Курсовая с практикой на тему Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией 5
1.1. Характеристика категории детей с закрытой ринолалией 5
1.2. Характеристика метода развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией 12
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Практические аспекты развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией 23
2.1. Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией 23
2.2. Коррекция развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией и оценка эффективности апробируемого метода 30
Выводы по Главе 2. 35
Заключение 36
Список используемой литературы 37
Введение:
Обоснование выбора темы, ее актуальность. Ринолалия – одно из самых сложных речевых заболеваний. В отечественной логопедии ринолалия квалифицируется как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия – это нарушение тембра голоса звукопроизношения, обусловленное анатомо-физическими дефектами речевого аппарата. Так, А.Г. Ипполитова дает следующее определение: «ринолалия – речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи» [13, С. 17]. В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение [23], либо как форма органической дислалии [20]. Иногда ринолалия описывается под названием ринофония [7].
Главные признаки ринолалии – это отличие от нормы артикуляции и фонации, грубое искажение звукопроизношения, а также назализованный тембр голоса. Для того, чтобы дети с ОВЗ получили качественное образование в образовательной организации должны быть созданы необходимые условия [1, ст. 5, п. 5], а так же в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования [2, п. 2] проведение логопедом диагностики и коррекции нарушений развития речи, социальной адаптации, организация ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов.
Степень разработанности темы в отечественной и зарубежной науке. Изучением методов обследования у детей с ринолалией занимались Ф.A. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, З.Г. Нелюбова и др.
Отечественные логопеды. Т.Н. Воронцова, А.С. Балакирева, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина занимались изучением вопросов симптоматики, механизмов и структуры дефекта при ринолалии, также ими были разработаны методологические подходы и отдельные направления коррекции звукопроизношения у детей с ринолалией [19]. С.Л. Таптапова [22], Е.С. Алмазова [3], Е.В. Лаврова [4] занимались развитием голоса при различных его нарушениях. Специфика речевых расстройств при закрытой ринолалии определяет вторичное патогенетическое недоразвитие фонематических процессов детей, что затрудняет в будущем процесс овладения грамотой. Именно поэтому коррекция нарушений речи у детей с ринолалией требует организации специальной логопедической работы, что, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования средств и содержания коррекционно-развивающего воздействия. Выбор путей коррекции определяется состоянием фонетико-фонематических процессов, которое необходимо осуществлять на основе применения адекватных диагностических приемов. Этими моментами и определяется актуальность изучения особенностей речевого развития детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией.
Объект исследования: речевые нарушения детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией.
Предмет исследования: изучение теоретической базы по исследованию особенностей развития речи у детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией.
Цель исследования: выявить специфику развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику категории детей с закрытой ринолалией
2. Проанализировать характеристику метода развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией
3. Провести диагностику развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией
4. Провести коррекционную работу развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией и оценить эффективность апробируемого метода.
Заключение:
При ринолалии механизмы голосообразования и артикуляции имеют существенные отклонения от нормы и обусловлены нарушением работы ротового и носового резонаторов. В зависимости от характера нарушения функции ротового либо носового резонаторов выделяют две основные формы ринолалии: открытая ринолалия и закрытая ринолалия. Открытая ринолалия возникает при нарушении функций нёбноглоточного смыкания.
Закрытая ринолалия возникает при изменении тембра голоса вследствие частичного или полного отсутствия резонанса в носовой полости.
Эффективность логопедической работы находится в тесной связи анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.
Коррекционная работа включает несколько разделов:
1) развитие движений мягкого нёба;
2) устранение назального оттенка;
3) постановка звуков;
4) развитие фонематического восприятия.
У ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы. В эксперименте принимали участие дети среднего дошкольного возраста. Общий процент выполнения всех заданий на лексику и грамматику составлял на констатирующем этапе 76, 2 %. Формирующий эксперимент проводился на базе ДОУ. Для реализации поставленных целей и задач коррекционно-развивающей работы нами были реализованы различные упражнения. На контрольном этапе наблюдалось увеличение на 20 %. Ошибки были минимальны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией
1.1. Характеристика категории детей с закрытой ринолалией
Ринолалия (от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение голоса и артикуляции, обусловленное анатомо-функциональными особенностями периферического речевого аппарата. При ринолалии механизмы голосообразования и артикуляции имеют существенные отклонения от нормы и обусловлены нарушением работы ротового и носового резонаторов. В зависимости от характера нарушения функции ротового либо носового резонаторов выделяют две основные формы ринолалии: открытая ринолалия и закрытая ринолалия. Открытая ринолалия возникает при нарушении функций нёбноглоточного смыкания.
Закрытая ринолалия возникает при изменении тембра голоса вследствие частичного или полного отсутствия резонанса в носовой полости. Полость носа – это верхний резонатор, где происходит усиление голоса, придаются определенный тембр, окраска голосу при произнесении гласных звуков и образуются носовые звуки м и н. Если носовой резонанс при произнесении звуков м и н отсутствует, они звучат как ротовые: м звучит как б, н звучит как д (вместо мама звучит баба, вместо Надя – Дадя).
По состоянию психического развития дети с ринолалией делятся на группы:
1 группа – дети с нормативным психическим развитием;
2 группа – дети с вторичной задержкой психического развития;
3 группа – дети с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью) [7].
Характеристика нарушения речи у детей с ринолалией. Наличие врожденной расщелины губы и неба ставит ребенка с момента рождения в особые условия жизни. Рождение ребенка с расщелиной становится психической травмой для всей семьи, особенно для матери.
У детей низкая звуковая активность, издаваемые звуки однообразны, интонационно невыразительны. Нарушаются условия долингвистического развития малыша. Не вовремя и не в полном объеме формируются предречевые вокализации.
Ребенок лишается интенсивного лепета и естественной «артикуляционной» игры, что обедняет этап подготовительной настройки речевого аппарата. Из-за нарушения аэродинамических условий речеобразования в связи с утечкой воздуха через носовые ходы звуки, издаваемые ребенком, приобретают носовой (назальный) оттенок, неполноценно звучат и тем самым не получают слухового подкрепления [14].
Нарушение нёбно-глоточных структур ведет к компенсаторному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка, в результате формируются неправильные способы артикуляции звуков.
Закреплению неправильных артикуляций способствует патологическая позиция языка и глотки: кончик языка оттянут от резцов, корень языка занимает высокую позицию, сдвинут в заднюю зону ротовой полости, глотка находится в приподнятом состоянии.
Движения языка, губ, челюсти ограничены в связи с компенсаторным напряжением их мышц. Ребенок слабо ощущает положение и движение органов артикуляции. Слабость «двигательных образов» усугубляет дефекты звукопроизношения, может вызвать своеобразие развития лексики, так как усложняются условия формирования связи между звуковой и смысловой характеристикой слова, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию высших психических процессов [6].
Характеристика нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией. Анатомические дефекты органов речи у детей с ринолалией приводят к компенсаторному положению органов артикуляции, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками. Так, при произнесении гласных отмечается недифференцированная артикуляция с затушёвыванием противопоставления звуков по признакам высоты, ряда и огублённости.
Гласный а артикулируется при почти закрытом рте с некоторым подниманием спинки языка и оттягиванием его кончика назад. Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъёма у, о характеризуется излишним подъемом спинки языка и недостаточной лабиализацией, что сближает эти два звука в произношении.
Гласный переднего ряда среднего подъёма э произносится с чрезмерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием его кончика назад, в результате э получает звучание, близкое к звуку ы. При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъёма и кончик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произношении со звуком ы.
Все гласные звуки, произносятся с носовым оттенком: менее ринофонически звучит а, наиболее назализованными в произношении оказываются и, у. Распространены дефекты произношения согласных звуков. Свистящие с, з артикулируются с чрезмерным подниманием корня, спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характерен шипящий сигматизм. Акустически они воспринимаются как нечто среднее между звуками с—ш, з—ж.
Часто отмечаются боковое и мягкое произношение свистящих звуков, которые могут сочетаться. Наблюдается замена звука з искажённым звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назализованными в произношении, что отражается на их внятности.
Характерным недостатком произношения шипящих ш, ж является смягчение и сближение их со свистящими с, з. Звуки ш, ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием его кончика назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, ж искажёнными с, з. Согласный щ в основном заменяется звуками т и с.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы особенностей речевого развития детей дошкольного возраста
с закрытой ринолалией. 3
1.1. Ринолалия. Основные понятия в специальной литературе. 6
1.2. Психолого-педагогическая
характеристика детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией. 10 Выводы по Главе 1. 17
Глава 2.
Характеристика методов диагностической и коррекционной работы с детьми среднего
дошкольного возраста с закрытой ринолалией. 19
2.1. Диагностика особенностей
развития речи детей среднего дошкольного возраста с закрытой ринолалией. 19
2.2. Характеристика методов
логопедической работы с детьми среднего дошкольного возраста с закрытой
ринолалией. 21
Выводы по Главе 2. 26
Заключение. 28
Список
используемой литературы.. 31
Приложения. 35
Введение:
Обоснование выбора темы, ее актуальность. Ринолалия – одно из
самых сложных речевых заболеваний. В отечественной логопедии ринолалия квалифицируется
как нарушение тембра голоса и звукопроизношения,
обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринолалия
– это нарушение тембра голоса звукопроизношения, обусловленное анатомо-физическими
дефектами речевого аппарата. Так, А.Г.
Ипполитова дает следующее определение: «ринолалия – речевое нарушение, выражающееся
в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи» [13, С. 17]. В классификациях
речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное
нарушение [23], либо как форма органической дислалии [20]. Иногда ринолалия
описывается под названием ринофония [7].
Главные
признаки ринолалии – это отличие от нормы артикуляции и
фонации, грубое искажение звукопроизношения, а также
назализованный тембр голоса. Закрытая ринолалия характеризуется преградой
на выходе воздушной струи через нос. Закрытая органическая ринолалия возникает
из-за анатомических изменений в носоглотке и носовой полости, например,
искривления носовой перегородки. Выделяют переднюю закрытую и заднюю
закрытую ринолалию в зависимости от расположения преграды.
Ринолалия – редкое заболевание, имеющее,
в основном, врожденный характер. По имеющимся данным,
случаи несращения губы составляют от 20 до 33,3,
а несращения неба – соответственно от 66,7 до 80 % всех врожденных
дефектов челюстно-лицевой области. Принято считать, что на 500-1000
рождений приходится один случай сочетанного несращения губы и неба
либо только губы или неба, однако в некоторых районах нашей страны
зарегистрирован более высокий показатель – 1:300.
Следует отметить, что
в настоящее время определение логопедии, как педагогической науки, влечет
за собой постановку такой задачи, как всестороннее обучение и воспитание
категории детей с ринолалией с учетом всех особенностей аномальных
проявлений. Для того, чтобы дети с ОВЗ получили качественное образование в
образовательной организации должны быть созданы необходимые условия [1, ст. 5,
п. 5], а так же в Федеральных государственных стандартах дошкольного
образования [2, п. 2] проведение логопедом диагностики и коррекции
нарушений развития речи, социальной адаптации, организация ранней коррекционной
помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов.
Степень разработанности темы в отечественной и
зарубежной науке. Изучением методов обследования у детей
с ринолалией занимались Ф.A. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев,
Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, З.Г. Нелюбова и др. Отечественные
логопеды. Т.Н. Воронцова, А.С. Балакирева, А.Г. Ипполитова, И.И. Ермакова,
Г.В. Чиркина занимались изучением вопросов симптоматики, механизмов и структуры
дефекта при ринолалии, также ими были разработаны методологические
подходы и отдельные направления коррекции звукопроизношения у детей
с ринолалией [19]. С.Л. Таптапова [22], Е.С. Алмазова [3], Е.В.
Лаврова [4] занимались развитием голоса при различных его нарушениях.
Эффективным способом
диагностики ринолалии является проба Гутцмана. Она заключается в произнесении
гласных [a] и [и] с попеременным открытием и закрытием носовых проходов.
Зажимая ноздри, звук голоса заглушается и чувствуется вибрация. Далее логопед
исследует произношение всех гласных и согласных звуков, фонематический слух,
лексику и грамматику. На основе полученных данных составляется план
коррекционной работы.
Специфика речевых
расстройств при закрытой ринолалии определяет вторичное патогенетическое
недоразвитие фонематических процессов детей, что затрудняет в
будущем процесс овладения грамотой. Именно поэтому коррекция нарушений
речи у детей с ринолалией требует организации специальной логопедической
работы, что, в свою очередь, обусловливает
Заключение:
По
итогам проведенного исследования были сформулированы следующие основные выводы.
В
настоящее время в трудах отечественных и зарубежных учёных распространено
объективное мнение, что ринолалия – это наиболее сложная клиническая форма
речевой патологии, так как ринолалия – это нарушение тембра голоса и
звукопроизношения, которая обусловлена некоторыми анатомическими и
физиологическими дефектами речевого аппарата. При ринолалии возникает
назализованный тембр голоса, а артикуляция и фонация значительно отличаются от
нормальных значений.
Принято
выделать следующие формы ринолалии: открытая и закрытая. Эти же формы
подразделяются каждая на органическую и функциональную. Открытая ринолалия
характерна наличием открытого сообщения между ротовой и носовой полостью, из-за
чего воздушная струя одновременно проходит через нос и рот в процессе речи.
Закрытая ринолалия характеризуется преградой на выходе воздушной струи через
нос. Выделяют переднюю закрытую и заднюю закрытую ринолалию в зависимости от
расположения преграды. Смешанную ринолалию упоминают, когда говорят о сочетании
непроходимости воздушной струи через нос и недостаточности небно-глоточного
кольца.
Эффективным
способом диагностики ринолалии является проба Гутцмана. Она заключается в
произнесении гласных [a] и [и] с попеременным открытием и закрытием носовых
проходов. Зажимая ноздри, звук голоса заглушается и чувствуется вибрация. Далее
логопед исследует произношение всех гласных и согласных звуков, фонематический
слух, лексику и грамматику. На основе полученных данных составляется план
лечебной и коррекционной работы [6]. При органической форме ринолалии в лечении
вмешивается хирург и проводит операцию по устранению анатомического дефекта.
При
коррекционной работе необходимо обладать специфическими знаниями при
логопедическом воздействии на ребёнка.
Причинами
закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом
пространстве или функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате
которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовой дыхание. Передняя
закрытая ринолалия возникает при хронической гипертрофии слизистой носа,
главным образом задних отделов нижних раковин, при полипах в носовой полости,
при искривлении перегородки носа и при опухолях носовой полости. Задняя
закрытая ринолалия у детей чаще всего является следствием больших аденоидных
разрастаний, изредка носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных
опухолей.
Функциональная
закрытая ринолалия встречается у детей часто, но не всегда правильно
распознается. Она характерна тем, что возникает при хорошей проводимости
носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. При функциональной закрытой
ринолалии тембр носовых и гласных звуков может быть нарушен сильнее, чем при
органической. Причина заключается в том, что мягкое нёбо при фонации и
произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам
доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических
расстройствах у детей.
При
органической закрытой ринолалии прежде всего устраняют причины непроходимости
носовой полости. Как только появляется правильное носовое дыхание, исчезает и
дефект. Если же после устранения непроходимости носовой полости (например,
после аденотомии) закрытая ринолалия или ринофония продолжается в обычной
форме, прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных нарушениях. При
функциональной закрытой ринолалии детей систематически упражняют в произнесении
носовых звуков. Проводится подготовительная работа по дифференциации ротового и
носового вдоха и выдоха.
Закрытая
ринолалия обусловлена направленностью речевого выдоха только через, рот при
всех звуках, в результате чего страдают артикуляционная и акустическая
характеристика носовых звуков м н, и тембр голоса. У ребенка с
закрытой ринолалией затруднено носовое дыхание, иногда он совсем не может
дышать носом. Вследствие этого страдает произношение носовых звуков м и н. Звук
м заменяется звуком б звук н [д] (мама звучит как баба, а няня как дядя).
Изменяется тембр голоса вследствие нарушения резонанса в носовой полости. При
частичной закупорке носа [м] звучит как [мб], а [н] как [нд].
Для
устранения закрытой ринолалии следует начать лечение носа и носоглотки. При
восстановлении носового дыхания речь обычно становится нормальной. Иногда
требуется поупражнять ребенка в произношении звуков [м] и [н] на носовом
выдохе, а затем провести дифференциацию между звуками [м] и [б] и звуками [н] и
[д].
Так как у
детей-ринолаликов не сформирован артикуляционный опыт, они не слышат свои
дефекты речи. В дальнейшем это приводит к сложностям в овладении звуковым
анализом и является препятствием к освоению правильного письма (возникают
замены, пропуски, употребление лишних звуков). Нарушается лексика и грамматика.
Отмечается скудный словарь слов с преобладанием глаголов и существительных.
Фразы строятся неправильно. Недостаточное психическое развитие (повышенная
раздражительность, беспокойство, астенический синдром).
Диагноз
«ринолалия» для ребёнка означает появление как функциональных нарушений,
которые заметно влияют на физическое состояние ребёнка, так и на его
психологическое состояние. Именно поэтому в настоящее время необходим
комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. Это
требует слаженной работы целого ряда специалистов, таких как: ортодонт,
челюстно-лицевой хирург, отоларинголог, стоматолог, логопед, психолог,
невропатолог.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы особенностей речевого развития
детей дошкольного возраста с закрытой ринолалией 1.1. Ринолалия. Основные понятия в
специальной литературе Ринолалия
(от греч. rhinos – нос, lalia – речь) – нарушение голоса и артикуляции,
обусловленное анатомо-функциональными особенностями периферического речевого
аппарата. При ринолалии механизмы голосообразования и артикуляции имеют
существенные отклонения от нормы и обусловлены нарушением работы ротового и
носового резонаторов. В зависимости от характера нарушения функции ротового
либо носового резонаторов выделяют две основные формы ринолалии: открытая
ринолалия и закрытая ринолалия. Открытая ринолалия возникает при нарушении
функций нёбноглоточного смыкания.
Причиной
этого чаще всего является врожденная расщелина губы и неба. В норме при
произнесении ротовых звуков мягкое небо то опускается, то поднимается и
образует нёбно-глоточное смыкание с задней стенкой глотки и ее боковыми краями.
Одновременно с движением мягкого неба при фонации происходит утолщение на
задней стенке глотки (валик Пассавана), которое также способствует смыканию
мягкого неба с задней стенкой глотки. При нарушении функции нёбноглоточного
смыкания при произнесении ротовых звуков выдыхаемая струя воздуха выходит через
носовую полость, гласные и согласные звуки приобретают назальный тембр [20].
Открытая
ринолалия может быть функциональной и органической. Причинами функциональной
открытой ринолалии могут быть: тугоухость, беспорядочная быстрая речь детей,
удаление аденоидных вегетаций, которые длительное время ограничивали
двигательную функцию мягкого неба. При данной форме ринолалии нарушается тембр
голоса только при произнесении гласных звуков. При соответствующей
фониатрической помощи назальный тембр голоса быстро исчезает.
Органическая
открытая ринолалия бывает приобретенной или врожденной, чаще всего она
возникает в результате врожденной расщелины губы и неба. Распространенность
данной формы патологии колеблется от 1:1000 до 5,8:1000 рождаемости детей и
занимает второе место по частоте среди врожденных пороков развития [6]. Врожденные расщелины губы и неба
являются следствием разнообразных факторов, воздействующих на плод на раннем
этапе его развития (до 7-9 недель), когда происходит формирование
челюстно-лицевой системы. Виды врожденных расщелин неба представлены на рис. 1. Рис.1.
Виды врожденных расщелин неба [10]
Среди
факторов риска появления врожденных расщелин губы и неба называют вирусные
заболевания (краснуха, грипп), эндокринные заболевания матери, профессиональные
вредности, радиоактивное облучение, беспорядочное применение ряда медикаментозных
средств, наследственность [5].
Закрытая ринолалия возникает при изменении тембра
голоса вследствие частичного или полного отсутствия резонанса в носовой
полости. Полость носа – это верхний резонатор, где происходит усиление голоса,
придаются определенный тембр, окраска голосу при произнесении гласных звуков и
образуются носовые звуки м и н. Если носовой резонанс при произнесении звуков м
и н отсутствует, они звучат как ротовые