Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности развития детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 4
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития 4
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей у младших школьников с задержкой психического развития 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 15
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста с ЗПР 15
2.2 Процедура и методы исследования. Анализ полученных результатов 16
2.3 Практические рекомендации по развитию коммуникативных способностей младших школьников с ЗПР 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  

Введение:

 

Проблема развития детей с задержкой психического развития представляется на сегодняшний день довольно актуальной и практически значимой, так как на практике является для большинства педагогов и психологов довольно сложным разделом в работе, который требует большой настойчивости, четкой структуры и целостной последовательности в работе с данной категорией младших школьников. 
В настоящее время невозможно переоценить формирование и развитие различных навыков у детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Это значительный фактор интеллектуального формирования и целостного развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом развитие ребенка с задержкой психического развития в существенно большей степени зависит от системного качества психолого-педагогических условий, в которых он обучается, нежели развитие его нормально развивающихся сверстников — это было отмечено еще такими исследователями-практиками как М.С. Певзнер, Т.А. Власова, К.С. Лебединская. 
Также это связано с тем, что коррекционное воздействие на ребенка с проблемами в развитии предполагает целенаправленное и систематическое развитие психологических механизмов деятельности: потребностно-мотивационного, содержательного, операционного и результативного компонентов. В данной связи многочисленные исследования У.В. Ульенковой, С.Г. Шевченко подтверждают идею о том, что ребенок с задержкой психического развития вполне способен овладеть навыками общения при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, а также системной целенаправленной работе с ним.
Таким образом, вышеуказанными положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель настоящей работы – проанализировать основные компоненты и особенности развития детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Объект исследования – младшие школьники с задержкой психического развития. Предмет исследования – особенности развития и навыки общения со сверсниками у детей с ЗПР.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2. Охарактеризовать особенности развития психических процессов и коммуникативных способностей у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Осуществить диагностику развития навыков общения со сверстниками у данной категории детей.
Методы исследования: 
1) анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение;
4) анализ. 
Основные методологические подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:
1. Ведущие постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2. Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции отечественных исследователей А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3. Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина;
4. Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с задержкой психического развития (В. И. Лубовский и др.);
Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы. В первой главе анализируются теоретико-методологические основы развития младших школьников с ЗПР. Вторая глава посвящена практическому исследованию уровня развития навыков общения со сверстниками у таких детей, осуществляется анализ полученных результатов и формулируются основные методические рекомендации по работе с данной категорией детей.
Практическая значимость настоящего исследования состоит в возможности разработки и внедрения эффективной и оптимальной методики развития навыков общения у младших школьников с задержкой психического развития.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящем исследовании было осуществлено теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме изучения особенностей развития младших школьников с задержкой психического развития. Итоги исследования оценивались по основным критериям оценки уровней развития общения младших школьников с ЗПР: навыки овладения связной речью, сформированность умений общения со сверстниками.
Был сделан вывод о том, что большинство младших школьников в двух группах не обладают сформированным умением коммуникаций и низкой способностью поддерживать диалог. Характерными чертами развития коммуникативных способностей у младших школьников с задержкой психического развития были выделены такие — в ходе беседы они достаточно односложно и весьма стереотипно отвечают на поставленные вопросы, уровень их коммуникативных способностей и навыков довольно невысокий, т.е. ответные и инициативные реплики детей с задержкой психического развития были немногословны и малочисленны.
Результаты проведенной работы обнаружили, что специально организованная сюжетно-ролевая игра дает возможность на практике обеспечить комплексное развитие коммуникативных способностей и всех компонентов общения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Таким образом, прикладная значимость настоящего исследования заключается в доказательстве результативности использования программы сюжетно-ролевых игр с целью развития коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с задержкой психического развития

Широко известно, что младший школьный возраст характеризуется рядом специфических особенностей развития психических процессов и свойств личности. Проанализируем основные типологические признаки младшего школьника с задержкой психического развития. В психолого-педагогической литературе под задержкой психического развития (ЗПР) понимают такой вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как ситуации замедленного психического развития (т.е. «задержка темпа психического развития»), так и достаточно устойчивые состояния интеллектуальной недостаточности и определенной незрелости эмоционально-волевой сферы.
В литературе выделяют следующие основные причины задержки психического развития [4, с. 17]:
1) органическая недостаточность центральной нервной системы, зачастую так называемого резидуального (остаточного) характера, из-за патологии беременности и родов;
2) определенное хроническое соматическое заболевание;
3) конституциональный (т.е. наследственный) фактор в анамнезе ребенка;
4) неблагоприятные условия ухода за ребенком и воспитания (безнадзорность, ранняя депривация и т.д.).
Далее в работе считается целесообразным рассмотреть основные классификации задержки психического развития, которые наиболее часто применяются в практике медицины и дефектологии. Отечественными исследователями М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были определены две основные формы ЗПР [22, с.187]:
1) задержка психического развития, которая обусловлена психофизическим и психическим инфантилизмом ребенка;
2) задержки психического развития, которая обусловлена достаточно длительными астеническими состояниями, сформированные на ранних этапах развития ребенка.
К.С. Лебединской, на основе этиологического принципа, было описано четыре основных варианта при ЗПР [21, с. 109]:
1) конституциональный;
2) соматогенный;
3) психогенный;
4) церебрально-органический генез.
В психолого-педагогической литературе специфические черты указанных выше групп детей с задержкой психического развития освещены довольно фундаментально (исследования И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, В. И. Лубовский) [1, с. 18].
Рассмотрим особенности внимания детей с задержкой психического развития. Итак, внимание как психический процесс детей с ЗПР довольно неустойчиво, характерны периодические колебания и неравномерная работоспособность. Таким детям довольно трудно сконцентрировать внимание и удержать его на протяжении определенной деятельности.
При сравнительном изучении устойчивости внимания у детей с нормальным развитием, при ЗПР и олигофрении было выявлено, что у 79% детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста процент отвлекаемости выше, чем у детей с нормальным развитием [33, с. 112].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы