Курсовая с практикой на тему Особенности развития чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения чувства юмора у детей
старшего дошкольного возраста. 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 6
1.2. Феноменология понятий «юмор» и «чувство юмора» в
педагогической литературе 16
1.3. Развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста. 19
Глава 2. Изучение особенностей чувства юмора у детей старшего
дошкольного возраста 23
2.1. Организация и методика исследования. 23
2.2. Результаты изучения чувства юмора детей старшего
дошкольного возраста 30
2.3. Рекомендации для педагогов и родителей. 38
Заключение. 41
Список использованной литературы.. 43
Введение:
Юмор — это добродушное, издевательское отношение к
чему-либо, умение замечать и высмеивать смешное и нелепое в жизни. Юмор
развивает тонкость ума. Идея, выраженная в юмористической форме, очень точна,
лаконична, правильно передает противоречие. Человек смеется над своей манерой
смеха и оттенками смеха: как он это делает — можно довольно точно судить о его
характере, его достоинствах и недостатках. Без умения обнаруживать нелепости,
видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого
человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Это
свидетельство одаренности и одновременно действенный механизм психологической
защиты. Здравый смысл юмора — это инструмент, на который ребенок может
положиться на протяжении всей жизни. Юмор развивает нетрадиционное мышление,
стимулирует творческие способности [39, С.77].
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного
мышления, воображения, мыслительных процессов, составляющих основу творческой
деятельности. В.А. Сухомлинский называл юмор обратной стороной мышления, а его
проявление — радостным сюрпризом, стимулирующим творчество, необычное видение
окружающего мира.
Он видел потребность ребенка в смехе в существовании
юмора, который активизирует умственные способности ребенка. Через добрую
улыбку, нежный смех в детское сердце проникает понятие человечности, любви и
благородства [3, с.26].
Юмористическое начало всегда было одним из предметов
литературных исследований. Каждый автор использует определенные приемы и
способы выражения юмора, что делает его стиль и язык уникальным и неповторимым.
Безусловно, снижение интереса к чтению — это общемировая
тенденция, которая вызвана глобализацией СМИ и стремительным развитием
индустрии развлечений, вытесняющей чтение как престижный источник информации и
как общепринятую форму детского досуга.
Таким образом, существующие в настоящее время
противоречия между:
— социальный заказ, определяющий высокую значимость
чтения как базовой образовательной компетенции и наблюдаемое снижение интереса
к чтению;
— между материалом, накопленным разными науками по
вопросам чувства юмора у дошкольников, и недостаточным вниманием к его
формированию через художественную литературу;
— между наличием большого количества научных
исследований, посвященных проблемам литературного воспитания школьников, и
отсутствием в них методических рекомендаций для педагогов дошкольных
образовательных организаций [1, С.216].
Проблема исследования: как влияет художественная
литература на формирование чувства юмора у старших дошкольников?
Цель исследования: теоретическое обоснование влияния
художественной литературы на формирование чувства юмора у старших дошкольников
и разработка методических рекомендаций по проблеме исследования.
Объектом исследования является процесс формирования
чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной
литературы.
Предмет исследования: художественная литература как
средство формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели данной работы были поставлены и
решены следующие задачи:
1. Охарактеризуйте психолого-педагогические подходы к
проблеме формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать особенности формирования чувства
юмора у старших дошкольников через художественную литературу.
3. Выявить уровень сформированности чувства юмора у
старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию
чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста с помощью художественной
литературы.
Методы исследования: теоретические:
концептуально-терминологический, нормативный анализ, синтез, обобщение,
сравнение, ранжирование; количественная и качественная обработка эмпирических
данных: наблюдение, анкетирование, беседа, изучение продукции
деятельность детей, изучение и анализ педагогической
документации.
Теоретическая значимость исследования заключается в том,
что теоретически обоснованы методы формирования чувства юмора у детей старшего
дошкольного возраста с помощью художественной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в
разработке методических рекомендаций (конспектов лекций, журнала детских
комиксов) для воспитателей детских садов с целью формирования у дошкольников
чувства юмора с помощью художественной литературы.
Заключение:
Теоретически обосновав проблему сформированности чувства
юмора у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной
литературы, было проведена опытно-исследовательская работа, целью которой
являлось выявление исходного уровня сформированности чувства юмора у детей
старшего дошкольного возраста.
Проведенное на констатирующем этапе эксперимента
исследование позволило сделать ряд выводов:
Дети старшего дошкольного возраста имеют средний уровень
сформированности чувства юмора.
Разработанные конспекты являются актуальным и эффективным
средством для формирования представлений и понятий юмористического содержания,
но это должно сопровождаться полным прочтением художественного произведения,
только после него будет положительный эффект проведения мероприятия.
Родители также нуждаются в помощи по формированию чувства
юмора у детей, поскольку не знают какие средства для этого использовать.
Полученные в ходе опытно-поискового исследования данные подтвердили
актуальность поставленной проблемы и были учтены при разработке методических
рекомендаций.
Для большей заинтересованности в направлении дальнейшей
работы по формированию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста,
было принято решение о создании журнала «Веселые картинки», как средство
формирования чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста, а также в
дальнейшем привлечение к созданию дополнительных номеров данного вида
деятельности: родителей, самих детей и воспитателей – результат общей работы –
очередной номер журнала.
Изучив особенности формирования чувства юмора у детей
старшего дошкольного возраста, материалами многочисленных теорий и исследований
классиков и современников зарубежной и российской психологопедагогической мысли
позволили нам выделить следующие особенности сформированности чувства юмора,
это:
Умение узнавать и осознавать свои чувства;
Умение изменять свои чувства;
Умение управлять своими чувствами;
Умение строить эмоционально теплые отношения
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
позволяет сделать следующие выводы: юмор — это широкое понятие, которое
относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавные и
обычно вызывающие смех у других и выражающий эмоциональную реакцию, связанной с
получением удовольствия от него.
На констатирующем этапе исследования были определены
критерии и показатели сформированности чувства юмора у детей старшего
дошкольного возраста, на основании которых был подобран диагностический
инструментарий Н. Микляевой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения чувства юмора
у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного возраста В
формировании и развитии гармоничного человека важно, чтобы воспитание и
обучение соответствовали возрасту ребенка. В умственном и физическом развитии
человека развитие всегда идет.
Пока
ребенок развивается умственно и физически, он проходит несколько этапов.
Воспитание в большой степени связано с особенностями ребенка, с влиянием среды,
в которой он живет. Необходимо помнить, что сущность микросреды, в которой
должен жить ребенок, определяется людьми, которые влияют на его развитие и
связь с ними. Ребенок будет в отношениях с членами семьи, опекунами, учителями,
с близкими родственниками. Эти отношения играют очень большую роль в развитии
ребенка. Ребенок воспитывается под влиянием своих близких [8].
Детство.
Сознание ребенка дошкольного возраста — это конкретное сознание, и он думает о
том, что осознает и представляет. Поэтому, когда дело касается чего-то
неизвестного, нужно ему объяснять, сравнивая это с явлением, знакомым ребенку.
Во время общения с окружающими у ребенка формируются собственные взгляды, и он
начинает оценивать свои действия «хорошо» и «плохо». В этот период жизни
ребенка вместе с игрой они начинают приобретать смысл и появляются первые
навыки трудовой деятельности: ребенок начинает рисовать, лепить из глины разные
вещи. Также они выполняют несложные задания, поставленные взрослыми. Подключите
их посильно и работа дает хороший результат. Ребенок младшего школьного
возраста 6–7 лет (некоторые ученые называют этот возраст «возрастом совершенствования»)
морально и физически готов к школе. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об
образовании» все дети 6–7 лет идут в школу. Игровая деятельность, которая
раньше играла важную роль в жизни ребенка, уступает место учебной деятельности.
Поначалу переход к такой «ответственной
работе» ребенку дается тяжело, но постепенно он начинает к ней привыкать.
Ученики маленького возраста имеют определенное представление о социальном мире
и очень заинтересованы в познании сути происходящих явлений. Организованные в
школе образовательные мероприятия стимулируют развитие положительных качеств,
необходимых для умственной деятельности. Следует отметить, что мозг школьников
маленького возраста стремительно развивается: происходят изменения в его
структуре. У них развиты легкие, но дыхательные пути и диафрагма развиты слабо,
поэтому, если они остаются неподвижными в течение длительного времени, в
организме не хватает кислорода.
Такие
особенности физического развития требуют осторожного подхода к ученикам младших
классов. Им нужно дать полную свободу действий; нужно уберечь их от стресса.
Дети этого возраста должны больше двигаться, быть чище, отдыхать, спать — об
этом должны позаботиться другие. Нужно быть осторожным, сидят ли они на столе.
Во время игры нужно защищать их от резких движений. Подростковый возраст. В
интеллектуальном развитии особое внимание следует уделять подростковому
возрасту. Этот период — самый сложный период в развитии человека, и этот период
называется переходным [10].