Курсовая с практикой на тему Особенности развития мелкой моторики детей 3-4 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр 6
1.1 Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста 6
1.2 Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста 8
1.3 Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста 11
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы эффективности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр 15
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 15
2.2 Комплекс мероприятий направленных на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр 21
Выводы по второй главе 28
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Введение:
Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать.
Достаточная двигательная активность ребёнка, удовлетворение его потребности в движении, а главное – возможность ребёнка выполнять эти движения – одно из условий полноценного развития детей. Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику. Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи дошкольников.
Изучением мелкой моторики как разновидности движений, регулируемых психикой, занимались такие ученые, как Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.А.Козленко [12], А.А.Леонтьев [15], М.М.Кольцова, Е С.Г.Шевченко, О.Н.Усанова [21], М.М.Безруких, С.П.Ефимова, А.Н.Корнев, М.Н.Звонарева, М.Монтессори [24] и др.
Нужно постараться научить детей дошкольного возраста выполнять точные движения пальцами, изображать, имитировать с помощью пальцев различные движения.
Пальчиковые игры – это своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они тренируют точность двигательных реакций, развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием мелкой моторики дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование большего количества пальчиковых игр в развитии мелкой моторики дошкольников.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования, мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр.
Это послужило выбором темы исследования: «Особенности развития мелкой моторики детей 3-4 лет».
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста будет успешным, если:
– учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей;
– изучены и использованы возможности пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
– организована планомерная, целенаправленная работа по использованию пальчиковых игр в развитии мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Определить уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста;
3. Выявить эффективные методы и приемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр;
Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анализ документации ДОО, анкетирование родителей, анализ предметно-развивающей среды.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы воспитателями и специалистами системы дошкольного образования, разработанные методические рекомендации могут быть полезны воспитателям и родителям.
Заключение:
Дошкольный возраст является важным периодом для развития мелкой моторики ребенка. Развитие мелкой моторики, т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности – это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Учёные отмечают, что дети, у которых лучше развита мелкая моторика рук, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь, т. к. пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающие импульсы в центральную нервную систему человека.
Проблемам развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посвящены исследования Д.Б. Эльконина [26], В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой [3], А.А. Гуськовой [12] и др.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра (Л. С. Выготский [1]), именно в игре происходят качественные изменения в развитии ребенка. Так как игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста речь лучше развивать во время игры. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игровой деятельности, с другой — сама игра развивается под влиянием речевого развития. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Пальчиковые игры и упражнения- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелкой моторики рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Фрагмент текста работы:
Глава1. Теоретические обоснование проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в процессе использования пальчиковых игр
1.1 Особенности психического развития детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст, а это 2-3 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что-то самому и испытывает гордость, когда у него что-то получается.
Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников, взрослых людей, их повадки и отношения, их деятельность. Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности [28, c. 231].
В зависимости от этих изменений, происходящих в сознании ребенка, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется появлением такого типа его ведущей деятельности, как ролевая игра. В ней находит свое отражение смысл человеческих отношений, то есть его коммуникативное поведение усложняется, развивается социальное восприятие, возникает образное мышление, а также воображение.