Курсовая с практикой на тему Особенности развития общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития общения у детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие и специфика общения в дошкольном возрасте в отечественной педагогике 5
1.2. Особенности общения и коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития 13
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей формирования коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития 17
2.1. Организация исследования уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития 17
2.2. Коррекционно-развивающая работа по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
Заключение 33
Список литературы 35
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации протекает становление новой системы образования, которая будет ориентироваться на вхождение в мировое образовательное пространство. Мы можем видеть стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий, которые оказывают значительное влияние на жизнь людей.
При этом важным моментом является изменение образования в дошкольных организациях, которое должно соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Тем самым важная задача дошкольного воспитания заключается в развитии коммуникативных навыков дошкольников и воспитание у детей способностей положительного общения со сверстниками и взрослыми. Общение между детьми является необходимым условием для психического развития дошкольников. А потребность в общении с раннего возраста становится основной социальной потребностью ребенка.
Важное значение и актуальность имеет изучение развития детей в системе построения межличностного общения со сверстниками, особенно в период дошкольного возраста, поскольку он представляет собой один из ответственных периодов воспитания ребенка. Этот период является временем для первоначального становления личности детей, наряду с этим в общении ребенка со сверстниками появляются довольно сложные взаимоотношения, которые оказывают существенное влияние на развитие личности.
Задержка психического развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметной становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности.
В медицине задержка психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной деятельности. Однако в большинстве случаев ЗПР имеет стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.
Важным моментом в развитии дошкольников является формирование у них коммуникативной деятельности, которое у детей с ЗПР предполагает выведение на уровень оптимальных возрастных возможностей. Именно в дошкольном возрасте протекает становление коммуникативной функции, однако у детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии коммуникативной деятельности, в связи с чем существует необходимость изучения особенностей ее протекания для преодоления существующих проблем. Все это способствует тому, что от педагога требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы развитие каждого дошкольника было не только интеллектуальным, но и способствовало полноценному развитию коммуникативных навыков.
Степень изученности темы. Значимость изучения проблем психического развития, в частности коммуникативного, детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.
Данный вопрос глубоко изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.
Множество исследователей раскрывают подходы к решению проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников их общения. Среди них можно выделить работы Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарева, А.А. Любинской, Г.С. Селевко, Д.В. Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Щацкого.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Поставленная цель предполагает необходимость решения следующих задач исследования:
1. Изучить понятие и специфику общения у детей в дошкольном возрасте в отечественной педагогике.
2. Охарактеризовать особенности развития общения и коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Организовать исследование по определению уровня развития общения у дошкольников с ЗПР и проанализировать полученные результаты.
4. Определить направления коррекционно-развивающей работы по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Объектом исследования выступает процесс развития общения в дошкольном возрасте.
Предметом исследования являются особенности развития навыков общения у детей с задержкой психического развития.
Методами исследования являются следующие:
• Теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
• Обобщение отечественной психологической практики;
• Экспериментальная работа (анкетирование) и анализ количественных и качественных данных.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
После внедрения в воспитательно-образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта, были изменены формы и методы организации воспитательной деятельности с дошкольниками, которая будет способствовать их социализации. Так, социализация личности ребенка в обществе сверстников, а так же их личностное развитие становится приоритетным направлением деятельности, а процесс игровой деятельности при этом является эффективным средством.
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка.
Под общением мы понимаем определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата. Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.
Общение со сверстниками – необходимое условие психологического развития ребенка с ЗПР. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни старшего дошкольника. У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Для них сверстник, находящийся вне семейных уз, не имеет субъективной значимости. «Чужой» сверстник – достаточно безразличный, не имеющий личностного значения объект. Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т.к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Таким образом, у данной категории детей среди личностных контактов преобладают наиболее простые. У дошкольников с ЗПР наблюдается снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности. Также отмечается, что они безразличны к оценкам сверстников в свой адрес, а также и к их эмоциональным состояниям. У таких детей нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. У детей с ЗПР отсутствует осознание себя в системе отношений с другими, что приводит к формированию ряда негативных качеств, которые значительно усложняют вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития общения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятие и специфика общения в дошкольном возрасте в отечественной педагогике
В группе детского сада всегда формируется относительно длительная привязанность между дошкольниками. Однако такая привязанность скорее является ситуативной в отношениях детей. В дошкольном возрасте дети избирательны в общении, что обуславливается наличием интересов совместной деятельности и положительными качествами сверстников. Так, наиболее значимыми становятся те дети, с которыми дошкольник больше всего взаимодействует и в дошкольном детстве зачастую ребенок выбирает сверстника своего пола [17].
В период дошкольного возраста потребность в общении детей обуславливает становление личности ребенка, определяет его отношение к окружающей действительности.
Одной из наиболее важных черт общения детей дошкольного возраста выступает наличие разнообразия коммуникативных действий, вместе с тем, что существует чрезвычайно широкий их диапазон. Так, в процессе общения со сверстниками наблюдается множество действий и обращений, которые не встретишь в общении с взрослыми. При общении со сверстниками дети спорят, навязывают свою волю, успокаивают, требуют, приказывают, обманывают и т.д. Тем самым в общении со сверстниками у детей начинают появляться сложные формы поведения, среди которых можно назвать притворство, стремление сделать вид, выражение обиды, кокетство, фантазирование [12].
Отметим, что наличие широко диапазона контактов дошкольников обуславливается богатым функциональным составом общения сверстников и значительным различием коммуникативных задач. Тогда как взрослый выступает для ребенка источником оценки, новой информации или образцов действия, то сверстники, начиная с 3-летнего возраста позволяют в общении решать многие коммуникативные задачи, среди которых можно выделить следующие:
— управление действие партнерами и контроль за их выполнением;
— оценка конкретного поведенческого акта;
— проведение совместных игр;
— навязывание своих образцов и сравнение со своими действиями [24].
Таким образом, наличие разнообразия коммуникативных задач ставит требование осваивать широкий спектр коммуникативных действий.
Еще одним отличием в общении между сверстниками выступает высокий уровень эмоциональной насыщенности. Такая повышенная эмоциональность и раскованный характер общения детей заключает важное отличие от взаимодействия со взрослыми. Исследователи отмечают, что в общение сверстников можно увидеть больше экспрессивно-мимических проявлений, которые отражают разные эмоциональные состояния детей. А действия, которые адресуются сверстникам, имеют более высокую аффективную направленность [7].