Курсовая с практикой на тему Особенности развития аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Факультет психологии и педагогики 1
Кафедра психологии 1
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1
КУРСАВАЯ  РАБОТА 1
Глава 1. Особенности развития аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования 6
1.1. Психологическая готовность к психолого-педагогической деятельности 6
    1.2. Аутопсихологическая компетентность как показатель развития профессионального самосознания 9
    1.3. Анализ исследований по проблеме психологической готовности к психолого-педагогической деятельности 11
Глава 2. Практические аспекты аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования 19
    2.1. Диагностика аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования 19
    2.2. Технологии развития аутопсихологической компетентности 26
Заключение 31
Список использованных источников #
Введение:
Актуальность исследования. Постоянные и стремительные социально-экономические, политические, социальные, культурные и демографические изменения, происходящие в нашей стране в последние десятилетия, привели к резкому увеличению потребности и ценности специалистов, писхолого-педагогических профессий (и клинических специальных психологов, учителя и социальные работники). В связи с тем, что личность специалиста в области социальной теории и практики - основной «инструмент» его профессиональной деятельности, от системы высшего образования требуется особое внимание к особенностям ее развития в процессе профессионального образования и подготовка.
 Признается тот факт, что аутопсихологическая компетентность является одним из важнейших компонентов профессиональной компетентности специалистов. Во-первых, это во многом определяет эффективность их профессиональной деятельности, а, во-вторых, является одним из условий самореализации специалиста. Аутопсихологическая компетентность психологов, социальных работников, педагогов является основным ресурсом оптимального решения психосоциальных проблем общества, важным фактором его развития.
 В связи с вышесказанным формирование аутопсихологической компетентности будущих специалистов приобретает в современных условиях особую значимость. 
Формирование аутопсихологической компетентности - процесс длительный, кропотливый, системный, непрерывный и осложненный влиянием множества объективных и субъективных факторов. Требуется аутопсихологическая компетентность, поскольку начинающий специалист на вершине профессиональной зрелости. 
Каждый из них, хотя и в разных формах, должен понимать свои индивидуальные психологические особенности, понимать их потребности и мотивы, выявлять свои профессиональные способности, стремиться к самопознанию, самореализации, самокоррекции и самосовершенствованию.
Противоречия:
- постоянно возрастающие требования к качеству профессионального образования специалистов и существующие традиционные подходы к их профессиональной подготовке, не формирующие достаточно аутопсихологическую компетентность и ее составляющие;
 - потребность современного общества в специалистах с высоким уровнем развития аутопсихологической компетентности и недостаточной теоретической разработкой и методологическим обеспечением процесса формирования этой компетенции в программах профессиональной подготовки будущих специалистов.
 Описанный конфликт позволил нам сформулировать проблему нашего исследования: что такое образовательные технологии, психолого-педагогические условия и особенности формирования аутопсихологической компетентности будущих специалистов.
Степень разработанности проблемы.
Технологии, методы и средства формирования аутопсихологической компетентности и ее характеристики проанализированы в исследованиях В.Б. Бондаревой, А.А.Деркача, Н.С. Глуханюк, Т.Е. Егоровой, И.В.Елшина, Л.А. Конновой, Н.А. Кушнир, В.Б. Нарушак, И.В. Никулиной, Н.Е. Паевской, А.П.Ситникова, И.О. Сорокиной, Л.А. Степновой, П.А. Ткачева, В.В. Чапайкина и др.
 Объектом исследования является процесс развития аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования.
Задачи: 
Изучить психологическую подготовленность к психолого-педагогической деятельности.
Рассмотреть понятие «аутопсихологическая компетентность». 
Провести анализ исследований по проблеме психологической готовности к психолого-педагогической деятельности. 
Объект исследования: процесс развития профессионального самосознания.
Предмет исследования: аутопсихологическая компетентность как показатель профессионального самосознания педагога-психолога. 
Структура и объем курсовой роботы состоит из введения главы 1, включающая 3 параграфа: выводы, заключение, список использованной литературы
Во введении обозначена актуальность, объект, предмет, цель, задачи, степень разработанности исследования.
Заключение:
Аутопсихологическая компетентность играет решающую роль в развитии человеческой личности, позволяя обновить существующие внутренние психологические способности, что способствует формированию индивидуального стиля деятельности, развитию творчества, формированию эффективных стратегий развития карьеры и жизни.
 Особое значение для изучения аутопсихологической компетентности имеют работы в области психологической компетентности, в том числе социально-психологической, социально-перцептивной, рефлексивной, психолого-педагогической компетентности. 
Аутопсихологическая компетентность является основной профессиональной характеристикой личности не только учителя или специалиста другого профиля, но и структурным элементом любой развитой и самоустранившейся личности. В связи с этим актуальна концепция психологической и аутопсихологической культуры личности.
 Аутопсихологическая компетентность - это метакомпетентность, вовлеченная в развитие других видов психологической компетентности (коммуникативная, социально-перцептивная, социально-психологическая); развитие общих аутопсихологических способностей человека происходит в результате развития и накопления аутопсихологических специфических способностей (навыков и умений в области эмоциональной саморегуляции, самоконтроля, мотивации и т. д.). 
Аутопсихологическая компетентность развивается в процессе формирования акмеологической самореализации деятельности, информированное формирование которой позволяет управлять процессом саморазвития (Л. А. Степнова). [38]
 Исследователи аутопсихологической компетентности личности рассматриваются как процесс внутриличностной психологической деятельности, саморазвитие - аутопсихологическая деятельность; в результате этой деятельности проявляются аутопсихологические способности, умения, навыки.
 Аутопсихологическая деятельность может носить непроизвольный, произвольный и постполитический характер. Непроизвольный характер проявляется в спонтанном, неконтролируемом аутопсихологическом действии, часто с бессознательным характером. Случайность аутопсихологического действия характеризуется осознанностью, подотчетностью, мотивированностью. 
Постпроцедурная стадия развития аутопсихологических мероприятий характеризуется наличием сформированных аутопсихологических навыков, их совершенствованным внутренним контролем, то есть планом внутренней интериоризации.
Таким образом, цель исследования была достигнута путем решения следующих задач: 
1. Изучена психологическая готовность к психолого-педагогической деятельности.
 2. Рассмотрена аутопсихологическая компетентность как показатель развития профессионального самосознания.
 3. Проанализированы исследования по проблеме психологической готовности к психолого-педагогической деятельности.
 4. Проведена диагностика аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования. 
5. Предложены рекомендации по технологии развития аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности развития аутопсихологической компетентности студентов направлений психолого-педагогического образования
1.1. Психологическая готовность к психолого-педагогической деятельности
В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные подходы к понятию «психологическая готовность». Разнообразные определения понятия «психологическая готовность» обусловлены разнообразием и сложностью явления.
 Раскрытие психологической сущности концепта осуществляется исследователями с разных позиций.
 А. Г. Асмолов понятие «готовность» определяет через понятие «установка». [4]
В исследованиях М.И.Дьяченко, Л.А. Кандибовича, Н.Д. Левитова, А.А.Ухтомского понятие «готовность» определяется как частное психическое состояние. [13, 21, 40]
 Ф. Генов понимал психологическую готовность как изменения в психике человека, происходящие в связи с конкретной деятельностью и необходимые для ее адаптации. [34]
 Мы видим, что во всех этих понятиях психологической готовности определяется авторами, как особое психическое состояние ССЫЛКА, то есть психологическая готовность понимается как проявление готовности действовать в конкретной ситуации и обсуждается на функциональном уровне.
 В.А. Моляко определяет готовность работать как сложное личностное образование, вид системы. Он предлагает рассматривать психологическую готовность в трех основных формах - в ситуации, в более или менее устойчивом состоянии, и устойчивые характеристики в широком диапазоне ситуаций. [29]
В.И. Панов под ситуативной формой проявления психологической готовности понимал динамически согласованное состояние личности. [32]
Психологическая готовность к работе как устойчивая характеристика представляет собой устойчивую систему профессионально важных качеств (профессиональная ориентация, дисциплина, трудолюбие), его опыта, знаний, навыков, способностей, необходимых для успеха во многих ситуациях.
Е.Н. Гришина отмечала, все формы психологической готовности взаимосвязаны. Каждая форма обуславливает эффективное осуществление профессиональной деятельности, обеспечивает выполнение основных задач каждой профессии и рабочих обязанностей. [10]
Н.Д. Левитов в компонентах структуры деятельности по готовности включают следующие компоненты: мотивационная ориентация (знание и понимание особенностей, их позиционная деятельность), операционная (знание путей и средств, знания, навыки, умения, необходимые для реализации деятельность), волевая (самоконтроль, мобилизация, способность контролировать свои действия, состояния) и оценка (самооценка их готовности и соответствия полученных результатов, запланированная профессиональная деятельность). [21]
Поэтому, как утверждает Г.И. Марасанов, глядя на содержание и сущность феномена готовности к профессиональной деятельности, большинство авторов придерживаются мнения, что готовность к профессиональной деятельности является выражением ориентации личности на эту деятельность, и каждая конкретная профессиональная деятельность имеет свою специфику симптомы. [34]
Н.В. Кузьмина, учитывая специфику работы учителя, определяют содержание и структуру психологической и профессиональной готовности к педагогической деятельности и подчеркивают, что основой психологической готовности к педагогической деятельности является сложная трудоспособность. [19]
 Г. А. Балл в сложных навыках деятельности выделяет два основных аспекта: мотивационный и инструментальный. Мотивом является центральный определяющий фактор, который обеспечивает склонность к соответствующему виду деятельности. [5]
Психологическая готовность к педагогической деятельности В. А. Сластенин исследует как набор личностных качеств: умение отождествлять себя с другими людьми, свободу и творчество, богатство внутренней энергии перцептивных способностей человека. [38]
 А.А. Деркач, Л.Е. Орбан выделили в качестве структурных компонентов психологической готовности учителя следующее:
 а) проецировать позитивное отношение к этому виду деятельности, желание заниматься им;
 б) познавательный - наличие необходимых знаний, навыков, идей
 В) гностический - овладение инструментами и приемами реализации различных аспектов
 г) эмоциональный - самоконтроль и эмоциональная стабильность;
 г) оценочный - самооценка профессиональной подготовки [12, 31].
 Обобщая данные исследования по проблеме психологической готовности к педагогической деятельности, можно констатировать, что они расширяют, углубляют и дополняют знания о разнообразии и сложности концепции психологической готовности к педагогической деятельности, а не взаимоисключающие. 
Разные авторы в структуре психологической готовности к педагогической деятельности включают следующие общие компоненты: психолого-педагогические знания и умения, направленность, умение. Эти компоненты большинство авторов называют ключевыми интегративными характеристиками.[34]
 Авторы отмечают, что психологическая готовность к педагогической деятельности включает в себя организационные и практические навыки, а также теоретические и методологические, и включает в себя: саморегуляцию поведения, овладение теоретическими знаниями, умение поставить себя на место ученика, анализ и оценка их собственной деятельности.