Курсовая с практикой на тему Особенности развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1. Понятие «монологическая речь» 7
1.2. Развитие монологической речи в онтогенезе 9
1.3. Особенности развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 12
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 18
2.1. Описание констатирующего эксперимента 18
2.2. Анализ результатов исследования 19
2.3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 27
Выводы по 2 главе 34
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение 42
Введение:
Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития приобретает в современной коррекционной педагогике всю большую актуальность. Свободное общение с окружающими людьми, обусловлено развитой связной речью. Общение включает ребёнка в активный процесс социальной коммуникации. От уровня сформированности связных высказываний напрямую зависит эффективность процессов общения и обучения. Методологической основой изучения нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются современные представления о формировании их связной речи. Одной из главных задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития относится формирование устной монологической речи. Несформированность монологической речи дошкольников с задержкой психического развития негативно сказывается на развитии речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности ребёнка и его познавательные возможности, в связи с этимпроцесс овладения знаниями становится сложным.
Ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям является коммуникативный подход. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Он позволяет преодолеть существующий разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его речевых высказываний в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи.
Актуальность темы будем заключаться в том, что традиционное занятие по обучению связного высказывания является, оторвано от речевой коммуникативной ситуации и от той жизненной ситуации, в которой находится ребёнок. Часто в общении с детьми, в общении с взрослыми ребёнок включен в контекст коммуникативной ситуации, когда выступает в роли ответчика на вопрос или задаёт вопрос для уточнения чего-либо. Применение речевых ситуаций на занятиях побуждает воспитанников к созданию самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. Это в свою очередь способствует развитию не только монологической речи, но и речевому развитию в целом.
Своеобразие развития монологической речи при задержке психического развития показано в исследованиях И.Ю. Боряковой, В.А. Ковшикова, Ю.Р. Демьяновой, Р.И. Лалаевой, И.А. Симиновой. Исследователи говорят о том, что отставание в овладении речью, позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабую речевая активность, бедность и недифференцированность словаря, всё это характеризует устную монологическую речь ребёнка данной категории.
Объект исследования – устная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – процесс развития устной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать программу развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Гипотеза: Мы исходили из предположения, что целенаправленная коррекционная работа по развитию монологической речи на основе коммуникативного метода позволит развивать устную монологическую речь более эффективно, чем традиционные способы обучения.
В соответствии с целью, предметом, гипотезой исследования решались следующие задачи:
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности монологической речи у детей с ЗПР.
3. Разработать и апробировать проект по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Методологическая база:
• концепция системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);
• концепция нормального и аномального развития (Л.С. Выготский),
• теория словесной регуляции действий у детей ( В.В. Лубовский) ,
• теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин);
Методы исследования:
• теоретические — анализ психолого-педагогической, психолингвистической, нейропсихологической, логопедической литературы по теме исследования;
• эмпирические – педагогическое наблюдение, количественный и качественный анализ результатов обследования монологической речи, обучающий эксперимент.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке программы развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении в собственную практическую деятельность технологию развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития на основе коммуникативного метода и в возможности использования нашего исследования и разработанного нами методического материала в работе логопедов, воспитателей.
Экспериментальная база: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад ______.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение:
Дети с задержкой психического развития представляют собой достаточно разнородную группу. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость.
У дошкольников с ЗПР наблюдаются особенности развития, недостаточная сформированность произвольного внимания, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память дошкольников с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. Продуктивность непроизвольного запоминания у дошкольников с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Речь детей с ЗПР также имеет свои особенности. Вопросам изучения устной и письменной речи детей с задержкой психического развития посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых. У детей с ЗПР отмечаются такие особенности речи, как — излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности,- несформированность грамматического строя речи,- недостаточность словообразовательных процессов и т.д.
Анализ литературы и практики позволил констатировать, что развитие связной монологической речи осуществляется на специальных занятиях, которые проводит логопед, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи. В то же время богатый потенциал для активизации связной монологической речи детей с ЗПР имеют другие занятия, проводимые в образовательной организации, среди них — занятия по изобразительной деятельности. Данный потенциал не в полной мере реализуется педагогами, отсутствуют рекомендации по активизации связной монологической речи детей с ЗПР в процессе занятий по изобразительной деятельности.
С целью определения особенностей связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами был проведен эксперимент.
Изучение речи детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста показало, что речь их носит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход к контекстной речи. У части детей с задержкой психического развития были выявлены грубые нарушения монологической речи, которые проявлялись уже при построении отдельных фраз-высказываний (на наглядной опоре), как в смысловом программировании, так и в грамматическом оформлении. При выполнении каждого задания требовалась значительная помощь экспериментатора. Отмечались значительные трудности в смысловом построении высказываний, выраженные нарушения связности повествования. Большая часть заданий была выполнена дошкольниками с ЗПР на низком уровне.
Таким образом, анализ результатов позволил нам сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития значительно отстают в овладении навыками связной монологической речи от нормально развивающихся детей. У дошкольников с ЗПР отмечались недостаточный объем составляемых рассказов, трудности использования языковых средств при оформлении высказываний, смысловое несоответствие высказываний поставленной задаче, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, а также нарушение связности, логики построения и последовательности изложения высказываний.
У детей с задержкой психического развития были выявлены трудности не только языкового оформления, но и смыслового программирования высказываний. На уровне предложений указанные недостатки проявлялись при выборе темы высказываний, в неумении устанавливать предикативные отношения, в пропусках значимых смысловых звеньев фразы. Для развернутых высказываний были характерны смысловые пропуски, неверное использование межфразовых пауз, незавершенность фрагментов, ошибки при передаче причинно-следственных отношений, трудности в определении замысла рассказа. У дошкольников с ЗПР отмечалось нарушение лексико-грамматического оформления высказываний, а также синтаксической связи между фразами и фрагментами рассказа. Для высказываний детей были характерны бедность и однообразие используемых языковых средств, грубые аграмматизмы.
Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов — микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (ненесущие смысловой нагрузки) у детей с ЗПР свидетельствуют о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Понятие «монологическая речь»
Роль речи в становлении ребенка как личности нельзя переоценивать. Речь способствует развитию умственных способностей, увеличивает познавательную активность, существенно расширяет возможности дошкольников.
Речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека. Процесс речи подразумевает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей с помощью лингвистических (речевых) средств, а с другой – восприятие языковых конструкций.
Развитие речи в дошкольном детстве – это многогранный процесс, который органически связан с умственным развитием детей. Важным условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе является своевременное и правильное овладение дошкольником речью. Настоящего общения не получится без хорошо развитой речи. В связной речи напрямую осуществляется основная коммуникативная функция языка и речи. Связная речь – самая сложная форма речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического подробного изложения. От того, как развита речь, зависит полнота познания окружающего мира и формирование сознания, а также благополучное обучение в школе и развитие личности в целом.
В.П. Глухов определяет связную речь как комплекс тематически связанных частей речи, которые находятся в близкой взаимосвязи и предполагают собой одно смысловое и структурное целое [8].
По форме связная речь может быть, как диалогической, так монологической. Формирование связной монологической речи является основной задачей речевого развития дошкольников. «Глухов понимает монологическую речь как связную речь одного лица, коммуникативная цель которой заключается в том, чтобы сообщить о каких-либо фактах, явлениях реальности» [9].
Диалогическая речь – особо выразительное проявление коммуникативной функции языка. Исследователи называют диалог первичной естественной формой вербального общения, классической формой речевой коммуникации. Главная отличительная черта диалога – это чередование реплики одного собеседника c прослушиванием и последующей репликой другого.
Монологическая речь представляет собой последовательное связное изложение информации одним лицом, не претендующее на мгновенную реакцию слушателей. В отличие от диалогической она сложнее по содержанию и языковому оформлению.
При монологе необходимы внутренняя подготовка, более долговременное предварительное обдумывание высказывания, концентрирование мысли на главном. Тут также важны невербальные средства общения (мимика, жесты, интонация), способность выражаться эмоционально, живо, выразительно, но они играют второстепенную роль [27].
Существуют три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые в свою очередь, подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые и интонационно-выразительные особенности.
Повествование понимается как рассказ о действиях, поступках, событиях. Построение повествовательного рассказа основывается на хронологической последовательности событий. Повествование требует развития таких способностей, как: понимать тему, подбирать материал к высказыванию, строить высказывание в определенной композиционной форме, выражать свои мысли правильно.
Описание в педагогике – это характеристика объекта в статике. В описании выделяется следующее: общий тезис, определяющий объект, после этого идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Заканчивается описание итоговым высказыванием, выражающим оценочное отношение к предмету. Структура описания нестрогая, вариативная. При описании значительными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. Поэтому применяются эпитеты, метафоры, сравнения. Интонация во время описания перечислительная [21].
Таким образом, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специальной речевой подготовки.
1.2. Развитие монологической речи в онтогенезе
Дошкольное детство, а именно период с трех до семи лет, это один из основных периодов в речевом развитии ребенка. В данный период у детей отмечается значительное увеличение словарного запаса. Так, Е.А. Аркина говорит о том, что, к четырем годам словарь ребенка состоит из 2000 слов, а к шести годам достигает и до 4000 слов [1].
Помимо словарного запаса, у дошкольников также, активно увеличивается опыт речевого общения, и уже на основе данного опыта формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К.Д. Ушинский отмечал, что именно чувство языка дает понять ребенку способ составления предложений из отдельных слов, место ударения в слове и многое другое [25].
К пяти годам дети с нормой в психическом и физическом развитии уже способны не только правильно произносить все фонемы родного языка, но и различать их. Дети постепенно начинают усваивать согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, например, они самостоятельно способны составить следующие предложения: Маша вышла на улицу с синими воздушными шарами, или, у Кати большие белые бантики. К пяти годам они уже самостоятельно пользуются согласованием числительных с существительными, например: на картинках много цветов, деревьев, грибов. Характерным для нормы в этом возрасте является то, что в случае неверного использования грамматической формы довольно обучающего момента, а именно дать ребенку образец, вместе с ним повторить сочетания, и ребенок дает правильную грамматическую категорию.
Качественный состав словарного запаса у старших дошкольников развивается следующим образом:
На пятом году жизни ребенок принимается активно употреблять в речи названия предметов, входящих в различные тематические циклы, например: продукты питания, овощи, фрукты, животные и т.д.
Шестой год жизни характеризуется, тем, что ребенок начинает употреблять в своей речи дифференцированные качества и свойства объектов (кислый, светло-зеленый, цветной, прочный, тяжелый, легче и т.д.). У детей расширяются представления о материалах (пластмасса, металл, дерево), животных и их детенышах, перелетных и зимующих птицах. У дошкольников формируются видовые и родовые понятия.