Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Игровая деятельность дошкольников и специфика ее становления 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 16
1.3. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с задержкой психического развития 24
Вывод по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 30
2.1. Описание методик констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
Выводы по 2 главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Приложение 3 51

  

Введение:

 

Игра занимает важное центральное место в жизни каждого дошкольника, поскольку является преобладающим видом самостоятельной деятельности у детей данной возрастной категории. Также она является важной и эффективной формой социализации ребенка. Согласно течке зрения Д.Б. Эльконина, сюжетно-ролевая игра представляет собой особый институт социализации, дает ребенку возможность ориентироваться в социальных и межличностных отношениях, выделять цели, задачи, смыслы и мотивы человеческой деятельности.
Психологи и педагоги при изучении особенностей психического развития детей, которые имеют задержку психического развития, акцентируют внимание на недоразвитие именно тех видов деятельности, которые отражают уровень социальных представлений. Социальный смысл их языка, рисования, игры либо обеднен, либо вовсе отсутствует.
В исследованиях, которые посвящены игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития, внимание акцентируется на недоразвитии игры, представляющей собой ведущий вид деятельности. Специфические особенности характерны для всех структурных компонентов их игры: игровое употребление предметов, игровые действия, реальные отношения между играющими детьми и роль, которая отражает конкретную социальную позицию, использование вербальных и невербальных средств общения.
Дошкольники с задержкой психического развития довольно длительное время могут не проявлять интерес к ней, их действия безразличны, они пассивно подчиняются требованиям взрослого. Возникает интерес к игре благодаря учебе, однако он характеризируется кратковременностью и неустойчивостью.
В ходе социально-исторического развития человечества игровая деятельность приобрела огромное значение для формирования личности ребенка и овладение опытом взаимодействия с окружающим миром.
Именно игра является средством подготовки ребенка к «взрослой» жизни, его социализации, морально-этического воспитания. В игре ребенок активно познает окружающий мир, отношения между людьми, правила и нормы поведения, осознает свои возможности, взаимосвязи с другими и тому подобное.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена существующей тенденцией к недоразвитию игры старших дошкольников с задержкой психического развития и необходимостью ее развития как средства обучения и воспитания детей данной категории.
Объектом данного исследования является игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом исследования являются особенности развития игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Целью данного исследования является выявление особенностей развития игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития игровой деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы определена основными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и трех приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Игра – это основное условие развития ребенка, которое способствует проявлению его способностей, открывает уровень его ближайшего развития, что возможно только при полноценной игровой деятельности. Игра способствует развитию личности ребенка, у него формируются те стороны психики, что в последствии оказывают влияние на успешность учебной и трудовой деятельности ребенка, на его взаимоотношения в социуме
Задержка психического развития представляет собой стойкое выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
Для лиц с СПР характерны ограниченность представлений об окружающем мира, недостаточно развитые память, мышление, внимание и пр. В развитии и воспитании детей с ЗПР особенно важна сюжетно-ролевая игра.
Дети с задержкой психического развития способны к развитию, которое осуществляется замедленно, со многими отклонениями от нормы. Однако оно представляет собой поступательный процесс, который вносит качественные изменения в психическую деятельность детей данной категории. На развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью оказывают влияние различные биологические (выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения) и социальные (ближайшее окружение ребенка) факторы.
Сюжетно-ролевая игра в процессе развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития является очень важной, поскольку способствует их социализации, усвоению норм поведения, общения с окружающими, умственного развития и пр.
Если в реальной жизни дошкольники в основном ориентированы на общение со взрослыми, то в игре они взаимодействуют прежде всего друг с другом. На поведение дошкольников влияет как партнер по игре – его отношение к игровой задаче, других участников, так и сама игровая деятельность, которая требует от детей направленности друг на друга и актуализирует в них морально-этические нормы взаимодействия.
Взаимодействие со сверстниками является одним из важных факторов для формирования личности, поскольку такое взаимодействие не только наполняет жизнь детей новыми впечатлениями, но и является источником их собственного социального опыта. Она влияет на развитие дальнейших отношений малышей с людьми, которые их окружают.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что особенностями сюжетно-ролевых игр дошкольников с задержкой психического развития являются следующие:
1) для действий с игрушками свойственен стихийный характер;
2) самостоятельная игра слабо сопровождается речью;
3) преобладание низкой способности согласовывать действия с другими детьми;
4) во время совместной игры наблюдается незначительная речевая активность;
5) творчество в игре проявляется на слабом уровне.
Проведенное исследование дало нам основание полагать, что сюжетно-ролевая игра старших дошкольников с ЗПР требует интенсивной разработки новых методов и средств, позволяющих повысить уровень их сформированности.
Таким образом, нами была достигнута цель работы и решены поставленные задачи.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Игровая деятельность дошкольников и специфика ее становления

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет.
В дошкольном возрасте продолжается развитие личности ребенка. Формируется потребность в признании, чувство собственного достоинства, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание собственной половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своих желаний и обязанностей).
Положительным результатом развития ребенка в этом возрасте является переживание им чувства привязанности, нежности и любви на аналогичные чувства взрослых (прежде родителей); реализация собственной потребности в авторитете и уважении, понимание со стороны близких и значимых для него лиц; появление устойчивого чувства «Я», уверенность, инициативность и активность, адекватная самооценка; способность к сочувствию; наличие чувства доброжелательности к людям при излишней выраженности ревности и зависти; контактность и коммуникабельность, стремление взаимодействовать со сверстниками на равных .
Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит огромное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.
Все эти достижения личности является результатом разумного обучения, воспитания и любви к детям.
Одним из важных моментов этого периода является активное формирование морально-этических и личностных категорий. Нормы, правила поведения, понимание того, что такое хорошо, а что плохо, формируются под влиянием эмоциональных отношений, оценок взрослых, представителем которых выступает педагог. У детей появляется чувство стыда (например, они начинают стесняться раздеваться в присутствии чужих людей). Достаточно хорошо дошкольник понимает правила поведения, запреты, но еще не всегда умеет контролировать свои чувства и желания, что является естественным для этого возраста.
Морально-этические понятия и чувства неразрывны с ярко выраженной эмоциональностью. Дети непосредственно спонтанно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, настроение зависит от обстоятельств, радость не знает границ, горе неутешительное, страх глубокий, удивление безгранично, а смех заразителен .
В начале дошкольного возраста у детей появляются страхи. В основе большинства страхов лежит аффективно-заостренное восприятия угрозы жизни как одного из проявлений инстинкта самосохранения. Дети, которые боятся, более осторожны и предусмотрительны, эмоциональные и чувствительные. Полное отсутствие страхов может указывать на заниженную эмоциональность, чувствительность, ослабление инстинкта самосохранения и неуправляемое возбуждения .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы