Курсовая с практикой Педагогика/Психология Специальная психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития проявлений эмпатии младших школьников с задержкой психического развития (зпр)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при задержке психического развития 6
1.1. Понятие об эмпатии в психологии 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 14
1.3. Особенности психического развития и специфика проявлений эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития 18
Глава 2. Исследование особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при задержке психического развития 29
2.1. Организация и проведение исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования 32
Заключение 39
Библиографический список 41

  

Введение:

 

Актуальность. Актуальность интересующей нас проблемы исследования, прежде всего, заключается в том, что в современных условиях реформирования системы образования и разработки новейших методов коррекции задержки психического развития детей младшего школьного возраста растет потребность в знании особенностей отдельных качеств данной категории детей, в частности, эмпатии, которая является интегральным свойством психики ребенка на стыке его эмоциональной и коммуникативной сфер личности. При этом знание особенностей развития эмпатии позволяет их учитывать при проведении любой коррекционной работы с детьми при ЗПР, которая в большинстве своем является групповой и предполагает взаимодействие данных детей друг с другом, либо со своими нормально развивающимися сверстниками.
Исследование проблемы проявлений эмпатии у младших школьников при ЗПР подразумевает ее изучение на теоретическом и практическом уровнях. При теоретическом анализе проблемы мы обращаемся к понятию эмпатии в психологии, ее психолого-педагогической характеристике у детей с ЗПР. Также нами анализируются особенности психического развития и специфика проявлений эмпатии у младших школьников с ЗПР. Надо отметить, что эмпатия может пониматься как особое эмоциональное качество личности человека, определяющее его способность сопереживать другим людям и понимать их эмоциональные переживания. Значение развития эмпатии как в рамках психического онтогенеза, так и психического дизонтогенеза сложно переоценить, поскольку от уровня ее развития во многом зависит личностное развитие ребенка в целом. Поэтому так важно знать особенности развития проявлений эмпатии младших школьников
с ЗПР.
Цель исследования: исследовать особенности проявлений эмпатии младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Исследовать проявления эмпатии у младших школьников с ЗПР.
3. Выявить особенности проявления эмпатии у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования: эмпатия младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности развития проявлений эмпатии младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: существуют особенности развития проявлений эмпатии младших школьников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, синтез, дедукции, индукции и т.д.); эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос); статистические методы (методы первичной описательной статистики).
Теоретическая значимость исследования: в работе была предпринята попытка обобщения и систематизации имеющейся в науке информации о теоретических аспектах исследования особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при задержке психического развития.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы учителями и специалистами (дефектологи, психологи) образовательных организаций при планировании содержания учебно-воспитательного процесса и коррекционной работы с младшими школьниками при задержке психического развития.
База исследования: исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие младшие школьники с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» в количестве 10 испытуемых. Возраст детей был 7-8 лет.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 40 наименований.
Во введении раскрывается актуального заявленной проблемы и описываются аппарат исследования.
В первой главе анализируются теоретические аспекты исследования особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при задержке психического развития. В частности, раскрывается понятие об эмпатии в психологии. Далее раскрывается психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. После этого рассматриваются особенности психического развития и специфика проявлений эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития.
Вторая глава посвящена представлению результатов проведенного эмпирического исследования особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при задержке психического развития. Сначала описываются организация и проведение исследования через характеристику его методологического аппарата и описание применяемых диагностических методик обследования детей. А затем непосредственно приводятся результаты исследования и их анализ, формулируется выводы.
В заключении обобщаются основные результаты исследования и намечаются дальнейшие перспективы изучения проблемы.
Общий объем работы составил 40 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами было проведено исследование особенностей развития проявлений эмпатии младших школьников с задержкой психического развития. Исследование предполагало теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, а также эмпирическое изучение проблемы.
В результате организованного проведенного исследования, мы изучили теоретические аспекты исследования особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при ЗПР. В результате теоретического анализа нами было выявлено, что эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. При этом под задержкой психического развития (ЗПР) в науке понимается замедление темпа психического развития ребенка, которое проявляется в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости при выполнении умственной деятельности и т.п. Также было выявлено, что у младших школьников с ЗПР имеет место недостаточность эмоциональной сферы, ее незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных и эмпатических проявлений. Кроме того, дети данной категории обладают недостаточной дифференцированными эмоциональными реакциями, для них характерны неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды.
В результате эмпирического изучения проблемы мы выявили, что для младших школьников с задержкой психического развития характерен в основном низкий уровень выраженности эмпатических способностей. Кроме того, младшим школьникам с задержкой психического развития в основном свойственны низкий и средний уровни развития способности к распознаванию эмоциональных состояний на фоне имеющихся трудностей идентификации эмоций в различных ситуациях, что может проявляться в неверной оценке как эмоционального состояния другого человека, так и собственных эмоций. Также в основном для младших школьников с ЗПР в выборке характерны низкий и средний уровни сформированности навыков учитывать в общении позицию партнера. И в основном для младших школьников с ЗПР в выборке характерен низкий уровень готовности учитывать эмоциональное состояние другого человека. В целом для младших школьников с задержкой психического развития характерен низкий общий уровень развития эмпатии.
Таким образом, в результате проведенного исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. И мы можем утверждать, что существуют особенности развития проявлений эмпатии младших школьников с задержкой психического развития.
По нашему мнению, перспективами дальнейшего исследования проблемы могут служить расширение выборки испытуемых, арсенала используемых психодиагностических методик, более широкий учет социально-демографических характеристик детей, а также использование метода эксперимента для изучения эффективности проводимой коррекционной работы с детьми, направленной на повышение у них уровня развития эмпатии.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования особенностей развития проявлений эмпатии у младших школьников при задержке психического развития

1.1. Понятие об эмпатии в психологии

Эмпатия является особым качеством или свойством личности человека, которое отражает его способность сопереживать другим людям и правильно воспринимать их эмоциональные проявления. Поэтому без анализа феноменов личности и самосознания рассмотрение эмпатии будет неполным.
Начнем с того, что по мнению отечественного психолога А.Г. Асмолова личность является категорией общественных наук, где трактуется как специфичное качество человека, которое им приобретается в рамках социализации как процесса передачи социокультурного опыта с помощью таких средств, как совместная деятельность и общение. С точки зрения гуманистической философской и психологической традиций личность есть ничто иное, как человек, который представляется ценностью, задающей направление развития всего общества [3].
Как отмечает А.Г. Маклаков, личность есть определенный человек, характеризующийся рядом психических качеств и свойств, которые проявляются при построении субъектом социальных связей и взаимоотношений с окружающими, а также определяют нравственные поступки, обладая особым смыслом для самого человека и общества
в целом [11].
Также, исходя из анализа специальной литературы, можно заключить, что личностью обычно определяется конкретный индивид как субъект деятельности в единстве его личных качеств и социальных ролей. Кроме того, личность есть социальное качество индивида, совокупность социально детерминированных значимых черт, которые образуются в рамках косвенного или прямого соглашения конкретного человека с другими членами общества. И данные черты определяют статус человека как субъекта труда, общения и познания.
По А.Н. Леонтьеву, личность – это совокупность взаимоотношений между людьми, которая осуществляется в процессе реализации разнообразных видов деятельности. Личность является относительно поздним продуктом социально-исторического становления человека в рамках его онтогенетического развития [8].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна личность является совокупностью внутренних условий, через которые идет преломление всех внешних воздействий [12].
Обращаясь к характеристике структуры личности необходимо отметить, что человек как личность согласно психологической науке обладает набором следующих качеств: самосознание, активность, Я-образ, направленность, способности, характер.
Самосознание есть основа развития познавательной активности, способности человека выносить независимые суждения и совершать самостоятельные поступки, которые направляются на то, чтобы узнавать и улучшать себя, а также осуществлять поиск смысла жизни.
Активность означает то, что субъект желает выйти за границы уже реализованных возможностей, за границы различных предписаний в соответствии с социальными ролями, а также субъект стремится к разнообразию среды осуществления деятельности.
Я-образ является совокупностью представлений субъекта о самом себе – реальном или идеальном, обеспечивающих единство личности человека и проявляющихся в самооценке, уровне притязания и самоуважения.
Направленность представляет собой устойчивую систему мотивов и убеждений, интересов, потребностей, идеалов и т.д.
Под способностями понимаются такие свойства психики, которые обеспечивают успешность выполнения какой-либо теоретической или практической деятельности.
Характер является целостностью константных индивидуальных качеств человека, которые определяют свойственные ему стратегии поведения и эмоциональных реакций на межличностные отношения и различные жизненные события [4; 16].
Специфика развития вышеуказанных уровней определяет индивидуальность каждого человека. А индивидуальность означает своеобразие и оригинальность психики и личности. И данное своеобразие проявляется в неповторимости эмоционально-волевой сферы, потребностей интересов и личностных свойств.
Личностная структура состоит из способностей, социальных установок, темперамента, характера, мотивации, эмоций и т.д.
Под психологической структурой личности в психолого-педагогической науке понимается целостная совокупность социально значимых свойств, качеств, отношений и поступков человека, которые сформировались у него в процессе жизнедеятельности и определяют реализацию им своего поведения и деятельности [10; 15].
А теперь отметим, что традиционным для отечественной психологии является следующее понимание самосознания: самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.
Не существует единственного определения самосознания, а их великое множество. Этот факт нашел свое отражение в многообразии трактовок данного феномена различными психологическими школами.
По У. Джеймсу, структура самосознания состоит из двух ключевых компонентов – эмпирического «Я» и познающего «Я».
В свою очередь, эмпирическое «Я» представляет собой такое компонент самосознания, с которым человек отождествляет себя. По другому, данный компонент У. Джеймсом обозначается как объективированная часть «Я». Эмпирическое «Я» содержит в себе следующие элементы:
— материальное «Я», которое представлено внешностью, одеждой, именем, собственностью и пространством;
— социальное «Я», в котором отражаются представления человека других людей о нем самом, а также то, что другие люди признают в этом человеке; это означает, что социальных «Я» у человека может быть столько, сколько социальных ролей он выполняет в какое количество оценивающих его социальных групп он включен. Ожидания той или иной социальной группы, человек стремится подтвердить, что может породить так называемый внутренний конфликт в том случае, когда имеют место противоречивые ожидания по отношению к человеку со стороны двух или нескольких социальных групп;
— духовное «Я», представляющее собой совокупность всех психических способностей, склонностей и опыта человека [25].
Согласно теории зеракального «Я», сформулированной Ч. Кули, на формирование «Я» человека оказывают существенное влияние окружающие его люди. Тем сам в «Я» выделяется, как минимум, три основных компонента:
— один человек определенным образом относится к другому человеку;
— второй человек осознает отношение к нему первого лица;
— второй человек обобщает отношение к себе.
Следовательно, другой человек в данной схеме есть опосредующее звено, благодаря которому человек имеет возможность оценивать самого себя. Иными словами, другой человек является своего рода «зеркалом».
С точки зрения, Дж. Мида, как основного представителя интеракционизма, самосознание является процессом, которые базируются на практическом взаимодействии человека с окружающими его людьми. Согласованность и слаженность в действиях различных людей, как автономных по своей природе существ, Дж. Мид объяснял действием психологического механизма социального приспособления, которые представляет собой способность людей к формированию представлений о самих себе с помощью усвоения точки зрения других членов общества. Т.е. индивид, фиксируя ожидания от других людей, стремится воплотить данные ожидания в своем поведении. Следовательно, поэтому сообщество людей может быть организованным целым [25].
Формирование «Я» у ребенка Дж. Мид описывает следующим образом. У ребенка, вступающего в первичный контакт с другими людьми, идет постепенное формирование так называемого образам первичного другого (позиция – «как видит меня другой человек?»). В дальнейшем, с расширением социальных контактов и увеличением их количества у человека происходит формирование так называемого образа генерализованного другого (позиция – «как они меня видят?»). И когда сформировывается образ «они» и появляется «Я» как совокупность, которая включает в себя все мнения и ожидания.
В отечественной психологической традиции выделяются следующие психологи, проводившие исследования по проблеме самосознания – В.А. Ядов, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, В.Ф. Чеснокова и др.
Согласно В.В. Столину в самосознании можно выделить горизонтальную и вертикальную структуры.
Горизонтальная структура включается в себя два основных компонента:
— первый компонент – когнитивная составляющая и самоотношение;
— второй компонент – дифференциация знаний о своих качествах, которые являются общими с другими людей или отличными от них.
Вертикальная структура, компоненты которой различаются по критерию характера активности человека:
— организмический уровень (человеческая активность обуславливается системой взаимодействия человек-среда; основными потребностями человека на данному уровне являются потребности в самосохранении, физическом благополучии и нормальном функционировании; удовлетворение данных потребностей ведет к тому, что у человека в результате процессов самовыделения из среды появляется ощущение пространственного положения тела и органов, что в дальнейшем формирует так называемую схему тела);
б.) уровень социального индивида (на данном уровне функционируют потребности в признании другими людьми и принадлежности к определенной социальной группе; удовлетворение данных потребностей осуществляется с помощью специальной регуляции со стороны усвоенных индивидом социальных норм; индивид обязательным образом идентифицирует себя с определенной социальной ролью или группой);
в.) личностный уровень (здесь основной потребностью человека является потребность в самореализации, которая определяет самоопределение и самореализацию личности; имеет место осознание индивидом смысла своей жизни, ценностных ориентаций, жизненных целей и планов; также индивид оценивает свое прошлое и настоящее) [25].
В.В. Столин дал характеристику вышеприведенной вертикальной структуры через выделение ее следующих существенных свойств:
— наличие собственной природы у каждого из уровней структуры (каждый уровень образован с помощью определенных связей и отношений человека с окружающим внешним миром, в том числе социумом);
— каждый уровень есть условие для развития последующего
уровня.
В целом в психологии не существует какого-либо единого и однозначного определения того, что из себя представляет самосознание как психологический феномен. В то же время одно из наиболее емких определений самосознания принадлежит А.Г. Асмолову. Так, например, согласно автору самосознание является совокупностью психических процессов, которые служат средством осознания индивидом самого себя как субъекта деятельности или общения. Основной продукт самосознания – это «Я» человека [20; 25].
Эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир [1; 2; 12].
Термин эмпатия появился в английском словаре в 1912 году и был близок понятию «симпатия». Он возник на основе немецкого слова einfьhling (дословное значение – проникновение), примененного Липпсом (T. Lipps) в 1885 году в связи с психологической теорией воздействия искусства. В психологию термин эмпатия ввел Э. Титченер. Самое раннее определение эмпатии содержится в работе З. Фрейда (S. Freud) «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905). По мнению З. Фрейда, он учитывает психическое состояние пациента, ставит себя в это состояние и старается понять его, сравнивая его со своим собственным [21].
Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, эмпатия включает чувства и мысли (А.А. Бодалев, Т.Р. Каштанова). Эмпатию отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений «психотерапевт – пациент». Эмпатия может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость («мне вас жаль»), симпатию («я сочувствую вам») и эмпатию («я – с вами») [7; 11].
В психологии принято различать следующие виды эмпатии:
1. Эмпатия эмоциональная – основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;
2. Эмпатия когнитивная – базируемая на процессах интеллектуальных – сравнение, аналогия и пр.;
3. Эмпатия предикативная – проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях [4; 9].
Эмпатия – это специфическая система отражения партнеров по взаимодействию. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но при этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевленных объектов. В психологической литературе эмпатия трактуется как способность входить в состояния другого, как сопереживание и сочувствие.
Как особые формы эмпатии выделяют:
1. Сопереживание – переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
2. Сочувствие – переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого [12; 15].
Важная характеристика процессов эмпатии, отличающая её от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, — слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем и этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир исследователя». Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов [21; 23].
Эмпатия – это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений – свойств, состояний, реакций – в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение [7; 11].
Итак, эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы