в онтогенезе 5
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития 12
Глава 2. Диагностика слухового восприятия у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте 24
2.1. Особенности развития слухового восприятия у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте 24
2.2. Исследование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 28
Заключение 36
Список использованных источников 37

 

  

Введение:

 

Полноценная и комфортная жизнь каждого человека зависит, прежде всего, от слаженной работы всех без исключения органов чувств, которые, гармонично дополняя друг друга, транслируют ему картину окружающего мира во всем его многообразии. И одним из важнейших механизмов, которые помогают человеку в полной мере постичь окружающий мир и начать в нем полноценно ориентироваться, является слуховое восприятие, которое отвечает за поступление к анализаторам огромного количества информации. Изучение такого сложного и многогранного явления, как восприятие, в первую очередь необходимо для понимания способов взаимодействия человека с окружающей действительностью, а на основе этих сведений – организации комфортных условий его жизни.
Психическое развитие ребенка в первую очередь происходит в процессе чувственного восприятия мира, которое, в свою очередь, тесно связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния и осязания.
В частности, восприятие мира с помощью слуха дает возможность ребенку лучше понять происходящее, дополняя, таким образом, его картину мира, полученную при помощи деятельности других органов чувств. Однако не у всех детей процесс познания окружающего мира происходит одинаково.
Коррекционная работа, как особый способ взаимодействия психологов и педагогов с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, в настоящее время чрезвычайно важна, так как в нашей стране и области, по статистике, рождается все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а теоретическая и практическая база для обучения и развития таких детей разработана недостаточно. Поэтому в настоящее время проблема социальной адаптации детей, имеющих задержку психического развития, приобретает особую значимость, а тема данного исследования, которая звучит как «развитие слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях по ознакомлению с окружающим миром», является достаточно актуальной.
Объект исследования: слуховое восприятие детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: Изучить особенности развития слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить слуховое восприятие как психический процесс в онтогенезе;
2. Рассмотреть клинико-психолого-педагогические особенности детей с задержкой психического развития;
3. Охарактеризовать особенности слухового восприятия детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста;
4. Провести исследование слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Основные методы сбора и обработки информации, использующиеся в данном исследовании – изучение теоретических источников, анализ полученной информации, метод качественного анализа.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, теоретической, представляющей обзор литературы по проблеме развития слухового восприятия дошкольников с задержкой психического развития и практической, в которой проводится диагностика слухового восприятия у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Восприятие является одним из важнейших психических процессов. Оно тесно связано с преобразованием поступающей из внешней среды информации, при этом происходит формирование образов, с которыми будут оперировать в дальнейшем развитии мышление, память, эмоции, внимание.
В свою очередь, слуховое восприятие является одним из главнейших способов взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью и другими людьми, что чрезвычайно важно для дальнейшей полноценной жизни человека в обществе. Особенно важным периодом для развития слухового восприятия является дошкольное детство — период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. В этот период развиваются и совершенствуются все стороны психики ребенка, но наиболее интенсивно идет речевое и познавательное развитие.
Для достижения цели данного исследования, а также эффективного решения поставленных в нем задач, были изучены и проанализированы необходимые научные и методические материалы, посвященные формированию и развитию слухового восприятия в старшем дошкольном возрасте, а также особенностям слухового восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития. В частности, в процессе характеристики особенностей слухового восприятия дошкольников с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста было выяснено, что у этих воспитанников оно имеет достаточно низкий уровень, который характеризуется недостаточностью, фрагментарностью, а также значительным ограничением объема, хотя дети в целом способны различать и дифференцировать звуки, а также определять их основные качественные характеристики, однако этот процесс зачастую вызывает у них значительные затруднения и выполняется не в полном объеме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития слухового восприятия детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
1.1. Слуховое восприятие как психический процесс в онтогенезе

Для того, чтобы рассмотреть особенности развития слухового восприятия в онтогенезе, прежде всего, нам необходимо изучить определения и особенности всех используемых в данной работе понятий. В настоящий момент восприятие в науке понимается как один из психических процессов, представляющий собой отражение человеком какого-либо явления действительности или отдельного предмета при его воздействии на органы чувств. Если говорить более точно, то любое восприятие или перцепция (от латинского perceptio) — это познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира человека [7, с. 24]. Восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
Если рассматривать основные виды и свойства восприятия, то в зависимости от особенностей воспринимаемого объекта, ученые выделяют несколько его видов: восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной), восприятие музыки, восприятие человека человеком (социальная перцепция) и т.д.
К тому же, в зависимости от того, на какой из органов чувств приходится нагрузка, также различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Кроме того, существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяются:
• восприятие времени – как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности;
• восприятие движения – как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т.е. направления и скорости);
• восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором находится объект восприятия.
Кроме того, у восприятия (в том числе слухового), как и у любого психического процесса, есть свои свойства, определяющие его продуктивность.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы