Курсовая с практикой на тему Особенности развития коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста 3
1.1. Психолого-педагогическое понятие коллектива 3
1.2. Особенности формирования коллектива дошкольников 11
Глава 2. Практические аспекты формирования коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста 16
2.1. Формирование коллективных взаимоотношений посредством изобразительной деятельности 16
2.2. Результаты экспериментального исследования по формированию коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста посредством коллективных творческих дел 24
Заключение 37
Список использованных источников 38
Введение:
Актуальность исследования состоит в том, что на сегодняшний день будущее нашего общества зависит от того, какими личностями вырастут наши дети. Для воспитания детей нужны все виды совместной деятельно-сти, которые улучшают необходимые социальные привычки и формиру-ются в постоянном коллективе. Ключевыми способами объединения дет-ской группы являются увлечение и включение их в совместную деятель-ность. Совместные мероприятия воспринимаются детьми, жаждущими но-вых впечатлений. Они привлекают их, возбуждают повышенное настрое-ние и энергию, а также объединяют.
Цель: изучить развития коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятель-ности.
Для достижения этой цели были определены следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогические, методи-ческие рекомендации по теме исследования;
2) Изучить условия, способствующие формированию сплоченности детского коллектива;
3) Изучить возможности особенности развития коллективных взаи-моотношений детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изоб-разительной деятельности;
3) Определить эффективность развития коллективных взаимоотно-шений детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобрази-тельной деятельности;
Объект исследования – детский коллектив.
Предметом исследования являются особенности развития коллек-тивных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на заня-тиях по изобразительной деятельности.
База исследования: МБДОУ, старший дошкольный возраст
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Заключение:
Коллективное творческое дело принципиально отличается от обра-зовательных мероприятий: разговоров, экскурсий, работы кружков и т.д., которые характеризуются открытым изложением задач.
Изучение и использование коллективного творческого дела невоз-можно без знания их общих образовательных возможностей, без понима-ния того, как эти возможности раскрываются в каждом типе коллективного творчества.
Эта техника предполагает широкое участие каждого в выборе, раз-работке, ведении и анализе коллективных дел.
Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать широкое игровое поле, заключающееся в том, что каж-дый участник находится в ситуации изобретения, письма, воображения, то есть создания чего-то нового.
В процессе коллективной творческой деятельности дети приобретают навыки общения, учатся работать, делятся успехами и ответственностью с другими, много узнают друг о друге. Таким образом, есть два важных процесса одновременно — формирование и сплоченность детской группы, а также формирование личности ученика, развитие определенных личност-ных качеств.
Подводя общий вывод, можно сделать вывод: процесс сплочения детского коллектива будет эффективен, если для формирования личност-ных и деловых межличностных отношений будет использоваться изобра-зительная деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическое понятие коллектива
В современной психолого-педагогической литературе используются два значения для понятия «коллектив». Первый — под коллективом пони-мается любая организация, группа людей (фабрика, мастерская, бригада, профессионально-техническое училище, школа, студенческая группа и т.д.); вторая — под командой означает высокий уровень развития группы. В данном случае речь идет о его качественных характеристиках: целе-устремленность, единство, духовное единство и т.д.
В детском учреждении организация учеников в коллективе должна быть целенаправленной и последовательной, соразмерной задачам воспи-тания детей. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного влияния и контроля со стороны учителей.
Изучение образовательных возможностей детского коллектива, ин-дивидуальности каждого ученика, их взаимодействия, основанного на по-стоянном духовном обогащении друг друга и команды в целом — все это позволяет попечителю рассматривать коллектив как педагогическое явле-ние.
Тем не менее, нужно обратить внимание, что в детской среде суще-ствуют различные общности (по обязательствам, совместной деятельности, взаимной симпатии, интересам, соседству и другим характеристикам).
В процессе общения развиваются межличностные отношения. Ко-манда находит свою внутреннюю, субъективную сторону жизни и функци-онирует как социальный феномен.
Дошкольники представляют собой особую форму сообщества детей, мальчиков и девочек. У других ассоциаций у него есть ряд характеристик. Прежде всего, это объединение дошкольников, стремящихся к общим об-щественным интересам задачам, реализуемым в учебном процессе.
Команда изначально состоит из небольших групп. Небольшая груп-па — это небольшая ассоциация дошкольников, связанных прямым взаимо-действием.
Его нижний и верхний пределы определяются качественными при-знаками, основными из которых являются взаимопонимание и целост-ность.
За нижнюю границу маленькой группы большинство специалистов берут по 3 человека, потому что в группе из двух человек (диада) группо-вые социально-психологические явления происходят особым образом. Верхний предел обычно не превышает 20-50 человек и определяется его качественными характеристиками.
В малых группах формирование личности проявляется в ее каче-стве, поэтому идентичность нельзя исследовать вне группы. Через малые группы проходят связь индивида с обществом: группа трансформирует влияние общества на личность, личность влияет на общество сильнее, если оно является группой.
Среди естественных малых групп по характеру внутренних связей различаются: формальные и неформальные.
Формальные группы — членство в группах и отношения, которые в основном носят формальный характер, то есть определяются формальны-ми положениями и соглашениями.
Формальные малые группы — это первичные группы единиц, обще-ственных организаций и учреждений. Организационные и небольшие ин-ституциональные группы составляют элементы социальной структуры об-щества и создаются для удовлетворения социальных потребностей.
Ведущим направлением деятельности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в организационные и институцио-нальные малые группы является совместная деятельность,
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на осно-ве внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принад-лежности, понимании, симпатии и любви. Примерами небольших нефор-мальных групп являются дружба и дружеское общение, неформальные группы людей, связанных общими интересами.
На момент существования существуют временные группы, в кото-рых объединение отдельных лиц ограничено во времени (например, участники групповых дискуссий или соседи в купе в поезде), и стабильное, относительно постоянное существование, в которых определяется их цель и долгосрочные цели функционирования (семья, трудовые и академиче-ские группы)
Под структурой команды мы понимаем следующие компоненты:
— формальное руководство
— роль
— стандарты
— положение дел
Почти у каждой группы есть свой формальный лидер. Лидеры во многом определяют моральный дух, командные отношения и, в конечном итоге, его эффективность.
Поскольку неформальный лидер получает свою позицию в погоне за властью и использует ее против членов команды, точно так же, как это де-лает формальный лидер организации. Поддержка неформального лидера — признание его командой.
Каждому члену команды обычно назначаются определенные роли. Роль способа индивидуального поведения в определенной ситуации опре-деляется его внутренней мотивацией и представлениями о собственной ро-ли.
Есть два основных направления роли для создания функциональной команды. Целевые роли распределяются таким образом, чтобы можно бы-ло отбирать коллективные цели и реализовывать их.
Наряду с формальным распределением ролей, обязательно разви-ваются неформальные роли, обычно признаваемые командой.
Отдельные члены команды берут на себя роль генераторов идей, другие склонны координировать усилия членов команды, а другие обес-покоены взаимоотношениями в команде, чтобы поддерживать в нем хо-роший климат, четвертые следят за тем, чтобы в работе был порядок, все было сделано вовремя и вовремя заканчивалось.
Чтобы работать, все группы разрабатывают определенные нормы поведения, то есть принятые модели поведения в команде, которые долж-ны применяться всеми ее членами.
Нормы могут быть формализованы в конкретных документах: стан-дартах, правилах и процедурах.
Однако большинство правил, которыми руководствуются группы и коллективы, неформально.
Однако они могут оказать наиболее значительное влияние на ко-мандные отношения и эффективность.
Чтобы быть принятым в команду и почувствовать его поддержку, нужно уметь адаптироваться к ее стандартам. Обычно персонал оказывает некоторое давление и пытается исправить поведение тех своих членов, ко-торые действуют вопреки существующим в нем нормам и правилам.
Статус в команде — позиция или звание, присваиваемое конкретному члену других членов команды.
Статус может быть формальным и неформальным.
Статус конкретного человека в сообществе может быть определен несколькими факторами, включая стаж работы в иерархии должностей, должность, место работы, образование, социальные таланты, опыт, уваже-ние, соответствующие заслуги и знания.
Эти факторы могут способствовать повышению и снижению статуса в зависимости от ценностей и норм команды. Члены команды, чей статус достаточно высок, могут оказать большее влияние на коллективное реше-ние, чем члены группы с низким статусом.
Кроме того, структурные характеристики команды включают лич-ные симпатии и антипатии между членами группы (кто любит кого, а кто не любит), а также власть и конформизм (кто на кого влияет и кто должен быть кем-то, кто готов слушать и кто подчиняется).