Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология развития и возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие самооценки и особенности ее развития 6
1.2 Особенности психологического развития в младшем подростковом возрасте 14
1.3 Проблемы развития самооценки в младшем подростковом возрасте 17
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1 Диагностика самооценки испытуемых младшего подросткового возраста 26
2.2 Результаты выявления особенностей самооценки у младших подростков 34
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Самооценка представляет собой сложный психологический феномен, связанный со всеми основными психическими образованиями и процессами личности, деятельностью и общением. Ее сущность состоит в определении направления и уровня активности человека, его отношения к миру, к людям, к самому себе в рамках произвольной саморегуляции. Также самооценка является частью самосознания. Основы умения оценивать себя формируются в детстве, а его развитие и совершенствование происходит на протяжении всей жизни человека.
Проблема самооценки, обоснование ее роли в структуре личности широко исследована в психологии: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Л.В. Бороздина, С.А. Будасси, А.И. Липкина, Е.И. Савонько, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова, и др.
Возрастные особенности самооценки, в том числе в подростковом возрасте, освещены в работах Б.Г. Ананьева, В.И. Андреева, Л.И. Божович, К. Роджерса, В.В. Столина, Х. Хекхаузена, Э. Эриксона и др.
Подростки составляют особую социально-демографическую группу, еще не обладающую достаточным нравственным и социальным иммунитетом, что, при отсутствии соответствующей психолого-педагогической поддержки, ухудшает духовное состояние, снижает возможность самоопределения и самоидентификации, напрямую связанных с самооценкой.
Несмотря на достаточную изученность, характеристики и особенности процесса развития самооценки младших подростков представляют большой интерес, в силу их неочевидности, разнообразия, высокой индивидуальности психических процессов, трудности их формального описания. Кроме того, актуальность изучения самооценки младших подростков обусловлена силой ее воздействия на поведенческую сторону их деятельности.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей процесса развития самооценки у младших подростков.
Объект исследования: процесс психологического развития младших подростков.
Предмет исследования: особенности развития самооценки в младшем подростковом возрасте.
Цель исследования определила необходимость решения ряда задач:
1. Изучить современные психолого-педагогические концепции самооценки и выявить роль самооценки в структуре личности.
2. Определить содержание и особенности психологического развития в младшем подростковом возрасте.
3. Выявить взаимосвязь самооценки на развитие эмоциональной сферы младших подростков.
4. Провести эмпирическое изучение особенностей развития самооценки младших подростков и проанализировать его результаты.
Методологической и теоретической основой работы явились исследования отечественных и зарубежных психологов по проблемам самооценки, а также концепции возрастной психологии и теории эмоций.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, опрос, тестирование, психологическая диагностика, методы статистического анализа результатов эмпирического исследования.
Для диагностики самооценки младших подростков использовались:
— методика Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
— тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В. Ковалева.
Практическая значимость работы связана с возможностью использования полученных данных в психологической, консультационной работе с младшими подростками в образовательной организации.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, список литературы, а также приложения, содержащие тестовые и диагностические материалы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги проведенного теоретического и эмпирического исследования, следует отметить, что, несмотря на огромный объем работ по проблемам самооценки, вопросы, касающиеся ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по-прежнему остаются дискуссионными.
Сущность самооценки заключается в оценке личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей и себя в целом. Самооценка относится к ядру личности и является важнейшим регулятором ее поведения, выражающегося во взаимоотношениях с окружающими, критичности и требовательности человека (в первую очередь, к себе), отношении к успехам и неудачам. Самооценка определяется уровнем притязаний человека, то есть, связана с целями, которые он ставит перед собой, путями и средствами их достижения.
В младшем подростковом возрасте происходит активная социализация личности в сообществе сверстников, в процессе которой развивается его самосознание. Одно из центральных мест в структуре его самосознания занимает самооценка.
Самооценка является устойчивой личностной чертой, которая может сохраняться на протяжении всей жизни. Сомнения исследователей в том, что высокая самооценка является оптимальной для переживания подростком эмоционального благополучия вполне оправданы. Эмоционально стабильное поведение, эффективные стратегии поведения чаще всего строят индивиды, обладающие реалистической (адекватной) самооценкой.
В целях эмпирического изучения особенностей эмоциональной самооценки младших подростков целесообразно использовать методику, выявляющую как ее типологию, так и взаимосвязь с уровнем и характером притязаний подростков.
Диагностика подтвердила, что самооценка младшего подростка оказывает существенное влияние на его психологическое состояние, что выражается в степени и характере переживания своих успехов и неудач, отношений с окружающими – взрослыми и сверстниками, общем эмоциональном тонусе.
Взаимосвязь самооценки и эмоциональной сферы младших подростков порождает необходимость изучения разнообразных детерминированных связей с личностными особенностями и поведением в подростковом возрасте.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Согласно определению, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам .
Самооценка определяется уровнем притязаний человека, то есть, степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Поэтому проблематика исследования самооценки, главным образом, связана с расхождением между притязаниями человека и его реальными возможностями, что ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, например, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Это представляет так называемую субъективную сторону самооценки. Что касается ее объективного выражения, то его самооценка получает, прежде всего, в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.
Безусловно, самооценка имеет очень высокую личностную значимость, поскольку она предстает как ценность, которую человек приписывает себе или своим отдельным качествам. С этой точки зрения, А.В. Требунский выделяет ведущие функции самооценки: 1) регуляторную, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и 2) защитную, обеспечивающую относительную стабильность и независимость личности .
Иное определение самооценки предлагает Н. Бранден в своей книге «Мощь самооценки» . Согласно его взглядам, самооценка понимается:
• как уверенность в своей способности думать и справляться с жизненными задачами;
• как уверенность в своем праве быть счастливым, чувство достоинства, право на утверждение своих потребностей и желаний и на наслаждение плодами своих усилий.
Таким образом, самооценка складывается из двух взаимозависимых аспектов – самоэффективности и самоуважения.
Первое из них, то есть ощущение собственной эффективности, выражается в уверенности в способности мыслить, в собственных выборах, суждениях, решениях, а также в уверенности в своей способности понимать факты реальности, входящие в сферу интересов и потребностей; и в целом, в когнитивной уверенности в себе.
Второе, то есть ощущение личного достоинства, представляет собой уверенность в своей ценности и личном праве жить и быть счастливым. Здесь человек испытывает комфорт при утверждении собственных мыслей, желаний, потребностей .
Таким образом, это позволяет сделать вывод о том, что самооценка – это возможность человека ощущать себя способным решать жизненные задачи и иметь право на счастье.
А.В. Петровский рассматривает самооценку, как ядро личности и, следовательно, именно она рассматривается как важный регулятор ее поведения. «От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым, самооценка влияет на развитие личности человека» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы