Курсовая с практикой на тему Особенности развития предпосылок диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2. Особенности развития диалогического общения у дошкольников с ЗПР 12
1.3. Игра-драматизация как средство развития диалогического общения у детей с ЗПР 18
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. ЭКСПРЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 23
2.1. Описание методик констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР средствами игр-драматизаций 30
Выводы по 2 главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
На современном этапе развития общества перед педагогической наукой возникло немало проблем, требующих немедленного решения. Признание нашим государством Конвенции ООН о правах ребенка усилило внимание общественности к проблемам детей с недостатками развития, создания благоприятных условий их социальной адаптации, включение их в систему современных общественных отношений.
В современных национальных программах, законах и других правительственных документах удостоверяется актуальность разработки вопросов совершенствования организации и содержания вопросов специального образования, предоставления своевременной комплексной помощи детям с различными психофизическими недостатками, в том числе и задержкой психического развития. В них подчеркивается необходимость совершенствования образования этой категории детей в системе учреждений общественного воспитания, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и социальной адаптации.
Учитывая повышенные требования к общественному воспитанию, проблема обучения детей с задержкой психического развития очень актуальна. Она заставляет по-новому рассматривать организацию коррекционных занятий в специальном учреждении, одной из основных задач которых является развитие речи, формы и методы обучения этой категории детей. Речевое развитие школьников всегда был и остается приоритетным направлением работы детсадов и школы. Развитие речи должно получить статус ведущего принципа языкового образования в общеобразовательной школе, в частности в ее начальном звене, а также на более раннем этапе – в дошкольном образовании.
На сегодня исследователи и педагоги ищут новые подходы к развитию речевой деятельности детей с задержкой психического развития. В том числе значительный интерес вызывает использование различных игровых технологий, которые призваны упростить и сделать более эффективным процесс развития речевой деятельности детей, имеющих задержки в развитии. Именно необходимость изучения современных подходов к развитию предпосылок диалогического общения детей с ЗПР обуславливает актуальность данной темы курсовой работы.
Объект исследования – диалогическая речь дошкольников с ЗПР.
Предмет курсовой работы – особенности развития предпосылок диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР.
Цель исследования – изучить особенности развития предпосылок диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР.
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач курсовой работы, среди которых:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;
2) рассмотреть особенности развития диалогического общения у дошкольников с ЗПР;
3) исследовать игру-драматизацию как средство развития диалогического общения у детей с ЗПР;
4) осуществить описание методик констатирующего эксперимента;
5) произвести анализ результатов констатирующего эксперимента;
6) разработать методические рекомендации для педагогов по развитию диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР средствами игр-драматизаций.
Теоретическая ценность исследования заключается в систематизации знаний о психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста с ЗПР, специфике диалогического общения у таких детей, а также о потенциале игры-драматизации как средства развития диалогического общения у детей с ЗПР.
Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования материала исследования для дальнейшего изучения особенностей развития предпосылок диалогического общения у дошкольников с ЗПР, а также в качестве материала для написания студенческих научных работ (рефератов, курсовых, дипломных работ и т. п.).
В работе было проведено исследование особенностей речевой деятельности детей с ЗПР, а также разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР средствами игр-драматизаций.
Новизна исследования заключается в том, что впервые были систематизированы данные о потенциале игры-драматизации в развитии диалогического общения детей дошкольного возраста с ЗПР, разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию диалогического общения у дошкольников с ЗПР средствами игр-драматизаций.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, методы синтеза и анализа, а также метод отбора и обработки данных, функциональный анализ в ходе подбора методик.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов и списка использованных источников.
Заключение:
В данной работе осуществлен анализ теоретических предпосылок, а также совершено экспериментальное исследование развития диалогического общения у дошкольников 5-6 лет с ЗПР средствами игр-драматизаций. В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты изучения особенностей развития предпосылок диалогической речи дошкольников с ЗПР. Рассмотрено понятие, причины и особенности задержки психического развития, определены психолого-педагогические характеристики детей, которым поставлен такой диагноз.
В исследовании выяснено, что ЗПР – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно устойчивые состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающие степени слабоумия.
Кроме прочих характерных черт ЗПР выяснено слаборазвитость коммуникативных способностей детей с ЗПР, сложности в общении, которые часто испытывают такие дети. Выявлено, что недостаточный уровень развития диалогических способностей к общению у таких детей мешает их интеграции в детский коллектив, замедляет развитие, ухудшает результаты процесса обучения. Речь детей с задержкой психического развития характеризуется бедностью словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи.
В главе также исследован потенциал игры-драматизации в развитии диалогического общения детей с ЗПР. Такие игры предполагают интересную, яркую форму реализации, они опираются на текст произведения и предполагают его запоминание и фактический пересказ этого текста ребенком, однако вся деятельность проходит в форме инсценировки театральных сценок, предполагает ролевые действия детей, избавляет их от необходимости только заучивать и пересказывать текст, что часто тяжело делать и детям с нормальным развитием, не только детям с ЗПР. Игровая деятельность является одним из лучших способов развития коммуникативных способностей детей.
Во второй главе курсовой работы осуществлено экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей с ЗПР. В главе представлены методики и критерии оценки результатов исследования. Анализ результатов показал, что дети с ЗПР имеют низкий или средний уровень развития речевой деятельности, часто им сложно самостоятельно выражать распространенные мысли, они стремятся говорить меньше, повторять слова воспитателя или других детей, речь часто построена недостаточно логично, отсутствует обширный словарный запас, предусмотренный нормами возрастных показателей речевого развития для возраста 5-6 лет.
Рассмотрены методические аспекты организации такой деятельности воспитателем и / или логопедом, основные этапы проведения игры-драматизации, выделены возможные виды речевой деятельности детей в контексте такой игры. Отмечено, что участие в игре-драматизации позволит ребенку с ЗПР без лишнего стресса и фокусировки на непосредственно речевой деятельности больше говорить и включаться в диалогичную деятельность как в реализации сюжета сказки или истории, но также и в процессе общения со сверстниками и воспитателем касаемо организации и реализации игровых действий.
В целом, в курсовой работе были выполнены все поставленные задачи исследования, достигнута основная цель исследования. Перспективы дальнейших исследований могут заключаться в разработке методических указаний для использования игры-драматизации для развития речевой деятельности детей-дошкольников с ЗПР, а также анализ потенциала использования игровых приемов на других возрастных уровнях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР
Стремительные социально-культурные и технические преобразования современного общества привносят и много проблем в развитие подрастающего поколения. Растет количество детей группы риска, расширяется перечень факторов, которые их провоцируют. Среди общих проблем и аномалий развития самой многочисленной является категория детей группы задержки психического развития. Проблема задержки психического развития детей остро стояла перед педагогической наукой прошлого века, однако она не теряет актуальности и сегодня. Прежде всего, рассмотрим
Задержка психического развития (ЗПР) – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относят случаи замедленного психического развития ребенка («задержка темпа психического развития»), а также относительно устойчивые состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, которые при этом не достигают степени слабоумия [2, c. 25].
В различных исследованиях ученые предоставляют разные трактовки понятия ЗПР. В частности, И. Борисов определяет задержку психического развития как «… категорию детей с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций», А. И. Граборов называет задержку психического развития как переходную форму между нормой и дефективностью («субнормальные» дети), В. П. Кащенко и Г. В. Мурашов называют детей с задержкой психического развития «слабоодаренными».
Исследуя данную проблему Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина предлагают рассматривать ЗПР как некое замедление развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой истощении в интеллектуальной деятельности.
Процесс развития познавательных способностей при ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими и др.), нарушающих интеллектуальную работоспособность ребенка [2, c. 25].
В. В. Лебединский, указывая на клинический аспект ЗПР, отмечает, что это аномалия развития, которая наделена значительным полиморфизмом клинико-онтогенетической структуры, степени тяжести и прогноза [8]. В свою очередь В. И. Лубовский определяет детей с задержкой психического развития как таких, которые отстают в развитии, но которые имеют потенциальные возможности интеллектуального развития. Он отмечает, что задержка психического развития преодолевается тем успешнее, чем адекватнее создаются специальные условия обучения и развития.
Термины «задержка темпа психического развития» и «задержка психического развития» были предложены Е. Сухаревой (1959 г.). Термин «задержка психического развития» – собирательное понятие, включающее разные по клинической картине состояния, которые не являются умственной отсталостью в полном смысле этого понятия, но также и не являются интеллектуальной нормой.
Это отклонение у ребенка может быть вызвано как биологическими, так и социальными факторами, а также различными вариантами их сочетания. К основным причинам возникновения ЗПР относятся:
органическая недостаточность нервной системы, как правило – остаточного характера, связанная с патологиями и осложнениями беременности и родов;
соматические заболевания хронического характера;
наследственные (конституциональные) факторы;
неблагоприятные условия жизни и воспитания ребенка (ранняя депривация, насилие в семье, плохой уход, безнадзорность и др.).