Курсовая с практикой на тему Особенности развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития навыков чтения и письма детей дошкольного возраста 6
1.2 Приёмы развития навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Практические аспекты развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 33
2.1. Диагностика развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Результаты диагностики развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 35
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Введение:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Особенности развития навыков чтения и письма детей дошкольного возраста 6
1.2 Приёмы развития навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Практические аспекты развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 33
2.1. Диагностика развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Результаты диагностики развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста 35
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Введение
Актуальность темы исследования. Тема развитие письма и чтения у дошкольников всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС дошкольного образования социально-коммуникативное развитие дошкольников направлено на усвоение навыков коммуникации, то есть навыки общения. что обуславливает значимость чтения и письма в дошкольном возрасте.
Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют формированию у детей нравственных ценностных ориентаций и качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные дошкольники с трудом усваивают нравственные нормы и модели поведения, они эгоистичны и капризны, негативно реагируют на оценку окружающих, многие не проявляют интереса к совместной деятельности со сверстниками, у детей не сформированы игровые умения, они не могут продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Проблема широко отражена, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
По мнению ученых, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям и является периодом становления базиса личностной культуры, усвоения ребенком норм морали и нравственных ценностей, субъективного отношения к ним, образцов нравственного поведения.
В этой связи является необходимой специальная педагогическая работа по развитию навыков чтения письма у старших дошкольников.
Анализ проблемы развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста у старших дошкольников позволил выявить следующие противоречия:
— между ориентиром современного дошкольного образования на и недостаточным научным знанием о развитии чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста;
— между признанным в научных исследованиях высоким потенциалом игровой деятельности для развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста и неразработанностью рекомендаций по развитию чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Необходимость разрешения выявленных противоречий посредством разработки рекомендаций развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста составляют проблему исследования.
Цель исследования: изучить особенности развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста имеет специфические особенности.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития детей дошкольного возраста
2. Проанализировать потенциал игровой деятельности для развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
3. Провести диагностику развития чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
4. Проанализировать результаты диагностики.
Заключение:
Детское чтение и письмо сегодня – это область, где существует и продолжает накапливаться множество проблем. Всё больше детей и подростков в России сегодня читает мало, либо читает иначе, то есть не так, как хотели бы этого педагоги и родители.
Учитывая то, что интерес к чтению ребенку не дан от рождения, нужно искать механизмы, которые будут способствовать развитию читательской мотивации. Интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет проявляться тогда, когда учитель увидит, что «ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам.
В исследовании принимали участие 20 детей. У большинства детей высокий уровень развития мелкой моторики. Дети легко сжимали и разжимали ладонь, сжимали руки в кулак и т.д. У большинства детей высокий уровень развития артикуляционной моторики. Дети могли сомкнуть губы, сжать их трубочкой, основные ошибки у детей с низким уровнем были при движении нижней челюсти. У большинства детей высокий уровень развития морфологии. Дети легко воспроизводили слоги, самостоятельно выполняли задания, некоторые просили помощи. У большинства детей высокий уровень развития мелкой моторики. Дети легко сжимали и разжимали ладонь, сжимали руки в кулак и т.д.
Ошибки заключались в согласовании существительных и числительных.
В основном дети справлялись без помощи взрослого.
Для развития навыков чтения и письма необходима комплексная работа, которая будет содержать в себе различные виды деятельности: чтение сказок; обучение письму; игры; наблюдение за предметным миром.
Фрагмент текста работы:
Теоретико-методологическая основа исследования:
— общенаучные принципы системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС дошкольного образования (А.Г. Асмолов, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.);
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);
— культурно-историческая теория, теория игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (Н.П. Аникеева, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконин).
Методы исследования:
— теоретические: анализ научных источников;
— эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование;
— математические и статистические методы обработки экспериментальных данных.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций и организациях дополнительного образования детей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.