Психология (психолого-педагогический факультет, теория и методика дошкольного и начального образования) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития мыслительных операций младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 6

1.1. Необходимость умственных операций у детей младшего
школьного возраста  6

1.2. Сущностное понятие развивающих игр, их особенности. 9

1.3. Значение «Развивающих игр» в формировании
мыслительных операций. 12

1.4. Многообразие развивающих игр, их классификация. 15

1.5. Организация и методика использования развивающих игр
в работе с детьми младшего школьного возраста. 19

ГЛАВА 2. ОПЫТ
РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 24

2.1.
Контрольно-диагностический этап эксперимента. 25

2.2. Анализ результатов исследования. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 36

  

Введение:

 

Мыслительные умения человека являются
необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира,
условием успешного познания и активного преобразования действительности.
Невозможно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы мышление
ни играло существенной роли.

Умственное развитие школьника
– важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к
школе и ко всей будущей жизни. В современном мире информационных технологий
наиболее актуальным является воспитание человека мыслящего, творчески
думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на
логике мысли.

Школьный возраст является сензитивным для развития
мыслительных операций. Принято считать, что дети до школы должны узнать и запомнить основные сведения о мире,
иначе как же они будут потом учиться в школе?
Это относится и к школьной математике.
В математике заложены
большие возможности общего развития ребенка: математические знания содействуют
совершенствованию познавательных процессов, а также формированию личностных
качеств: целенаправленности, активности, организованности, способности самостоятельно
думать и принимать решения. В связи с введением новых Федеральных
государственных требований [47] возникла необходимость переосмысления области
«Познание», а именно ее составляющих – «формирование элементарных
математических представлений» и «формирование целостной картины мира,
расширение кругозора».

Одним из основных принципов школьного образования является поддержка
детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является
ведущим видом деятельности на протяжении всего периода школьного детства.
В отечественной психолого-педагогической
литературе игра рассматривается как деятельность, имеющая очень важное значение
для развития ребенка школьного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях
между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Совместить
игру и познание – главные потребности ребенка, сделать процесс развития мыслительных
операций радостным и захватывающим стало возможным, благодаря использованию в
образовательном процессе игровых технологий, поскольку именно они несут в себе
потенциал действенного формирования элементарных математических знаний, операций.
В связи с этим возникает необходимость более точно определить
влияние
игры на развитие мыслительных операций ребенка и найти ее место в процессе
развития мыслительных операций у младших школьников.

Проблемы развития
мыслительных операций у детей школьного возраста нашли отражение в трудах Р.Л.
Березиной, А.В. Белошистой, Л.В. Ворониной, Г.В. Гнездилова, В.В. Давыдова,
В.В. Даниловой, Т.И. Ерофеевой, С.А. Камардиной, В.А. Козлова, В.А. Крутецкого,
А.М. Леушиной, Л.С. Метлиной, В.С. Мухиной, Е.А. Носовой, В.Ф. Петровой, Е.И.
Щербаковой и др.

В исследованиях многих
современных ученых – педагогов (А.В. Белошистая, Л.Г. Петерсон и др.)
отмечается, что в настоящее время возникает актуальный вопрос об обновлении
целей, задач, содержания подготовительной работы с детьми по математике в школьном
возрасте. Многие психологи и педагоги отмечают, что для детей младшего школьного
возраста данная проблема является одной из наименее разработанных.

Современные психолого-педагогические
исследования, перестройка преподавания математики в начальной школе выявили недостатки математической подготовки
детей в школьных учреждениях: неэффективное использование возросших
возможностей школьников; слабое развивающее влияние обучения; недостаточно
качественная подготовка к обучению в школе.

Возникает проблема развития мыслительных операций
у школьников младшего возраста, соответствующих современным требованиям.

 Анализ психолого-педагогической литературы
позволил выявить противоречия между
социальной потребностью в развитии мыслительных операций и их недостаточным
уровнем развития, не достаточное внимание уделяется развитию мыслительных операций,
из всего разнообразия игр мало игр направленных на развитие мыслительных операций.

Объект
исследования
– игры и приемы развития мыслительных
операций.

Предмет
исследования
– развитие мыслительных операций у детей младшего
школьного возраста

Цель:
анализ развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза:
Если в педагогическом процессе использовать развивающие игры, то можно
способствовать развитию мыслительных операций у детей младшего школьного
возраста.

Задачи:

— изучить особенности
развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста;

— определить значение
развивающих игр в умственном развитии детей младшего школьного возраста;

— рассмотреть
многообразие развивающих игр;

— изучить особенности
организации и методики использования развивающих игр с детьми младшего школьного
возраста;

— разработать и
экспериментально проверить эффективность развивающих игр, направленных на
развитие мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

 Методы
исследования:

Теоретические – анализ научной литературы по заявленной теме
исследования.

Практические – психодиагностические методы, педагогический
эксперимент, наблюдение и другие приемы обобщения научного материала и
практического опыта.

Математические –
качественный и количественный анализ результатов диагностики мыслительный операций
у младших школьников.

 Методологическая
база исследования:
Методологической основой исследования
являются положения ведущих отечественных ученых Н.А. Ветлугиной, Л.С.Выготского,
П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, А.В. Зеньковского, А.Н.
Леонтьева, З.А. Михайловой, Ж.Пиаже, С.Л. Рубишнтейна, А.П. Усовой, Л.С.
Фурминой, Д.Б. Эльконина и др. об основных закономерностях психического
развития школьников, о зоне ближайшего развития, о значении игровой
деятельности в развитии ребенка и пр.

Новизна исследования: заключается в разработке
технологии развивающей игры как эффективного педагогического средства развития
мыслительных операций у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования: определено содержание развивающих игр
как одного из важнейших средств математического развития младшего школьника.

Проведенное исследование имеет теоретическую
значимость­
 – это, прежде всего, определяется актуальностью
исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления об
особенностях игровой деятельности у детей школьного возраста, обоснована
необходимость включения развивающих игр в систему мероприятий по развитию
мыслительных операций.

Структура работы: введение,
2 главы, заключение, список литературы, приложения.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По
итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы. Цель
достигнута, задачи решены.

Развитие мыслительных операций
предполагает развитие операций ребенка обобщать математический материал; умения
гибко переходить в мыслительной деятельности от прямого движения к обратному
движению мысли и рассуждения; умения переходить от практических действий с
предметами к действию с ними в уме, что проявляется в его рассуждениях.
Мыслительные умения детей – это умения различать, выделять, называть множества предметов,
чисел, геометрических фигур, пространственных направлений и пр.

В школьном возрасте игра является
основным видом деятельности и желание ребенка играть необходимо использовать и
направлять в целях решения определенных образовательных развивающих задач. Именно
через игру ребенок учится объединять, складывать, отнимать, различать по
величине методом наложения, измерять условной меркой и пр., поскольку в школьном
возрасте ведущим видом деятельности является игра. Через игру у ребенка
происходит формирование личности, развивается умственная активность, в игре
берут начало все психические новообразования. Для школьников игра это – труд,
познание мира, учеба.

Опираясь
на результаты проведенного педагогического эксперимента, можно сделать вывод,
что развивающие игры позволяют выявить зону ближайшего развития каждого ребенка,
дают ему возможность самостоятельно мыслить. Системное использование и
продуманный подбор игр, с учетом индивидуальных особенностей детей будут
способствовать дальнейшему развитию мыслительных операций.

Опытно экспериментальная работа по проверке
гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:

— проведена первичная диагностика
уровней развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста
(констатирующий этап эксперимента)
, по итогам проведенного констатирующего исследования установлено,
что
уровень развития мыслительных операций у детей младшего школьного
возраста
находится на недостаточно
высоком уровне (преобладающие уровни – низкий, ниже среднего, средний), что
подтверждает необходимость разработки и апробацию специального комплекса
развивающих, направленных на развитие мыслительных операций у младших школьников
;

 



 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Необходимость умственных операций у детей младшего школьного
возраста

 

В процессе математического
развития, наряду с формированием у школьников практических действий,
формируются познавательные (умственные), которыми без помощи взрослых ребенок
овладеть не может. Именно им, умственным действиям, принадлежит ведущая роль,
т.к. объектом познания в математике являются скрытые количественные отношения,
алгоритмы, взаимосвязи
[4, с. 42].

А.В. Белошистая
предлагает понимать под умением правильно мыслить « умение анализировать,
строить суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных
связей, логичность, корректность (непротиворечивость) суждений. Мышление проявляется
при решении любой задачи, возникшей перед человеком, коль скоро она актуальна, не
имеет готового решения и мощный мотив побуждает человека искать выход».
[5, с.
11, 17
].

Мышление – это активный
поиск связи отношений между разными событиями, явлениями, предметами. Тесная
связь мышления с конкретными образами позволяет детям постепенно приобретать
навыки оперирования абстрактными понятиями. Разумеется, этот процесс
длительный, растянутый на годы, но начало ему должно быть положено в школьном
возрасте. Центральным новообразованием школьного возраста является
наглядно-образное мышление. Основу его развития составляет совершенствование
видов деятельности наглядно моделирующего типа и
ориентировочно-исследовательской деятельности. Память начинает приобретать черты
опосредствования: ребенку становится доступно использование знаков для
произвольного запоминания, а речь развивает функцию планирования и регуляции
деятельности. Причем, если у детей раннего школьного возраста доминирует
зрительно-эмоциональная память (у музыкально одаренных детей неплохо развита и
слуховая память), то у младших школьников появляются первые признаки смыслового
запоминания. К концу школьного возраста у детей появляется способность к
произвольному сосредоточению внимания, особенно если оно регулируется речью.
Также происходит быстрое развитие воображения – оно становится творческим и
формируется в игре. Таким образом, основной линией развития мышления является
переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и в конце периода
– к словесно-логическому. Однако младший школьник продолжает мыслить образно,
так как еще не приобрел взрослой логики рассуждений
[9, с.
81-82
].

Понятие «мышление»
включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как
род к виду. Логическое мышление определяется как вид мышления, сущность
которого заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с
использованием законов логики
[6, с. 56]. Логическое
развитие ребенка предполагает формирование умения понимать и прослеживать
причинно-следственные связи простейших явлений. Затем формируются умения
выстраивать простейшие умозаключения на основе выявленных причинно-следственных
связей.

Математическая
грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения
выпускника детского сада в школе. Школьный возраст есть первая ступень в
осмыслении и понимании внутренних скрытых процессов, свойств и отношений
внешнего и внутреннего мира – всего того, что лежит в основе любых научных знаний.
Соотношение и гармоничное сочетание внешнего и внутреннего – основа успешного
развития умственных способностей личности, способностей в области восприятия и
воображения, представления и образного мышления и др. – всего того, на чем
основывается усвоение образцов, внешних характеристик и свойств предметов, происходят
сравнение, синтез и обобщение изучаемого материала в системе отношений сходств
и различий, множественности и разновидностей и т. п.
[6, с.
210-211
]

Навыки и умения,
приобретенные ребенком в школьный период, служат фундаментом для получения
знаний и развития способностей в школьном возрасте. Важнейшим является навык
логического мышления, способность «действовать в уме». Этот навык в школьный
период детства будет едва ли не базовым во всей учебной деятельности, поскольку
уровень его сформированности определяет успешность усвоения новых знаний как в
области гуманитарных, естественнонаучных, так и точных дисциплин. Овладение
приемами логического мышления в школьном детстве позволяет ребенку быстро и
безболезненно, с наименьшими временным затратами и психоэмоциональным
напряжением войти в режим школьной программы.

Н.Ю. Шлат отмечает, что в
отношении ребенка младшего школьного возраста наиболее целесообразно говорить о
показателях и уровне умственного развития, исходя из представления об
умственном развитии как системном процессе сложной структуры, включающей
следующие основные компоненты:

        фонд действенных знаний и представлений;

        мыслительные умения;

        познавательный интерес (интеллектуальная инициатива (направленность
на познание объекта, внутреннее побуждение к деятельности), целеполагание
(стремление достигнуть результата деятельности)).

В свою очередь, указанные
компоненты дополняются содержательно-операциональным, выполняющим инструментальную
функцию, эмоциональным, осуществляющим регулирующую, эвристическую функцию, и потребностно-мотивационным
компонентом со стимулирующей функцией
[3, с. 103-104].

Необходимо отметить взаимосвязь
трех составляющих процесса умственного развития: содержательной (знания и
представления о свойствах и отношениях объектов и явлений), операционной
(мыслительные умения и их вербализация), личностной (наличие или отсутствие
познавательного интереса к логическим играм и задачам; предпочтение одного типа
логической игры или задачи другому; эмоциональные проявления детей)
[3, с.
104-105
].

Таким образом,
мыслительные умения занимают центральное место в процессе умственного развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы