Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы особенностей речевого развития детей дошкольного возраста
с закрытой ринолалией. 3

1.1. Ринолалия. Основные понятия в специальной литературе. 6

1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией. 10 Выводы по Главе 1. 17

Глава 2.
Характеристика методов диагностической и коррекционной работы с детьми среднего
дошкольного возраста с закрытой ринолалией. 19

2.1. Диагностика особенностей
развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией. 19

2.2. Характеристика методов
логопедической работы с детьми среднего дошкольного возраста с закрытой
ринолалией. 21

Выводы по Главе 2. 26

Заключение. 28

Список
используемой литературы.. 31

Приложения. 35

  

Введение:

 

Обоснование выбора темы, ее актуальность. Ринолалия – одно из
самых сложных речевых заболеваний. В отечественной логопедии ринолалия квалифицируется
как нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия
– это нарушение тембра голоса звукопроизношения, обусловленное анатомо-физическими
дефектами речевого аппарата. Так, А.Г.
Ипполитова дает следующее определение: «ринолалия – речевое нарушение, выражающееся
в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи» [13, С. 17]. В классификациях
речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное
нарушение [23], либо как форма органической дислалии [20]. Иногда ринолалия
описывается под названием ринофония [7].

Главные
признаки ринолалии – это отличие от нормы артикуляции и
фонации, грубое искажение звукопроизношения, а также
назализованный тембр голоса. Закрытая ринолалия характеризуется преградой
на выходе воздушной струи через нос. Закрытая органическая ринолалия возникает
из-за анатомических изменений в носоглотке и носовой полости, например,
искривления носовой перегородки. Выделяют переднюю закрытую и заднюю
закрытую ринолалию в зависимости от расположения преграды.

Ринолалия – редкое заболевание, имеющее,
в основном, врожденный характер. По имеющимся данным,
случаи несращения губы составляют от 20 до 33,3,
а несращения неба – соответственно от 66,7 до 80 % всех врожденных
дефектов челюстно-лицевой области. Принято считать, что на 500-1000
рождений приходится один случай сочетанного несращения губы и неба
либо только губы или неба, однако в некоторых районах нашей страны
зарегистрирован более высокий показатель – 1:300.

Следует отметить, что
в настоящее время определение логопедии, как педагогической науки, влечет
за собой постановку такой задачи, как всестороннее обучение и воспитание
категории детей с ринолалией с учетом всех особенностей аномальных
проявлений. Для того, чтобы дети с ОВЗ получили качественное образование в
образовательной организации должны быть созданы необходимые условия [1, ст. 5,
п. 5], а так же в Федеральных государственных стандартах дошкольного
образования [2, п. 2] проведение логопедом диагностики и коррекции
нарушений развития речи, социальной адаптации, организация ранней коррекционной
помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов.

Степень разработанности темы в отечественной и
зарубежной науке. Изучением методов обследования у детей
с ринолалией занимались Ф.A. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев,
Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, З.Г. Нелюбова и др. Отечественные
логопеды. Т.Н. Воронцова, А.С. Балакирева, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова,
Г.В. Чиркина занимались изучением вопросов симптоматики, механизмов и структуры
дефекта при ринолалии, также ими были разработаны методологические
подходы и отдельные направления коррекции звукопроизношения у детей
с ринолалией [19]. С.Л. Таптапова [22], Е.С. Алмазова [3], Е.В.
Лаврова [4] занимались развитием голоса при различных его нарушениях.

Эффективным способом
диагностики ринолалии является проба Гутцмана. Она заключается в произнесении
гласных [a] и [и] с попеременным открытием и закрытием носовых проходов.
Зажимая ноздри, звук голоса заглушается и чувствуется вибрация. Далее логопед
исследует произношение всех гласных и согласных звуков, фонематический слух,
лексику и грамматику. На основе полученных данных составляется план
коррекционной работы.

Специфика речевых
расстройств при закрытой ринолалии определяет вторичное патогенетическое
недоразвитие фонематических процессов детей, что затрудняет в
будущем процесс овладения грамотой. Именно поэтому коррекция нарушений
речи у детей с ринолалией требует организации специальной логопедической
работы, что, в свою очередь, обусловливает

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
итогам проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.

В
настоящее время в трудах отечественных и зарубежных учёных распространено
объективное мнение, что ринолалия – это наиболее сложная клиническая форма
речевой патологии, так как ринолалия – это нарушение тембра голоса и
звукопроизношения, которая обусловлена некоторыми анатомическими и
физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает
назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от
нормальных значений.

Принято
выделать следующие формы ринолалии: открытая и закрытая. Эти же формы
подразделяются каждая на органическую и функциональную. Открытая ринолалия
характерна наличием открытого сообщения между ротовой и носовой полостью, из-за
чего воздушная струя одновременно проходит через нос и рот в процессе речи.
Закрытая ринолалия характеризуется преградой на выходе воздушной струи через
нос. Выделяют переднюю закрытую и заднюю закрытую ринолалию в зависимости от
расположения преграды. Смешанную ринолалию упоминают, когда говорят о сочетании
непроходимости воздушной струи через нос и недостаточности небно-глоточного
кольца.

Эффективным
способом диагностики ринолалии является проба Гутцмана. Она заключается в
произнесении гласных [a] и [и] с попеременным открытием и закрытием носовых
проходов. Зажимая ноздри, звук голоса заглушается и чувствуется вибрация. Далее
логопед исследует произношение всех гласных и согласных звуков, фонематический
слух, лексику и грамматику. На основе полученных данных составляется план
лечебной и коррекционной работы [6]. При органической форме ринолалии в лечении
вмешивается хирург и проводит операцию по устранению анатомического дефекта.

При
коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при
логопедическом воздействии на ребёнка.

Причинами
закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом
пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате
которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовой дыхание. Передняя
закрытая ринолалия возникает при хронической гипертрофии слизистой носа,
главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости,
при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя
закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных
разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных
опухолей.

Функциональная
закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно
распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проводимости
носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой
ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при
органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и
произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам
доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических
расстройствах у детей.

При
органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости
носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и
дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например,
после аденотомии) закрытая ринолалия или ринофония продолжается в обычной
форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При
функциональной закрытой ринолалии детей систематически упражняют в произнесении
носовых звуков. Проводится подготовительная работа по дифференциации ротового и
носового вдоха и выдоха.

Закрытая
ринолалия обусловлена направленностью речевого выдоха только через, рот при
всех звуках, в результате чего страдают артикуляционная и акустическая
характеристика носовых звуков м н, и тембр голоса. У ребенка с
закрытой ринолалией затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может
дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков м и н. Звук
м заменяется звуком б звук н [д] (мама звучит как баба, а няня как дядя).
Изменяется тембр голоса вследствие нарушения резонанса в носовой полости. При
частичной закупорке носа [м] звучит как [мб], а [н] как [нд].

Для
устранения закрытой ринолалии следует начать лечение носа и носоглотки. При
восстановлении носового дыхания речь обычно становится нормальной. Иногда
требуется поупражнять ребенка в произношении звуков [м] и [н] на носовом
выдохе, а затем провести дифференциацию между звуками [м] и [б] и звуками [н] и
[д].

Так как у
детей-ринолаликов не сформирован артикуляционный опыт, они не слышат свои
дефекты речи. В дальнейшем это приводит к сложностям в овладении звуковым
анализом и является препятствием к освоению правильного письма (возникают
замены, пропуски, употребление лишних звуков). Нарушается лексика и грамматика.
Отмечается скудный словарь слов с преобладанием глаголов и существительных.
Фразы строятся неправильно. Недостаточное психическое развитие (повышенная
раздражительность, беспокойство, астенический синдром).

Диагноз
«ринолалия» для ребёнка означает появление как функциональных нарушений,
которые заметно влияют на физическое состояние ребёнка, так и на его
психологическое состояние. Именно поэтому в настоящее время необходим
комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. Это
требует слаженной работы целого ряда специалистов, таких как: ортодонт,
челюстно-лицевой хирург, отоларинголог, стоматолог, логопед, психолог,
невропатолог.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы особенностей речевого развития
детей дошкольного возраста с закрытой ринолалией 1.1. Ринолалия. Основные понятия в
специальной литературе Ринолалия
(от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение голоса и артикуляции,
обусловленное анатомо-функциональными особенностями периферического речевого
аппарата. При ринолалии механизмы голосообразования и артикуляции имеют
существенные отклонения от нормы и обусловлены нарушением работы ротового и
носового резонаторов. В зависимости от характера нарушения функции ротового
либо носового резонаторов выделяют две основные формы ринолалии: открытая
ринолалия и закрытая ринолалия. Открытая ринолалия возникает при нарушении
функций нёбноглоточного смыкания.

Причиной
этого чаще всего является врожденная расщелина губы и неба. В норме при
произнесении ротовых звуков мягкое небо то опускается, то поднимается и
образует нёбно-глоточное смыкание с задней стенкой глотки и ее боковыми краями.
Одновременно с движением мягкого неба при фонации происходит утолщение на
задней стенке глотки (валик Пассавана), которое также способствует смыканию
мягкого неба с задней стенкой глотки. При нарушении функции нёбноглоточного
смыкания при произнесении ротовых звуков выдыхаемая струя воздуха выходит через
носовую полость, гласные и согласные звуки приобретают назальный тембр [20].

Открытая
ринолалия может быть функциональной и органической. Причинами функциональной
открытой ринолалии могут быть: тугоухость, беспорядочная быстрая речь детей,
удаление аденоидных вегетаций, которые длительное время ограничивали
двигательную функцию мягкого неба. При данной форме ринолалии нарушается тембр
голоса только при произнесении гласных звуков. При соответствующей
фониатрической помощи назальный тембр голоса быстро исчезает.

Органическая
открытая ринолалия бывает приобретенной или врожденной, чаще всего она
возникает в результате врожденной расщелины губы и неба. Распространенность
данной формы патологии колеблется от 1:1000 до 5,8:1000 рождаемости детей и
занимает второе место по частоте среди врожденных пороков развития [6]. Врожденные расщелины губы и неба
являются следствием разнообразных факторов, воздействующих на плод на раннем
этапе его развития (до 7-9 недель), когда происходит формирование
челюстно-лицевой системы. Виды врожденных расщелин неба представлены на рис. 1. Рис.1.
Виды врожденных расщелин неба [10]

Среди
факторов риска появления врожденных расщелин губы и неба называют вирусные
заболевания (краснуха, грипп), эндокринные заболевания матери, профессиональные
вредности, радиоактивное облучение, беспорядочное применение ряда медикаментозных
средств, наследственность [5].

Закрытая ринолалия возникает при изменении тембра
голоса вследствие частичного или полного отсутствия резонанса в носовой
полости. Полость носа – это верхний резонатор, где происходит усиление голоса,
придаются определенный тембр, окраска голосу при произнесении гласных звуков и
образуются носовые звуки м и н. Если носовой резонанс при произнесении звуков м
и н отсутствует, они звучат как ротовые

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы