Курсовая с практикой на тему Особенности развития памяти у детей 3-4 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к изучению памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии 7
1.1. Особенности изучения проблемы памяти в психологии 7
1.2. Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет 17
Вывод по первой главе 24
Глава 2. Психолого-педагогические особенности развития памяти у детей 3-4 лет 25
2.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет 25
2.2. Особенности развития у детей памяти у детей 3-4 лет 29
Вывод по второй главе 32
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одними из главных целей дошкольного образования являются «развитие у детей познавательных интересов, их интеллектуальное развитие, подготовка к школе» [40].
Достижение этих целей основывается на развитии психических познавательных процессов дошкольников, среди которых память занимает важное место.
Известно, что значительное количество детей старшего дошкольного возраста при поступлении в первый класс общеобразовательной школы испытывают большие трудности в учении. Очень часто основная причина этого — недостаточно хорошо развития память.
Значимость памяти для человека состоит в том, что без нее не могут полноценно функционировать другие познавательные процессы — восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.
Младший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Также очевидно, что для осуществления полноценного образования, воспитания и готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению необходимо, чтобы у них была хорошо развита память, которая помогает удерживать и воспроизводить разную информацию.
Вопросы, связанные с развитием памяти у дошкольников, рассмотрены в работах известных зарубежных и отечественных психологов и педагогов (Р.С. Аткинсон, Л. А. Венгер, Э.А. Голубева, Л.А. Григорович, У. Джеймс, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина и др.).
Работу по развитию памяти необходимо проводить на диагностической основе, используя для этого подходящие методики. Методики диагностики памяти у дошкольников представлены в работах З.М. Истоминой, М.А. Рыбакова и др..
Вопросы, связанные с методами, приемами и средствами развития памяти у дошкольников, в том числе и мнемотехникой, рассмотрены в работах Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, С.Е. Гавриной, О.С. Жуковой, Л.В. Омельченко, Ю.В. Останковой и др.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития памяти у детей дошкольного возраста и не разработанностью методов, приемов и средств ее развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Особенности развития памяти у детей 3-4 лет».
Это определило проблему нашего исследования, которая состоит в разработке и апробации программы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотехники.
Цель исследования — память у детей 3-4 лет.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме развития памяти у детей 3-4 лет.
2. Уточнить определение понятия памяти как психологического процесса.
3. Рассмотреть особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.
Объект исследования — процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — развитие памяти у детей 3-4 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретические аспекты памяти как психического познавательного процесса рассмотрены в трудах Э.А. Голубевой [8], Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковской [9], У. Джеймса, А.Н. Леонтьева [16], A. Г. Маклакова[17], Р.С. Немова [21], М.С. Роговина, Р.С. Рубинштейна [32] и др.
Особенности развития памяти у детей 3-4 лет и подходы к ее развитию исследованы в работах А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина, З.М. Истоминой [12], Я.Л. Коломинского [15], B. С. Мухиной [20], Г.А. Урунтаевой [36] и др. Возможности мнемотехники в развитии памяти дошкольников раскрыты в работах Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко [25], Ю.В. Останковой и др.
Методы исследования: теоретические — анализ, сравнение, обобщение научной, учебно-методической литературы по исследуемой проблеме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные развитие памяти детей могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования и родителями детей, занимающихся проблемой развития памяти дошкольников.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В глобальном смысле память обеспечивает передачу знаний в масштабах культуры. Традиционно, память разделяют на виды – слухоречевая, зрительная, мышечная, двигательная, образная и др. По способу запоминания память бывает непосредственная и опосредованная, то есть для того, чтобы запомнить мы должны запоминаемое как-то запечатлеть, например, поставить крестик на ладони или записать или, что-то еще.
Бывает произвольной и непроизвольной, произвольная – требует обучения, целенаправленности и желания запомнить информацию, непроизвольная же – запечатлевает яркое, эмоционально-значимое для человека, без каких-либо дополнительных усилий с его стороны. Память маленького ребенка, а мы говорим о детях от 3х до 7 лет, является в большей степени непроизвольной, причем, чем меньше ребенок, тем это условие актуальнее.
Базируется на ярких эмоциональных переживаниях, это могут быть яркие образы, движение, например прогулка в парке развлечений и память малышей непосредственна. Мозговая организация памяти зависит от ее видов, мозг работает как система, как единое целое призванное решать поставленные перед ним задачи. Условно, можно выделить такие значимые структуры, как лобные отделы их зрелость отвечает за мотивацию к запоминанию, интерес и целенаправленность. Чем моложе ребенок, тем больше эти функции берет на себя взрослый, задача взрослого сформировать у ребенка интерес к чему-то, что необходимо запомнить с учетом, опять же, возраста малыша.
Следующий отдел мозга, важный для слухоречевой памяти, то есть памяти позволяющей запоминать словесный материал – тексты, рассказы и пр. – это левая височная область, в дошкольном возрасте находится в состоянии созревания, ребенок в большей степени ориентируется не на слова при запоминании, а на образы. Здесь упомяну еще об одном важном отделе мозга – затылочных областях, именно они отвечают за запечатление и хранение зрительной информации. Ребенок-дошкольник зрительной памятью пользуется больше, нежели слухоречевой.
Важнейшим отделом мозга, обеспечивающим не только хорошее запоминание, но и в целом отвечающий за тонус, включенность в деятельность, работоспособность и внимание – это подкорковые структуры, данный отдел созревает к концу первого года жизни и является необходимым условием для развития всех психических функций и памяти в том числе.
Следовательно, когда родители жалуются на плохое запоминание у ребенка, необходимо учитывать все аспекты:
— возрастной аспект, если ребенок 3-4 лет не запоминает цифры и буквы
— это не является нарушением его памяти, это говорит о неадекватных требованиях к детской психике и развитию нервной системы. Память трех — четырех летнего ребенка – образная, эмоциональная и направляется взрослым.
— энергоемкость, процесс слухоречевого запоминания крайне энергозатратный, чтобы малышу запомнить, что-то на слух, ему требуется крайне много усилий и высокая концентрация внимания.
Поэтому, когда родители жалуются, что малыш, якобы, не помнит, что ему говорят, это может быть связано не с памятью, а с трудностями концентрации внимания и сосредоточения, он в данный момент может быть чем-то увлечен и не фиксирует обращенной к нему речи. Чтобы ребенок научился запоминать информацию на слух и слышать просьбы взрослого, необходимо эти инструкции разбивать на короткие и емкие просьбы и подкреплять действиями или образами. Подводя итог, можно сказать, что родителям следует обращать внимание на такие особенности в развитии детей, как снижение или отсутствие интереса к прослушиванию сказок и стихов (по возрасту), высокий уровень отвлекаемости, даже при выполнении интересных для ребенка дел, отсутствие непроизвольного стремления к повторению понравившихся стишков и песенок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к изучению памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии
1.1. Особенности изучения проблемы памяти в психологии
Хорошо известно, что благодаря своей памяти и ее постоянному развитию и совершенствованию человек выделился из мира животных и стал венцом природы, достиг тех высот в деятельности, общении, на которых сейчас находится все человечество.
В самом общем виде память (от греческого «mneme» — память) — это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, всего того, что человек когда-то услышал, увидел, прочувствовал. Более широко память человека У. Джеймс определяет как «психофизиологический (генетический) и культурный процессы, которые выполняют в жизни человека функции сохранения, закрепления и воспроизведения информации» [28, с. 402].
Эти три функции, отмеченные в определении У. Джеймса, являются для памяти основными. Таким образом, в самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации для дальнейшего ее сохранения, запоминания и воспроизведения в разных жизненных ситуациях и видах деятельности.
Память присуща человеку с младенческого возраста. В психологии хорошо известен и изучен «комплекс оживления», который наблюдается у ребенка в возрасте одного месяца: ребенок запоминает лицо матери, и, когда она появляется у его кроватки, он начинает гулить, оживленно двигать ножками, улыбаться.
В психологии и педагогике память человека рассматривается как один из познавательных процессов в одном ряду с другими познавательными процессами: ощущением, восприятием, мышлением, вниманием, воображением и речью. Поэтому в нашем исследовании рабочим определением является определение, данное известным отечественным психологом С.Л. Рубинштейном, который рассматривает память человека в качестве «познавательного процесса сохранения и воспроизведения образов и представлений, который лежит в основе всех других познавательных процессов и любой деятельности» [32, с. 450].
Познавательные (или их еще называют когнитивные) процессы, по определению С.Л. Рубинштейна, — «это психические процессы, происходящие в мозгу и центральной нервной системе человека, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений, которые могут быть воспроизведены повторно или множество при помощи памяти, мышления и воображения» [32, с. 450].
Эти процессы С.Л. Рубинштейн называет «инструментами познания окружающей действительности, картина которой формируется в сознании каждого человека на основе данных, полученных в процессе осуществления деятельности познавательных процессов — всех вместе и каждого в отдельности» [32, с. 450].
Являясь когнитивным (познавательным) процессом, память — это важнейшая составляющая учебно-познавательной деятельности. В этой деятельности, — уточняет Л.Ф. Обухова, — «процессы памяти — это мнемическая деятельность, содержащая действия и операции, которые способствуют подготовке увиденной и/или услышанной информации к лучшему ее запоминанию и в дальнейшем — к осознанному воспроизведению» [22, с. 72].
Физиологической основой памяти, как указывает Э.А. Голубева, является процесс образования «в головном мозге и центральной нервной системе временных нервных связей под влиянием различных внешних раздражителей» [8, с. 13].
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания человека.
И.М. Сеченов отмечал, что «без работы памяти любые ощущения и восприятия, исчезая бесследно, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного, который полностью беспомощен и только постигает окружающий мир» [Цит. по: 39, с. 82].
М.С. Роговин указывает, что «в основе памяти лежат представления и ассоциации. Представления — это образы предметов, явлений или процессов реальной действительности, которые человек воспринимал ранее, а в настоящий момент он их мысленно воспроизводит.
Другими словами, представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на органы чувств человека — его зрение, слух, обоняние, осязание и т.д.. Предметы или явления, связанные между собой в действительности, связываются причинно-следственными, ассоциативными связями и в памяти человека» [31, с. 44].
По мнению Л.А. Григорович и Т.Д. Марцинковской, «в процессе онтогенетического развития человека у него развиваются разные виды памяти. Этот процесс имеет строгую последовательность: на первой стадии происходит развитие двигательной (моторной) непроизвольной кратковременной памяти; на второй стадии развивается эмоциональная произвольная оперативная память; на третьей стадии — образная долговременная память; на четвертой стадии получает развитие смысловая память» [9, с. 48].
Основные процессы памяти — запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание — подробно охарактеризованы А.Г. Маклаковым [17].
Память начинается с запоминания. Запоминание — это «процесс, обеспечивающий сохранение в памяти какого-либо материала в виде образов, представлений». Запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным — образовать ассоциацию. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, она называется заучиванием.
Воспроизведение — важный психологический процесс работы памяти, сущность которого состоит в воссоздании запомненного ранее материала посредством его припоминания. По А.Г. Маклакову, «воспроизведение проходит 3 стадии:
1ая стадия — узнавание, которое характеризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие объектов;
2ая стадия — самовоспроизведение (произвольное, когда требуется волевое усилие, чтобы что-то вспомнить, и непроизвольное, которое происходит без волевых усилий, как, например, заученная когда-то таблица умножения или домашний адрес);
3ья стадия — припоминание, которое действует в условиях частичного забывания и требует от человека волевых усилий (иногда довольно значительных), внимания, работы мыслительных процессов по восстановлению ассоциативных связей вспоминаемого материала» [17, с. 70].
Сохранение и забывание — это, по словам А.Г. Маклакова, «две противоположные стороны единого процесса, относящегося к информации, которая долго удерживается в памяти человека. Сохранение — это «удержание в памяти этой информации, а забывание — это исчезновение, выпадение, стирание из памяти когда-то заученного материала» [17, с. 70]. Благодаря забыванию, человек расчищает место для новых впечатлений и, освобождая память от груды деталей, дает ей новую возможность «служить» мышлению и деятельности.
У каждого человека есть свои особенности памяти. Память может быть хорошей по отношению к одним объектам и плохой по отношению к другим.
Р.С. Немов указывает, что все виды памяти можно условно разделить на три группы, в каждой из которых еще выделяются подгруппы.
1. На основании того, что именно запоминает человек (движения, предметы и явления, мысли, движения, чувства), различают двигательную, образную, словесно-логическую и эмоциональную виды памяти.
2. На основании того, как человек запоминает (случайно или преднамеренно) соответственно выделяют непроизвольную и произвольную память.
3. При учете того, как долго сохраняется в памяти человека запомненный материал, выделяют кратковременную, долговременную и оперативную виды памяти» [21, с. 112].
Р.С. Немов [21] отмечает, что существует достаточно много видов памяти. Этот автор создал свою классификацию видов памяти, которая исходит из разных оснований:
— по времени сохранения материала память бывает мгновенная (сенсорная), кратковременная, долговременная, оперативная;
— по способу запоминания выделяют логическую (опосредованную) и механическую (непосредственную), произвольную и непроизвольную виды памяти;
— по генезису выделяют генетические виды памяти — в зависимости от типа запоминаемого материала: это двигательная (моторная), эмоциональная, наглядно-образная, вербальная (словесно-логическая). Эти виды выделяются в зависимости от того, что запоминает человек (движения, чувства, предметы и явления, мысли). Вербальная (словесно-логическая) память является высшим видом памяти, присущим только человеку. С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет, письмо и т.д.) и разные виды профессиональной деятельности человека.
Кратко охарактеризуем каждый из выше названных видов памяти, опираясь на работы Э.А. Голубевой [8], А.Г. Маклакова [17] и Р.С. Немова.
Мгновенная (сенсорная) память — это «память, позволяющая удерживать такую информацию, которая была воспринята различными органами чувств (зрением, слухом, осязанием) без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно, она носит непроизвольный характер» [21, с. 113].
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную.
Кратковременная память «работает» без сознательной предварительной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память, по определению Р.С. Немова, — это «вид памяти для удержания информации на короткое время (материал запоминается быстро, но ненадолго). Она выполняет 2 важные функции:
1) сохраняет материал, необходимый на короткое время, и служит рабочим пространством для вычислений в уме;
2) переводит запомненную ненадолго информацию в долговременную память для долговременного ее сохранения и последующего воспроизведения, когда это будет необходимо человеку [21, с. 114].
Э.А. Голубева дает такое определение: кратковременная память — это «память на образы после однократного и непродолжительного их восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) их воспроизведением» [8, с. 11].
Она связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается и соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание, вызывает интерес.
Р.С. Аткинсон считает кратковременную память «компонентом памяти человека, позволяющим удерживать на короткое время небольшое количество информации в состоянии, пригодном для непосредственной обработки и мгновенного воспроизведения. Продолжительность хранения такой информации оценивается в несколько секунд. Объем краткосрочной памяти чаще всего оценивается в 7±2 элемента. Кратковременную память также называют первичной или активной памятью. Ей противопоставляется долговременная память, способная удерживать информацию неограниченное количество времени» [1, с. 125].
Важнейшая функция кратковременной памяти, по мнению Р.С. Аткинсона, заключается в том, что она служит для запоминаемого материала своеобразной «промежуточной станцией на пути в долговременную память».
Долговременная память — это «память на образы, которые должны длительно сохраняться в памяти и многократно использоваться в будущей жизнедеятельности человека» [19, с. 76]. Именно этот вид памяти составляет основу прочных знаний, осознанных представлений, практических умений и навыков человека.
Оперативная память, по определению Э.А. Голубевой, «обслуживает непосредственно осуществляемую человеком деятельность и использует информацию как кратковременной, так и долговременной памяти. Этот вид памяти имеет важное значение при осуществлении любых сложных действий, когда нужно удерживать в уме некоторые промежуточные результаты (например, при арифметических вычислениях, чтении, письме, выполнении трудовых процессов)» [8, с. 95].
В зависимости от цели деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память — это, по Р.С. Немову, «запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. В этом случае запоминание и воспроизведение осуществляются непосредственно в деятельности и не зависят от воли и сознания» [21, с. 115].
Произвольную память Э.А. Голубева определяет как «мнемическую деятельность, специально направленную на запоминание какого-нибудь материала и предполагающую, что