Курсовая с практикой на тему Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 7
1.1. Характеристика процесса формирования
эмоционально-волевой сферы личности в онтогенезе. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 9
1.3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 19
Выводы по первой главе. 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. 25
2.1. Описание методик для исследования
эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 25
2.2. Анализ результатов исследования. 30
2.3. Методические рекомендации по развитию
эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 38
Выводы по второй главе. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 53
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современная эпоха общественного развития
характеризуется двумя важными особенностями. Во-первых, это высокий темп
развития науки и промышленности, во-вторых – все более возрастающая роль
отдельного человека как движущей силы общественного прогресса. Различные
жизненные обстоятельства заставляют человека быстро адаптироваться и сохранять
высокую производительность в ситуациях, которые постоянно меняются. Высокие
требования к физическим, нравственным, психологическим качествам человека в
определенных жизненных экстремальных условиях могут стать объективными
причинами возникновения девиаций. Поэтому особую важность для развития личности
имеет сформированность ее эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая
сфера является свойствами человека, характеризующими содержание, качество и
динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции.
Эмоционально-волевая
регуляция включает в себя и не вполне осознанные индивидом регуляторные
компоненты, участвующие в качестве необходимых в ситуациях преодоления трудностей
и препятствий на пути достижения цели. В таком случае, понятие
эмоционально-волевой регуляции близко к понятию синтетического процесса
психики, обеспечивающего функционирование регуляторного контура в ситуации
трудностей и напряжения. Включение таких не полностью осознанных компонентов
отделяет понятие эмоционально-волевой регуляции от понятия волевой регуляции.
Эмоционально-личностная
сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом
увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии
эмоционально-личностной сферы, особенно у детей с общим недоразвитием речи
(ОНР), которые имеют худшие адаптационные возможности.
Заключение:
Общее
недоразвитие речи является сложным речевым расстройством, предполагающим
нарушения в формировании всех компонентов речевой системы при нормальном слухе
и интеллекте. Р.Е. Левина выделила три уровня общего речевого недоразвития. Т.Б. Филичева,
изучив особенности речи детей 6-7 лет, выделила четвертый уровень ОНР, в
которую вошли дети, речевые нарушения которых не соотносятся ни с одним из
уровней, выделенных Р.Е. Левиной.
Связь
между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает наличие вторичных дефектов, к которым также относится нарушение в
формировании эмоционально-волевой сферы детей.
С целью выявления
особенностей эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ОНР было проведено
исследование, которое показало, что развитие их эмоционально-волевой сферы
находится на более низком уровне по сравнению с дошкольниками с нормативным
речевым развитием.
В исследовании принимали
участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей с ОНР
(экспериментальная группа) и 10 детей с нормативным речевым развитием
(контрольная группа).
Сравнение результатов,
полученных в экспериментальной и контрольной группах, показало, что умение
понимания эмоциональных состояний других людей у детей контрольной группы
сформировано на более высоком уровне по сравнению с детьми экспериментальной
группы.
Анализ результатов
диагностики уровня тревожности показал, что дети экспериментальной группы
обладают более высоким уровнем тревожности по сравнению с дошкольниками,
вошедшими в контрольную группу.
Изучение уровня
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, принимавших участи
в исследовании, показало, что у дошкольников экспериментальной группы в силу
сложности речевого дефекта
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОНР
1.1. Характеристика
процесса формирования эмоционально-волевой сферы личности в онтогенезе В процессе формирования и
развития личности ребенка эмоциональные проявления и чувства его постепенно
утрачивают импульсивность, становятся более осознанными по содержанию. Меняется
и значимость эмоций в жизни ребенка. В отличие от ранних этапов развития, когда
главным для ребенка являлось одобрение взрослого, для дошкольника важно
добиться больших результатов, получить высокую оценку своей деятельности.
Формирование эмоционально-волевой сферы личности носит онтогенетический
характер.
В раннем возрасте
происходит постепенное освоение ребенком экспрессивных форм выражения эмоций –
интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему воспринимать эмоции окружающих
людей.
Важное значение, в
развитии эмоций ребенка, играет познавательная сфера, а именно способность
описать словами эмоциональное состояние, что способствует их наиболее полному
пониманию [19].
Возраст от 0 до 3 лет
исследователями определяется как сензитивный период для формирования базовых
эмоций и чувств личности ребенка. Т.А. Крылова и А.Г. Сумарокова отмечают:
«гармоничное развитие эмоциональной сферы происходит под влиянием социального
окружения, взрослых и в их совместном взаимодействии, а не изолированно, само
по себе» [18, с. 30]. Уже в возрасте четырех лет,
у ребенка формируются своя специфика высшей нервной деятельности, это
проявляется в видах и свойствах нервной системы (спокойствие, сдержанность,
чувственность и так далее).
В данный возрастной
период ребенок при нормальном онтогенезе обладает такими качествами: высокой
возбудимостью, импульсивностью проявления эмоциональных реакций, агрессией по
отношению к окружающей