Курсовая с практикой на тему Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с 6 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с 6 лет 5
1.1 Характеристика познавательной сферы дошкольника 5
1.2 Развитие памяти и мышления 9
1.3 Развитие игровой деятельности и нравственно-волевой сферы дошкольника 11
1.4 Развитие речи дошкольника 22
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Практические аспекты исследования познавательных процессов у детей дошкольного возраста 36
2.1. Описание и результаты исследования 36
2.2. Рекомендации по развитию познавательных процессов 40
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный возраст — расцвет познава-тельной активности детей. Проблема развития познавательных процессов у дошкольников сегодня актуальна и играет важную роль в развитии лич-ности в целом.
Когнитивные процессы имеют большое значение для дошкольника еще и потому, что степень формирования и развития этих процессов во многом определяет успех в дальнейшей образовательной деятельности.
Проблема исследования. Определение возможностей развития по-знавательной сферы дошкольника и применение адекватных психолого-педагогических методов для развития познавательных процессов.
Проблемой развития познавательных процессов у дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев В.С. Мухина и другие.
Цель исследования. Изучить особенности развития познавательных процессов у дошкольников.
Объект исследования. Особенности развития познавательных про-цессов у дошкольников.
Предмет исследования. Изучение познавательных областей развития дошкольников.
Исследовательская гипотеза. Когнитивные процессы в дошкольном возрасте имеют высокие показатели
Исходя из цели исследования, мы определили следующие задачи:
— изучить и проанализировать литературу по развитию познава-тельной сферы дошкольника.
— выявить особенности развития познавательной сферы у детей до-школьного возраста.
— провести исследование для определения уровня развития когни-тивных процессов у дошкольников.
Методологическая основа исследования.
В этой работе мы опирались на работы по изучению дошкольного возраста таких ученых, как: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Элько-нин.
Теоретическая значимость исследования.
Он заключается в обобщении теоретических концепций для выявле-ния особенностей развития познавательных процессов у дошкольников.
Практическая значимость исследования.
Мы провели эмпирическое исследование для определения особенно-стей развития когнитивных процессов у дошкольников от 6 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка исполь-зованных источников.
Во введении обозначена актуальность исследования, проблема, цель исследования, определены задачи, объект и предмет, а также методологи-ческая основа, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены характеристики познавательной сферы дошкольника, рассмотрены особенности развития памяти и мышления, развитие игровой деятельности и нравственно-волевой сферы дошкольни-ка, а также развитие речи дошкольника.
Во второй главе исследования рассмотрено эмпирическое исследова-ние по проблеме работы. Приведена характеристика исследования, мето-дики исследования. Проанализированы результаты исследования.
В заключении сделаны общие выводы по исследуемой проблеме и итогам эмпирического исследования.
Заключение:
Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили осо-бенности психологического развития ребенка дошкольного возраста и особенности развития мышления и речи в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования также была подтверждена.
Опыт, накопленный в период дошкольного развития, создает пред-посылки для перехода ребенка дошкольного возраста к более сложным видам деятельности, к приобретению сложных и разнообразных знаний и навыков.
От младшего дошкольного возраста до старшего дошкольного воз-раста, который отличается ярким проявлением произвола, повышением самосознания, глубокими изменениями личности, происходит дальнейшая перестройка системной организации психических процессов; на фоне со-зревания нервной системы продолжается интеграция и дифференциация психических процессов, характерных для данного возраста.
Основными результатами работы были следующие:
— изучены особенности личностного развития дошкольников;
— проанализировано развитие когнитивных процессов у детей 4-6 лет;
— определен механизм формирования и развития речи и мышления у дошкольников;
— диагностическое исследование и анализ развития мышления и речи у детей 6 лет.
Теперь можно сказать, что очень важно провести психодиагностику когнитивных процессов у дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей развития познава-тельных процессов у детей дошкольного возраста с 6 лет
1.1 Характеристика познавательной сферы дошкольника
Детство — это период самого быстрого и интенсивного развития чело-века. По мнению Е.О. Смирнова, ни в каком другом возрасте человек не проходит столько специфических стадий, как в раннем и дошкольном дет-стве. За первые 5-6 лет своей жизни он превращается из совершенно бес-помощного ребенка в довольно хорошо сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками и взглядами.
Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предме-тами, разговаривать, думать, общаться, воображать. Скорость появления новых качеств у ребенка поражает взрослых.
Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и инициативы характеризуются фактами, присущими развитию ребенка.
Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом развития познавательной деятельности. Когнитивные процессы ребенка дошкольника включают в себя: восприятие, память, мышление, речь, воображение. [3]
В дошкольном возрасте восприятие мира ребенком качественно от-личается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы так, как они воспринимают-ся непосредственно, он не видит вещей в своих внутренних отношениях.
Ребенок считает свое мгновенное восприятие единственно возмож-ным и абсолютно верным. Жан Пиаже, который детально изучил когни-тивное развитие ребенка, назвал это явление «реализмом». Именно такого рода реализм не позволяет нам рассматривать вещи, независимые от субъ-екта, в их внутренних отношениях.
Особое место в познавательной сфере занимает память. Л.С. Выгот-ский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль играет память, при развитии которой существует возможность отделения от сложившейся си-туации и наглядно-образного мышления. Память в основном носит непро-извольный характер, но к концу дошкольного возраста, в связи с развити-ем игры и под влиянием взрослого, у ребенка начинает развиваться про-извольное, преднамеренное запоминание и воспоминание.