Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

<p>СОДЕРЖАНИЕ<br />ВВЕДЕНИЕ 3<br />ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5<br />1.1. Общая характеристика памяти в трудах отечественных и зарубежных исследователей 5<br />1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 9<br />1.3. Возрастные особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста 12<br />ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20<br />2.1. Диагностика развития памяти у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно — поисковой работы 20<br />2.2. Рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста 24<br />ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30<br />СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31</p>

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти детей старшего дошкольного возраста, так как память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. У дошкольников происходит активное развитие процессов памяти. Задача взрослого, помочь этому развитию, поскольку происходящие в этом возрасте преобразования, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка.
Под влиянием новых социальных факторов перед современным обществом, появилась необходимость преобразовать отечественную систему обучения детей, делая главный упор на развитие личности ребенка и не допуская преобладания образовательного стандарта над ним, что в свою очередь являлось характерным для предыдущего периода системы образования. Непосредственно в дошкольном возрасте у детей происходит развитие психических процессов, свойств и состояний, одним из важных свойств психики является память.
Объект исследования: память, как познавательный процесс.
Предмет исследования: особенности развития памяти в старшем дошкольном возрасте.
Представители разных наук (психологии, медицины, генетики, биологии и другие) занимаются исследованием памяти, все они придерживаются своих теорий ее развития: психологические (И. Макарова К. Левин), биогенетические (И.П. Павлов, И.М. Сеченов), физиологические (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Многие исследователи считают, что память достигает высшей точки своего развития именно в этом возрасте, а в дальнейшем лишь деградирует. Существует довольно много подходов к изучению процессов памяти, все они основываются на различные теории памяти и изучают эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне.
Цель исследования: исследовать особенности развития памяти детей в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику памяти в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
2. Изучить возрастные особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование и наблюдение с последующим анализом полученных данных.
3. Интерпретационно-описательные: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе подготовительной группы ࣮ДОУ «Солнышко» г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Всего в исследовании принимали участие 19 детей в возрасте 6 лет.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка литературы (40 позиций). Общий объем — 33 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Память является одним из наиболее важных условий развития интеллектуальных способностей. Память — это некая форма психического отображения, пережитого прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении, а также в узнавании ранее воспринятого. Все виды памяти классифицированы по трем главным критериям: по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти; по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности; по степени волевой регуляции памяти. По содержанию психической активности различают словесно-логическую, образную, двигательную и эмоциональную память.
В процессе изучения вопроса о специфике развития памяти детей дошкольного возраста выявилось, что память в этом возрасте носит преобладающе непроизвольный характер. К примерно 7 годам устройство памяти подвергается существенным изменениям, которые связанны со значительным развитием произвольных форм припоминания и запоминания. Приобретение к дошкольному возрасту огромного опыта практических, активных действий, а также вполне высокий уровень развития памяти, для этого возраста, повышает у ребенка чувство уверенности в себе и повышает его самооценку.
Ставя вопрос о методах и приемах развития памяти, было обнаружено, что существует множество способов и путей развития памяти детей дошкольного возраста, в том числе разнообразные упражнения и игры.
После проведенной нами диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста были получены следующие результаты:
В целом результаты уровня развития кратковременной зрительной памяти у детей находится в норме и составляет 61% от общего числа. Даже есть 3 ребенка, у которых уровень выше нормы, что составляет примерно 17% всей группы, но, к сожалению, у четверых детей (это 22%) низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Общая характеристика памяти в трудах отечественных и зарубежных исследователей
В психологических источниках можно выделить определение памяти – память характеризуется как способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем, для того чтобы можно было жить в будущем. Памятью называют процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого.
По мнению Э.А Голубева: «память есть форма психического отражения, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая вероятным его повторное применение в деятельности либо возвращение в сферу сознания. Память — основа психической деятельности» [15].
Р.С. Немов, характеризуя память как психический процесс установил, что впечатления, которое человек получает об окружающем мире, оставляет определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Собственно, эти процессы и называются памятью [36]. Значимый интерес представляют высказывания о памяти Н.А. Добролюбова. В своих работах он писал о роли осмысливания, понимания того, что заучивается ребенком.
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители различных наук: психологии, медицины, биологии, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук имеются свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, собственная система понятий и, соответствующие, свои теории памяти. Собственно, психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернетического исследования. Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения на сегодняшний день, была ассоциативная теория. Она появилась в XVII в., активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы