Логопсихология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР  7

1.1. Характеристика процесса формирования
эмоционально-волевой сферы личности в онтогенезе. 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 9

1.3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 19

Выводы по первой главе. 24

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. 25

2.1. Описание методик для исследования
эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25

2.2. Анализ результатов исследования. 30

2.3. Методические рекомендации по развитию
эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 38

Выводы по второй главе. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 53

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Современная эпоха общественного развития
характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, это высокий темп
развития науки и промышленности, во-вторых – все более возрастающая роль
отдельного человека как движущей силы общественного прогресса. Различные
жизненные обстоятельства заставляют человека быстро адаптироваться и сохранять
высокую производительность в ситуациях, которые постоянно меняются. Высокие
требования к физическим, нравственным, психологическим качествам человека в
определенных жизненных экстремальных условиях могут стать объективными
причинами возникновения девиаций. Поэтому особую важность для развития личности
имеет сформированность ее эмоционально-волевой сферы.

Эмоционально-волевая
сфера является свойствами человека, характеризующими содержание, качество и
динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции.

Эмоционально-волевая
регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные
компоненты, участвующие в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей
и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие
эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса
психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации
трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов
отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции.

Эмоционально-личностная
сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом
увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии
эмоционально-личностной сферы, особенно у детей с общим недоразвитием речи
(ОНР), которые имеют худшие адаптационные возможности.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общее
недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, предполагающим
нарушения в формировании всех компонентов речевой системы при нормальном слухе
и интеллекте. Р.Е. Левина выделила три уровня общего речевого недоразвития. Т.Б. Филичева,
изучив особенности речи детей 6-7 лет, выделила четвертый уровень ОНР, в
которую вошли дети, речевые нарушения которых не соотносятся ни с одним из
уровней, выделенных Р.Е. Левиной.

Связь
между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает наличие вторичных дефектов, к которым также относится нарушение в
формировании эмоционально-волевой сферы детей.

С целью выявления
особенностей эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР было проведено
исследование, которое показало, что развитие их эмоционально-волевой сферы
находится на более низком уровне по сравнению с дошкольниками с нормативным
речевым развитием.

В исследовании принимали
участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с ОНР
(экспериментальная группа) и 10 детей с нормативным речевым развитием
(контрольная группа).

Сравнение результатов,
полученных в экспериментальной и контрольной группах, показало, что умение
понимания эмоциональных состояний других людей у детей контрольной группы
сформировано на более высоком уровне по сравнению с детьми экспериментальной
группы.

Анализ результатов
диагностики уровня тревожности показал, что дети экспериментальной группы
обладают более высоким уровнем тревожности по сравнению с дошкольниками,
вошедшими в контрольную группу.

Изучение уровня
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, принимавших участи
в исследовании, показало, что у дошкольников экспериментальной группы в силу
сложности речевого дефекта

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР

1.1. Характеристика
процесса формирования эмоционально-волевой сферы личности в онтогенезе В процессе формирования и
развития личности ребенка эмоциональные проявления и чувства его постепенно
утрачивают импульсивность, становятся более осознанными по содержанию. Меняется
и значимость эмоций в жизни ребенка. В отличие от ранних этапов развития, когда
главным для ребенка являлось одобрение взрослого, для дошкольника важно
добиться больших результатов, получить высокую оценку своей деятельности.
Формирование эмоционально-волевой сферы личности носит онтогенетический
характер.

В раннем возрасте
происходит постепенное освоение ребенком экспрессивных форм выражения эмоций –
интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему воспринимать эмоции окружающих
людей.

Важное значение, в
развитии эмоций ребенка, играет познавательная сфера, а именно способность
описать словами эмоциональное состояние, что способствует их наиболее полному
пониманию [19].

Возраст от 0 до 3 лет
исследователями определяется как сензитивный период для формирования базовых
эмоций и чувств личности ребенка. Т.А. Крылова и А.Г. Сумарокова отмечают:
«гармоничное развитие эмоциональной сферы происходит под влиянием социального
окружения, взрослых и в их совместном взаимодействии, а не изолированно, само
по себе» [18, с. 30]. Уже в возрасте четырех лет,
у ребенка формируются своя специфика высшей нервной деятельности, это
проявляется в видах и свойствах нервной системы (спокойствие, сдержанность,
чувственность и так далее).

В данный возрастной
период ребенок при нормальном онтогенезе обладает такими качествами: высокой
возбудимостью, импульсивностью проявления эмоциональных реакций, агрессией по
отношению к окружающей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы