Курсовая с практикой на тему Особенности развития моторики младших школьников с РАС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7
Основные закономерности развития детей с РАС 7
1.2. Развития моторики младших школьников с РАС 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАС 26
2.1 Методы и методики исследования 26
2.2 Характеристика исследуемой группы детей 28
2.3 Проведение исследования и интерпретация результатов 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Введение:
Актуальность исследования. Интенсификация школьного обучения и неблагоприятные изменения в здоровье детей приводят к тому, что значительное количество детей, поступающих в школу, оказываются не готовыми к школьному обучению.
Дети составляют самую многочисленную группу среди тех, которые нуждаются в специальной помощи в процессе обучения и социально-трудовой адаптации. Они в значительной степени определяют контингент учащихся, особенно начальной школы, которые устойчиво не успевают. Поэтому своевременная коррекция этой специфики в развитии детей является одновременно и решением проблемы школьного невистигання и правонарушений учащихся.
Вопросам обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (РАС) посвящены исследования многих ученых. Но и сейчас проблема психолого-педагогического сопровождения детей с РАС остается нерешенной. Причем, очень мало исследований, посвященных анализу речи и развитию речи у детей с РАС. В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривался без учета заболевания РАС такими учеными, как Е. М. Беспаленко, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Дж. Миллер, А. А. Леонтьев, Л. П. Федоренко и др. Большой вклад в изучение расстройства аутистического спектра внесли отечественные ученые А. Е. Зеленецкая, Д. Н. Исаев, С. С. Мнухин, А. В. Павлов, предположившие, что причиной детского аутизма является особая органическая недостаточность Центральной нервной системы (ЦНС). К. С. Лебединская, О. С. Никольская предложили возможные причины, обусловливающие развитие РАС: заболевания центральной нервной системы, психогенный аутизм, шизофреническая этиология, заболевания обмена веществ, некоторые хромосомные патологии . А. В. Павлов выявил особенности устного дискурса детей с РАС в сопоставлении с речью детейтипичного развития и описал проблемную сферу — оперирование референциальными средствами, в том числе в выборе между полными и редуцированными референциальными выражениями / К. М. Туганбекова, А. Т. Арбабаева, У. Н. Мадетова считают, что при РАС имеет место нарушение речи и языка и в большей степени лежит нарушение понимания коммуникации. Речевые расстройства — это следствие нарушений общения, поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте. Н. Б. Лаврентьева называет главным фактором в обучении детей с РАС организацию учебного поведения, так как при обучении детей с аутизмом, примерно 95 % времени занятия отводится организации учебного поведения ребенка. Изучение научной литературы позволило сформулировать цель нашего исследования — выявить особенности методов развития мелкой моторики у детей с расстройством аутистического спектра, как важной ступени подготовки руки к письму.
Объект исследования — младшие школьники с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования — моторика младших школьников с РАС.
Целью исследования является развитие моторики младших школьников с РАС.
Задачи исследования: изучить эволюцию взглядов на РАС и подходы к онтогенестическому развитию письменной речи в исследуемой особенности развития мелкой моторики; разработать комплекс мер для развития письменной речи и изображения речевых знаков у детей с РАС на основе мелкомоторных задач, упражнений, психологических игр, дидактических игр; провести сравнительный анализ развития мелкой моторики и готовности детей с РАС к использованию письменной речи.
Гипотеза исследования. У первоклассников с нарушениями интеллекта выявляется качественное своеобразие формирования мелкой моторики, а также корреляция между недостатками речевого и моторного развития. Эффективность коррекционно-педагогической работы в первом классе специальной (коррекционной) школы VIII вида повысится при создании системы работы, включающей специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по и охарактеризовать состояние разработанности проблемы.
2. Разработать методику оценки уровня сформированности мелкой моторики и сенсомоторного компонента речи у первоклассников.
3. Изучить особенности мелкой моторики руки первоклассников с нарушениями интеллекта и первоклассников с нарушениями речи.
4. Выявить зависимость между уровнем развития сенсомоторного компонента речи и степенью сформированности моторных компонентов у участников эксперимента.
5. Разработать и апробировать систему специальной работы по коррекции и развитию мелкой моторики руки, обеспечивающих динамику психофизического развития, а именно сенсомоторного компонента речи первоклассников с нарушениями интеллекта и оценить ее эффективность.
Методологической основой исследования явились фундаментальные исследования общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода — одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И.Лубовский, Ж.И.Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К.Анохин, Л.С.Выготский); теоретическая концепция поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Эти и ряд других концепций служили основой для экспериментального изучения и обучения детей.
Методы исследования определялись теоретическими позициями общей и специальной психологии и педагогики, а также задачами нашей экспериментальной работы. Исследование включало:
— изучение и анализ общей и специальной литературы;
— изучение медико-педагогической документации (медицинских карт учащихся, выписок из историй болезни, педагогических характеристик, речевых карт);
— констатирующий эксперимент (наблюдение за детьми, изучение мелкой моторики руки и логопедическое обследование соответствующего контингента детей);
— педагогический эксперимент, формирующий моторные качества первоклассников с нарушениями интеллекта;
— количественный и качественный анализ экспериментальных данных с применением методов статистической обработки данных.
Научная новизна исследования. В исследовании впервые проблема формирования мелкой моторики руки рассматривается во взаимосвязи с развитием сенсомоторного компонента речи. Проведен сравнительный анализ моторного развития детей с нарушениями интеллекта и детей с общим недоразвитием речи третьего уровня (в сравнении с нормой). Выявлено своеобразие мелкой моторики руки младших школьников с нарушениями интеллекта и школьников с речевыми нарушениями.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что данное исследование дает возможность выявить специфику формирования мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта в процессе их обучения. В работе получили дальнейшее развитие научные представления о двигательном развитии детей с нарушениями интеллекта, о влиянии мелкой моторики руки на успешность в овладении сенсомоторным компонентом речи.
Заключение:
Если проанализировать, что работает/развивается с этим видом деятельности, то можно заметить, что, как показывают Арнаис и др., улучшается отношение субъекта к пространству, отношение субъекта ко времени, отношение к объектам, отношение к другое и отношение к собственному движению.
И не только развиваются аспекты, связанные с психомоторной сферой, но и развиваются некоторые когнитивные процессы, такие как внимание, память, принятие решений и обратная связь или регулирование действий.
Демонстрация всех этих важных аспектов в дополнение к другим, вы найдете наличие психомоторности, или связанных с ними элементов, таких как развитие двигателя или двигательных навыков, в текущей учебной программе. Королевский указ 126/2014 от 28 февраля, в котором устанавливается основная учебная программа начального образования в Испании, основывает развитие программирования физического воспитания на пяти двигательных ситуациях: индивидуальные двигательные действия в стабильных условиях; двигательные действия в ситуациях оппозиции; двигательные действия в ситуациях сотрудничества, с или без оппозиции; двигательные действия в ситуациях адаптации к физической среде;и двигательные действия в ситуациях художественного характера или выражения.
На первый взгляд видно, что концепция двигательного действия является основным элементом для развития предмета, с помощью которого можно понять, что двигательные действия-это задачи, выполняемые с помощью моторных навыков.
Также подчеркивается значимость ему придает психомоторного из сферы образования, поскольку в соответствии с королевским Указом 126/2014, 28 февраля, который устанавливает программу базового Образования в Испании, предмет » Физическая культура имеет в качестве основной цели развивать в людях их конкуренции, движущей, понимаемая как интеграция знаний, процедуры, отношения и чувства, связанные с поведением мотора принципиально.
В дополнение к этому подробно описаны критерии оценки и стандарты обучения, которые четко указывают на психомоторность как область для работы, поскольку вы должны достичь этих стандартов, которые могут быть истолкованы как цели, а некоторые примеры являются следующими:
1.1. адаптирует смещения к пространственно-временным параметрам.
1.2. адаптируйте прыжок к различным плоскостям, адаптированным к вашему возрасту и весу.
1.3. адаптирует управление объектами с верхними и нижними сегментами к простым играм и занятиям, используя доминирующие и недоминирующие сегменты.
1.4. поддерживает правильное постуральное отношение при выполнении простых действий, игр и упражнений.
1.5. применяет вращение по продольной оси при запросе.
1.6. поддерживает баланс в разных положениях и поверхностях.
Во-первых, сравнивая библиографические ссылки, анализирующие область исследования этой статьи, можно понять, что в детстве и в двигательном развитии людей основой являются основные двигательные навыки. Как указывает, цель должна заключаться в создании широкой двигательной базы, на которой будет строиться остальная часть моторики.
Во-вторых, и следуя приведенной выше идее, можно понять, что фундаментальная основа работы психомоторности в начальной школе состоит в том, чтобы провести предварительный анализ того, что предназначено для работы в классе с нашими учениками, что позволяет предложить программу обучения в соответствии с целями которые они хотят получить, к их психоэволюционным характеристикам и интересам, а также к тому, что они предназначены для поощрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Основные закономерности развития детей с РАС
Развитие психики последовательные, прогрессивные (хотя и включают отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (простых) к высшим (сложных) форм взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетического развитием жизни, изменения психики участвуют в этом процессе взаимодействия как один из важных его факторов. Научное изучение возникновения и развития психики дорога познания ее природы и сущности. В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (способность к ощущению) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирует их поведение. Развитие психики сопровождался биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовался переходом от сенсорных к перцептивных и интеллектуальных (у высших животных) способов регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону увеличения роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. В качестве основных тенденций развития психики, выявлены следующие: 1) усложнение форм поведения форм двигательной активности; 2) совершенствование способности к индивидуальному научению; 3) усложнение форм психического отражения как следствие и фактор предыдущих тенденций. При рассмотрении развития психики важны два общих положения: 1. провозглашается примат деятельности в развитии психического отражения. 2. Утверждается расхождение линий биологического и психического развития животных. Биологическая эволюция психики стала «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого осуществлялось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества. Особенности психики человека, его сознание продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственность социального связи человеческих поколений, передача старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой другой деятельности, овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и т.д.), его роли в дальнейшем создании материальных и духовных ценностей. Историческое развитие психики человека осуществляется в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в овладения младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и т.д.), его роли в дальнейшем создании материальных и духовных ценностей. Историческое развитие психики человека осуществляется в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в овладения младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и т.д.), его роли в дальнейшем создании материальных и духовных ценностей. Историческое развитие психики человека осуществляется в ходе ее онтогенеза. Филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающим его общественной средой, обучения и воспитания, овладение общественно выработанных способов действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включение в жизнь общества и его творческую деятельность. Постепенно человек становится субъектом общения, учения, познания и труда; формируется как личность с присущими ей системой психических свойств, внутренне обусловленную организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественного положения, состоящие в нее сознанием и самосознанием. В современной западной психологии преобладает эклектический подход к развитию психики. Общепризнанные теория и методология отсутствуют. Можно отметить лишь два общих положения, характерных для большинства концепций: 1) выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение; иногда выделяется в особую группу факторов личностная активность, отличается от природных задатков; во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, конечно обращается внимание на усвоение социальных и культурных норм, зафиксированных в знаково-символических формах; отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка структур психики; 2) признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности о объединяющие онтогенез и филогенез человеческой психики; наиболее четко эта идея была высказана американским психологом Стэнли Холлом () в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетический развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. Динамический подход к развитию психики один из основных принципов и методов психоаналитической теории, ориентированной на понимание психики как системы, находящейся в движении и действует под постоянным воздействием различных внешних и особенно внутренних факторов, представляющих различные духовные силы и выражают целенаправленные тенденции, работают слаженно или противоположно. Развитие психики выступает как о объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленение отдельных его компонентов и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания истинной природы и условий развития психики. Для этого нужно рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. представляющих различные духовные силы и выражают целенаправленные тенденции, работают слаженно или противоположно. Развитие психики выступает как о объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленение отдельных его компонентов и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания истинной природы и условий развития психики. Для этого нужно рассмотреть развитие психики как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. представляющих различные духовные силы и выражают целенаправленные тенденции, работают слаженно или противоположно. Развитие психики выступает как о объективный процесс, имеющий системную природу. Но вычленение отдельных его компонентов и выяснения их соотношений еще недостаточно для понимания истинной природы и условий развития психики.