Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Курсовая с практикой на тему Особенности развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.1. Понятие мелкая моторика рук и ее значение в жизни человека 6
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук детей раннего возраста 10
1.3. Средства и методы развития мелкой моторики рук детей раннего возраста 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста 25
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста 25
2.2. Апробация системы работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации 33
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 38
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения 48

 

  

Введение:

 

Одну из основных ролей в успешности психофизического и интеллектуального развития ребенка играет развитая мелкая моторика. Она влияет на различные психические функции и свойства сознания, такие как внимание, мышление, речь, воображение, координация (оптико-пространственное восприятие), наблюдательность, двигательная и зрительная память. Поэтому в любой из периодов жизни движения рук очень важны. Развитие мелкой моторики необходимо также потому, что и в дальнейшей жизни понадобятся связанные с ней умения: движения кисти и пальцев должны быть достаточно точны и скоординированы так, чтобы без проблем одеваться, писать, чертить и рисовать, выполнять множество других действий, связанных с бытом и учебой, что определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН РФ (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики. В первые годы жизни у ребенка быстрыми темпами развивается головной мозг и его функции. Возможностей познавать окружающий мир становится все больше. Важную роль в формировании всесторонних представлений об окружающем мире наряду со зрительным и слуховым играет тактильно-двигательное восприятие: с его помощью ребенок получает первые впечатления о форме предметов, их размерах, расположении в пространстве. Для того чтобы развивалась речь ребенка, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать точность движений, и в первую очередь – кистей и пальцев рук.
Уровень развития мелкой моторики рук – является важным показателем готовности ребенка к школе. И, к сожалению, именно в этом аспекте дошкольники нередко демонстрируют недостаточно высокие результаты. Так что работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать не за год-два до поступления в школу, а гораздо раньше, с самых первых лет жизни.
В последние годы в методической литературе описаны различные приемы работы по развитию мелкой моторики рук: с интеллектом в норме (Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Т.Б. Фомичева), с дизартрией (Н.В. Серебрякова, и отсутствием разработанной системы работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Предмет исследования: система работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования – развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
— использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми раннего возраста;
— использование сюжетно-отобразительных игр в работе с детьми;
— использование лепки, тестопластики, рисования.
Цель, объект, предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований и методической литературы раскрыть и охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук детей раннего возраста; охарактеризовать состояние разработанности проблемы.
2. Проанализировать содержание системы работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.
3. Разработать и апробировать систему работы в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую динамику развития мелкой моторики рук детей на протяжении раннего возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Практическая значимость исследования: в практику работы дошкольных образовательных организаций могут быть внедрены диагностические задания по выявлению уровня развития мелкой моторики рук детей на протяжении раннего возраста; разработанная система работы по развитию мелкой моторики рук может быть использована методической службой дошкольной образовательной организации для обеспечения развития мелкой моторики дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема, которой посвящено исследование, имеет актуальный характер для практики обучения детей раннего возраста, раскрывая вопросы развития мелкой моторики рук. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно» сказывается на становлении детской речи.
В первой главе рассмотрены общие вопросы развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всех привычных жестов до самых мелких манипуляций.
С точки зрения анатомии, 1/3 двигательной проекции на коре головного мозга составляет именно проекция кисти, расположенная рядом с речевой зоной. Поэтому так важно развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет: от неё будет зависеть сформированность речевых навыков, успехи в школьном обучении, благополучная социализация ребёнка.
Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет происходит последовательно, постепенно. Сначала надо научиться дотягиваться до предмета, чтобы схватить его, а после этого манипулировать им. Важное значение в этом процессе имеет координация движений обеих рук и глаз. Педагоги, психологи, физиологи определили нормы и отклонения в развитии мелкой моторики в дошкольном возрасте.
В результате теоретического анализа литературы были выявлены психолого-педагогические условия развития мелкой моторики у детей раннего возраста:
— Учёт уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей детей;
— Использование НОД и других видов детской деятельности, в ходе которых поставлены и целенаправленно решены задачи развития мелкой моторики;
— Наличие пособий и материалов для развития мелкой моторики рук;
— Организация взаимодействия с семьями воспитанников и др.
На сегодняшний день педагоги используют много игр, приемов и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Мы предлагаем использовать для развития мелкой моторики лепке будет способствовать развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста, если: движения выполняются всей кистью, ладонью, пальцами (в соответствии с трехфазным развитием); движения включают ряд обследовательских действий (активизирующих чувственный опыт руки); ребенку предлагаются разнообразные по фактуре и свойствам материалы.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил выявить особенности мелкой моторики детей раннего возраста:
— диффузный характер движений при выполнении пальцевых поз;
— трудности принятия и удержания позы пальцев;
— в процессе рисования моторика зажата, движения скованные;
— слабый мышечный тонус;
— двигательная неловкость;
— недостаточная сформированность формообразующих эталонных движений руки;
— несформированность техники выполнения движений.
Для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста был разработана программа. В результате реализации данной программы уровень развития мелкой моторики детей раннего возраста значительно повыселся.
Таким образом, цель задачи работы были реализованы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста

1.1. Понятие мелкая моторика рук и ее значение в жизни человека
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека [12].
Начиная анализ проблемы развития мелкой моторики, нужно, прежде всего, отметить, что проблемой развития мелкой моторики занимается множество наук, и поэтому изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.
Рассматривая мелкую моторику, необходимо обязательно упомянуть работы М.А.Бернштейна, который в своих исследованиях «двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными дви-жениями, как двигательного стереотипа человека», изучал, в том числе и мелкую моторику.
Мелкая моторика, понимается в исследованиях ученых как:
а) «совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой» [13];
б) «способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма»;
в) «одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка» (М.М. Кольцова, Н.А. Бернштейн) [18], [5];
г) «высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы – рассматриваются в нейрофизиологии» [5, с. 16].
Мелкая моторика в ходе своего развития, связана с познавательной сферой, с развитием речи, с развитием координации рук, в отношении предметных и орудийных действий. Эти три направления развития мелкой моторики тесно связаны, так как уже с младенческого возраста ребенок руками познает предметный мир, и развитие мелкой моторики выступает здесь значимым фактором.
М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина, в ходе своих исследований выяснили, что речь и мелкая моторика рук (пальцев) связаны напрямую – чем сильнее развиты мелкая моторка рук, тем сильнее развита речь [18].
Эта зависимость вызвана тем, что управляющая движениями руки часть головного мозга расположена рядом с зоной, ответственной за развитие речи, и поэтому М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина рассматривают руки тоже как «орган речи».
В своем исследовании, М.М. Кольцова сделала вывод, что речевые зоны формируются под значительным влиянием нервных сигналов от пальцев, и чем они более разнообразны, тем более разнообразно воздействие на речь. В итоге было выяснено, что если происходит задержка в развитии мелкой моторики пальцев, то возникает гарантированная задержка речевого развития ребенка, хотя в целом, физическое развитие ребенка может быть в норме, или же превосходить ее.
Также М.М. Кольцова, Л.Ф. Фомина, на основе проведенных ими опытов, выяснили наличие связи между мелкой моторикой и когнитивной сферой человека. М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук» [18, с.128].
На этот факт, в свое время указывал еще И. Н. Сеченов, отмечая, что движения рук (а значит, и мелкой моторики), не имеют наследственной обусловленности, и формируются при воспитании и обучении, как итог ассоциативных связей, появляющихся в ходе функционирования зрительного, слухового и рече-двигательного анализаторов.
Л.В. Фомина отмечает наличие взаимосвязи мелкой моторики (пальцев) с развитием и функционированием зон мозга, отвечающих за речь, демонстрирует факт существования феномена переученных левшей в дошкольном возрасте, и это часто приводит к заиканию.
Можно обозначить главный смысл развития мелкой моторики у детей раннего возраста – это накопление индивидуального двигательного опыта, связанного с развитием речи и развитием круга общения, обусловленного динамикой физического созревания специфических мозговых структур.
Эту взаимосвязь заметил еще Л.С. Выготский, когда выяснил, что мелкая моторика, как и другие высшие формы регуляции движений, появляются при наличии социального общения, которое задает рамки возникновения и развития произвольности.
То есть, мелкая моторика получает развитие, по мнению Л.С. Выготского, когда начинает развиваться индивидуальная произвольность движений, обусловленная сначала внешними социальными рамками – такими, как словесные требования взрослых, либо речи сверстников, а затем обусловлена возникновением внутренней речи.
На подобную закономерность обратил также свое внимание А.Р. Лурия, отметив, что сначала речевая команда взрослого запускает у ребенка лишь отдельные движения, но не управляет ими, тем более в течении долгого времени.
Возможность внешнего управления возникает лишь тогда, когда происходит созревание специфических структур мозга, и только после этого появляется возможность с помощью речи взрослого, и затем речи ребенка (как внешней, так и внутренней), формировать намерение, план двигательного акта, корректировать движения, затем сопоставлять результат движения с изначальным замыслом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы