Курсовая с практикой на тему Особенности развития навыка словоизменения и словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения навыка словоизменения у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5
1.1. Понятия «словообразование» 5
1.2. Развитие навыка словообразования в онтогенезе 7
1.3. Особенности развития навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 15
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 22
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Методика констатирующего эксперимента 23
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 27
Выводы по главе 2 34
Заключение 35
Список литературы 36
Приложение 43
Введение:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование направлено на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [1, с. 5].
Поскольку по данным мировой и отечественной статистики число детей, имеющих различные речевые нарушения, с каждым годом увеличивается, то особую актуальность приобретает создание благоприятных условий, то есть коррекционно-воспитательная работа, с дошкольниками, страдающими речевыми расстройствами (Ю. В. Волобуева [35], Е. А. Дерябина [34], А. В. Ключникова [38], Е. М. Мастюкова [5]).
Детям с тяжёлыми нарушениями речи тяжело обучаться, так как это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. У большинства детей данной категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме [35, с. 8].
Это делает тему нашего исследования актуальной.
Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недостаточный уровень развития навыка словообразования.
Цель исследования: изучение состояния навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Разработать и провести экспериментальное исследование состояния навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Проанализировать результаты эксперимента.
Объект исследования: состояние навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Предмет исследования: процесс выявления особенностей навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Методы исследования: анализ; синтез; индукция; дедукция; обобщение; анализ психолого-педагогической документации испытуемых; наблюдение; педагогический эксперимент.
База для проведения исследования: Детский сад № 15 комбинированного вида г. Луга.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 15 старших дошкольников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: настоящее исследование расширяет представления об особенностях развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы в специальных образовательных учреждениях.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в результате исследования нами были решены следующие задачи:
1. Изучены особенности развития навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
У детей с ТНР формирование грамматического строя речи затруднено. В речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.
2. Разработано и проведено экспериментальное исследование состояния навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Для изучения состояния навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи нами было проведено исследование. Исследование было проведено на базе МБДОУ Детский сад № 15 комбинированного вида г. Луга. В исследовании приняли участие 15 старших дошкольников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет.
Для исследования особенностей навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, нами использованы модифицированные методики Р. И. Лалаевой и Г. В. Чиркиной, а именно: диагностика сформированности системы словообразования.
3. Проанализированы результаты эксперимента.
Исходя из результатов в ходе данного исследования, мы можем сделать вывод, что у дошкольников наиболее затруднено формирование словообразования имен существительных. Наибольшее количество ошибок дети сделали в задании на образование названий детенышей животных. Причина ошибки заключается в том, что у детей отмечается бедность словарного запаса.
Исходя из результатов было выявлено, что дети при образовании существительных основное внимание концентрируют на корневом морфе при образовании слов, а дополнительные аффиксы игнорируют, те формальные признаки, которые играют немаловажную роль в образовании слова, наблюдается замена продуктивных суффиксов непродуктивными, отмечается бедность словарного запаса. Анализируя результаты, направленные на выявление у детей умений образовывать глаголы были получены следующие результаты. При образовании глаголов дети показали более высокие результаты, чем при образовании имен прилагательных.
Таким образом, цель по изучению состояния навыка словообразования у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи достигнута.
Гипотеза, согласно которой у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недостаточный уровень развития навыка словообразования, подтверждается результатами экспериментального исследования.
Перспективны дальнейших исследований могут включать проведение коррекционной работы по совершенствованию словообразовательных навыков у данной группы дошкольников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения навыка словоизмене-ния у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
1.1. Понятия «словообразование»
В классической грамматике «синтаксису» противопоставлялось «словоизменение». Стандартные справочные грамматики греческого и латинского языков и грамматики современных языков, основанные на классических принципах, обычно делятся на три, а не на две части, а именно: на словоизменение (или «акциденцию»), словообразование (или «деривацию») и синтаксис. Но эти три раздела не считаются одинаково важными для грамматиста. Причина такой непропорциональности состоит в том, что в классической грамматике словообразованию действительно нет места [16, c. 171].
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги (Ю. В. Волобуева) [35, c. 6].
Но в классической грамматике разграничение между словоизменением и словообразованием является абсолютно фундаментальным. Тогда как singing — только форма слова sing, обусловленная синтаксически, singer — это другое слово с собственным набором форм, или «парадигмой». Тот факт, что singing и singer с точки зрения их образования можно рассматривать как состоящие из «корня» (или «основы») sing и суффикса ing или ег (оба способа образования равно продуктивны в английском языке), затемнялся различием в трактовке, связанным с теоретическими представлениями классической грамматической науки. Стандартные словари английского языка (и большинства других языков), основанные на предположениях классической грамматики, приводят производные формы как разные слова, но не перечисляют регулярные словоизменительные формы, которые могут быть выведены посредством обращения к «парадигмам», установленным общепринятой грамматикой этого языка. В последующих главах станет ясно, что многое из того, что традиционно называют словообразованием, в генеративной грамматике английского языка можно и должно объединить с синтаксическими правилами. Пока, однако, мы оставим в стороне вопрос о словообразовании и рассмотрим более подробно понятие «слова» [15, c. 6].
Словообразование и словоизменение – это два разных процесса, протекающие в языке [6, c. 56].
Словоизменение – процесс приспособления слова к своему окружению в соответствии с морфологическими нормами. При этом меняется только окончание (иногда прибавляется формообразующий суффикс), а смысл слова остается прежним. Например, стол – столы или стола. Это то же самое слово «стол», но в родительном падеже или во множественном числе. Перед нами не словообразование, а образование формы слова (Т. В. Туманова) [25, c. 11].
Словоизменение — это изменение слова при помощи окончания или склонения существительных и прилагательных. Верное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, согласования существительных с разными частями речи являются для ребенка самыми трудными, поэтому изучение данной темы следует уделить максимальное количество часов (Ю. В. Волобуева) [35, c. 6].
В разделе словообразования перечисляются различные процессы, посредством которых от существующих слов (или «корней») образуются новые слова: прилагательные от существительных (seasonal ‘сезонный’ от season ‘сезон’), существительные от глаголов (singer ‘певец’ от sing ‘петь’), прилагательные от глаголов (acceptable ‘приемлемый’ от accept ‘принимать’) и т. д.
То, что словообразованию вообще уделяется какое-то место — это неловкий и теоретически непоследовательный жест, направленный на признание того факта, что некоторые слова поддаются дальнейшему разложению на компоненты, даже если о функции или дистрибуции этих компонентов нечего сказать в правилах основной части грамматики.
Таким образом, словообразование это процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.