Курсовая с практикой на тему Особенности развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Понятие игровая деятельность и механизмы его развития в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР 11
1.3. Особенности развития игровой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 24
2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента 24
2.2. Методики констатирующего эксперимента 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность исследования.
Данная курсовая работа посвящена исследованиям в области специальной педагогики и психологии.
Игровая деятельность является важным аспектом психического развития ребенка. Как показывают исследования Л.С. Выготского, сюжетно-ролевая игра является ведущей линией развития в старшем дошкольном возрасте [8]. Именно игровая деятельность дошкольника определяет формирование главных новообразований его возраста, т.к. в игре зарождаются и развиваются новые виды деятельности.
Изучение игровой деятельности современных детей является актуальным, т.к. основываясь на данных исследованиях, становится возможным создание более продуктивных программ дошкольного образования.
По данным Мамайчук И.И. и Ильиной М.Н. [28], наиболее часто встречаемым нарушением развития у детей (до 20 % от всей детской популяции) является задержка психического развития.
Из-за неравномерности формирования высших психических функций (недоразвития или повреждения некоторых функций) дети с ЗПР не справляются с общей образовательной программой, как на дошкольном этапе образования, так и в школе. Главной задачей ДОУ является подготовка ребенка к учебе в школе. Для того, чтобы в младшем школьном возрасте у ребенка произошла смена игровой деятельности на учебную, необходимо формирование предпосылок учебной деятельности в процессе игры.
Л.С. Выготский пишет в своих работах о том, что наиболее интенсивно становление мотивационной сферы и произвольности у дошкольника происходит в сюжетно-ролевой игре [8]. Соподчинение мотивов, самоконтроль и произвольность и являются необходимыми компонентами учебной деятельности. Этот тезис подводит нас к тому, что изучение игровой деятельности дошкольников с ЗПР будет особенно актуально для таких педагогов дошкольного образования, как дефектолог, детский психолог, воспитатель. Эти знания будут полезны как при диагностике ЗПР, так и в организации специального образовательного процесса. Так же данная работа может представлять интерес и для родителей детей с ЗПР, т.к. коррекционная работа должна проводиться специалистами совместно с семьей на постоянной основе.
Особенности развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР рассматриваются в специальной литературе, но малое количество научных работ на эту тему обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Вопросы развития и значения игры в дошкольном возрасте были рассмотрены такими специалистами, как Выготский, Л.С., Касаткина Е.И., Козлова С.А., Куликова Т.А., Леонтьев А.Н., Логоша Г. Е., Николаева Е. А., Николаева Л.Ю., Фомичева О. А., Эльконин, Д.Б. и др.
Вопросы особенностей развития игровой деятельности дошкольников с ЗПР были рассмотрены такими специалистами, как Баряева Л.Б., Деревянкина Н.А., Зарин А.П., Слепович Е.С., Ткачева И. А., Харин С. И др.
Объект.
Игровая деятельность дошкольника с ЗПР.
Предмет исследования.
Особенности диагностики развития компонентов игровой деятельности у дошкольников с ЗПР.
Цель.
Теоретически изучить особенности развития игровой деятельности и подобрать методики диагностики компонентов игровой деятельности у дошкольников с ЗПР.
Гипотеза исследования.
С помощью подобранных методик можно изучить особенности развития компонентов игровой деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи.
1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития игровой деятельности у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с ЗПР
2) Подобрать методики для составления и проведения констатирующего эксперимента
Методы исследования.
Теоретические: анализ литературы по психологии и педагогике по проблеме исследования.
Организация исследования. Исследование проходило в 2 этапа:
Первый этап — изучение и анализ литературы по проблеме исследования, разработке исходных позиций исследования: формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач; составление плана исследования.
Второй этап — разработка методики констатирующего эксперимента.
Заключение:
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольного возраста, внутри которой ребенок усваивает общественный опыт, проигрывает различные ситуации, что способствует приобретению новых навыков, которые пригодятся ребенку при обучении в школе.
Дети с ЗПР имеют особенности развития игровых действий. Психика ребенка с ЗПР достаточно бедна, элементарна, проста, узко специализирована. В ней прозрачна граница субъективного и объективного, а сфера познания наивна, эгоцентрична и утилитарна. Все это изменяет ход игрового процесса ребенка с интеллектуальной недостаточностью, упрощает его, сводит к актуализации субъективного опыта без его соотнесения с объективной реальностью и опытом других людей. Имеет место самодостаточность и самоуверенность ребенка с ЗПP, что является альтернативой творчеству, связанному с длительной неуверенностью.
Для содержания игры детей с ЗПР свойственно однообразие, отсутствие творчества, бедность воображения, недостаточная эмоциональность. Игровые действия детей бедны и невыразительны, что является следствием схематичности, недостаточности представлений детей о реальной действительности и действиях взрослых. Недостаточность представлений задерживает развитие воображения, имеющего важное значение в формировании сюжетно — ролевой игры.
Бедность игровых действий сочетается с несформированностью действий замещения. В редких случаях использования какого-то предмета в качестве заместителя (палочка-термометр, коробочка — телефон) он приобретал фиксированное значение не использовался в других ситуациях в другом качестве.
Сюжетная игра детей данной категории отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, ограниченностью игровых ролей, нечетким соблюдением игровых правил, бедным речевым оформлением, слабо сформированным ролевым диалогом.
После изучения научной литературы был сделан вывод о том, что игровая деятельность ребенка с ЗПР развивается по тем же закономерностям, но характеризуется задержкой развития. Это выражается в том, что уровень игровой деятельности ребенка с ЗПР старшего дошкольного возраста может соответствовать уровню развития игры нормально развивающегося дошкольника раннего возраста. Так же отмечается низкая игровая активность, трудности в самостоятельной организации игры и в осуществлении совместных действий со сверстниками. Именно поэтому для диагностики были отобраны такие методики, как «День рождения зайчика» автор Р.Р. Калинина, наблюдение за игровой деятельностью детей по методике В. М. Астапова, «Попробуй по-другому» автор М.М. Кашапов, «Взаимодействие детей в игре» автор М.М. Кашапов, «Совместная игра со взрослым» автор М.М. Кашапов.
Таким образом, анализ научной литературы по вопросу игровой деятельности дошкольников с ЗПР позволяет констатировать, что структура психического дефекта у детей с задержкой развития сопровождается характерными особенностями состояния игровой деятельности. Однако данные особенности, описанные психолого-педагогической наукой как недостатки, могут быть подвергнуты эффективной коррекции в силу достаточно сохранной центральной нервной системы с локальными и неглубокими поражениями головного мозга.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие игровая деятельность и механизмы его развития в онтогенезе
Игровая деятельность представляет собой особый вид деятельности, посредством которого ребенок старается воссоздавать и усваивать общественный опыт. А.И. Леонтьев определяет игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника, то есть это такая деятельность, в процессе развития которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития [25].
Игра в наибольшей степени способствует психическому развитию дошкольника. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре, о чем пишут в своих работах С.А. Козлова, Т.А. Куликова [21]. Если в раннем возрасте поведение ребенка регулировалось взрослым, то в дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться самоконтроль и произвольность поведения. Так же в процессе игровой деятельности у ребенка развиваются когнитивные функции. Таким образом, в процессе игровой деятельности начинают складываться предпосылки к учебной деятельности.
А.Т. Измайлова определяет игру как «форму активности, основанную на условном моделировании той или иной развернутой деятельности» [17].
Ж. Пиаже интерпретирует игру в контексте развития интеллектуальных операций. В работах автора отмечается, что игра проходит несколько стадий: сенсомоторную, в основе которой лежат упражнения; символическую, основывающуюся на воображении различных ролей; а также стадию игры по правилам [33].
Л. С. Выготским была предложена развернутая теория детской игры, согласно которой игра – это исполнение обобщенных желаний ребенка. В основе игры лежит создание мнимой ситуации, в которой ребенок может принять на себя роль взрослого. В любой игре есть свои правила. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника [8].
А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным игра рассматривается как деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, который зафиксирован в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Игра проявляется в способности человека преображать действительность, в ней впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир. По мнению Д.Б. Эльконина, игра помогает ребенку ориентироваться в смыслах человеческой деятельности [47].
С.Л. Рубинштейн видел суть игры дошкольника в ее специфических мотивах, связанных с переживаниями ребенка явлений окружающего его мира [35].
В своей работе мы будем придерживаться точки зрения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, понимая игру как деятельность, в которой детьми усваивается и воссоздается общественный опыт, отношения между людьми.
Таким образом, игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Сформированность игровой деятельности создает необходимые условия для познавательного и личностного развития ребенка. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности. Игра учит детей действовать коллективно, управлять своим поведением, а также развивает творческую активность ребенка. В ходе овладения игровыми действиями становится возможным переход дошкольника к новому виду деятельности на следующем этапе возрастного развития, что создает базу для успешного овладения учебной деятельностью.
А.Н. Леонтьев выделяет в своих работах 3 компонента игры: «1) роль взрослого человека, которую ребенок берет на себя;
2) мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребенком своей роли в жизнь; содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки);
3) игровые действия; так как ребенок имеет дело не с теми предметами, которые использует взрослый, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый. За ролью скрываются правила, имеющиеся у человека, роль которого ребенком принята…» [25, с. 51].
В.М. Астапов выделяет следующие компоненты игры: содержание, роли, ролевое поведение и отношение к партнеру. Содержание игры – это то, что воспроизводится детьми в качестве характерного момента деятельности и отношений между взрослыми. Роль выступает центральным моментом игры. Ребенок, взяв на себя роль взрослого человека, воспроизводит его деятельность обобщенно, в символическом виде. Еще один компонент в структуре игры – это правила. В игре ребенок испытывает удовольствие, радость от того, что он действует в соответствии с правилами [2].
Д. Б. Элькониным выделены следующие структурные компоненты игры: роль, партнерские отношения между играющими детьми, содержание игры, которое состоит из игровых действий и игрового употребления предметов (замещение). Данные компоненты сюжетно-ролевой игры не рядоположены: центральным и определяющим компонентом, по мнению автора, является роль [47].
С.А. Козлова и Т.А. Куликова в игре выделяют четыре компонента: сюжет, содержание, роли, игровые действия. По данным автора, центральным в игре является сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных событий, действий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих людей [21].
Игровая деятельность возникает у ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития.