Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности работы учителя с одаренными детьми

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы работы учителя с одаренными
детьми. 6

1.1.   Анализ
проблемы одарённости в зарубежной и отечественной психолого-педагогической
литературе. 6

1.2.   Психологические
особенности одарённых детей. 11

1.3.   Направления
и технологии работы с одаренными обучающимися младшего школьного возраста. 19

Глава 2. Опытно-экспериментальной работы учителя с
одаренными обучающимися младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной
школы.. 26

2.1 Диагностика уровня развития одаренности обучающихся
младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.. 26

2.2. Организация и анализ результатов
опытно-экспериментальной работы учителя с одаренными обучающимися младшего
школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.. 32

Заключение. 39

Список использованных источников. 41

Приложение. 45

 

  

Введение:

 

Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
направлен на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения
обучающимися основной образовательной программы начального общего образования,
в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся,
в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях
обучения, — одаренных детей» [
23].
Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей,
реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач
современного общества.

Раннее выявление,
обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных
проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные
дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в
силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их
деятельности, поведения и мышления, они восприимчивы к сенсорным стимулам и
лучше понимают отношения и связи.

Цель деятельности учителя
с одаренными обучающимися младшего школьного возраста заключается в том, чтобы
технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на
всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы
деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Исследования одарённости,
подходов к её понятию и классификации видов проводились многими учёными: Д.Б.
Богоявленской [
1], С.В. Истоминой [5], Н.С. Лейтесом [10], Г.А. Майоровой [11], С.О. Петровой [18], Р.Р. Шаяхметовой [27]
и др.

При всём многообразии
исследований воспитательной работы с одарёнными детьми в образовательных
организациях разного типа, степень изученности такой работы в школе крайне
мала. В наши дни важно найти правильный подход к одаренному ребенку, удержать
его интерес к определенному предмету, помочь развить его способности.

Таким образом, сложилось противоречие
между необходимостью организации работы по развитию одаренности детей
младшего школьного возраста и недостаточной методической обеспеченностью
данного процесса в урочной и внеурочной деятельности.

Отсюда вытекает проблема
исследования
: каковы направления и технологии развития одарённости детей
младшего школьного возраста?

Данная проблема
обусловила выбор темы курсовой
работы «Особенности работы учителя с одаренными детьми».

Цель исследования:
анализ проблемы одарённости и описание тактики поведения учителя в процессе
обучения одарённых детей младшего школьного возраста.

Объект исследования:
процесс обучения одаренных детей младшего школьного возраста в урочной и
внеурочной деятельности.

Предмет исследования:
направления и технологии работы с одаренными обучающимися младшего школьного
возраста в урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза:
процесс обучения и воспитания одаренных детей в начальной школе будет наиболее
эффективным при условиях:

1. Изучения
индивидуальных особенностей одаренных детей;

2. Разработки
индивидуальных заданий;

3. Использования различных
направлений и технологий в работе с одаренными детьми как на уроках, так и во
внеурочной деятельности.

Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать
проблемы одарённости в зарубежной и отечественной психолого-педагогической
литературе.

2. Уточнить психологические
особенности одарённых детей.

3. Раскрыть основные
направления и технологии работы с одаренными детьми.

4. Проанализировать
опытно-экспериментальную работу учителя с одаренными обучающимися младшего
школьного возраста в условиях общеобразовательной школы.

Теоретико-методологическую
базу исследования
составили труды Д.Б. Богоявленской [1], С.В.
Истоминой [10], Н.С. Лейтесом [
10], Г.А. Майоровой [11], С.О. Петровой [18], А.И. Савенко [19], Р.Р. Шаяхметовой [27].

Методы исследования:

— теоретические (изучение
истории вопроса, анализ литературных источников, анализ нормативных
документов);

— эмпирические (опросные
методы: анкетирование, тестирование, наблюдение), математическая обработка
результатов исследования.

Эмпирическая база исследования:
МКОУ Вавиловская школа, Томской обл., Бакчарского р-на, д. Вавиловка, во 2
классе.

Теоретическая значимость
исследования
заключается в том, что в работе описаны
основные теоретические подходы к проблеме одаренности младших школьников,
особенности проявления детской одаренности младших школьников; особенности
использования технологии социально-педагогической поддержки в работе педагога с
одаренными младшими школьниками в условиях общеобразовательной школы.

Практическая значимость
исследования
в возможности применения педагогами начальной
школы, заинтересованными данной проблемой, в своей деятельности.

Апробация результатов
исследования
проводилась в форме выступления,
публикации статей:

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В результате анализа
зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе было выявлено,
что одаренность – это многогранное по своему характеру явление, требующее
всестороннего изучения. Одаренность можно охарактеризовать как своеобразное
сочетание способностей, которое обеспечивает возможность успешного выполнения
того или иного вида деятельности.

Общими признаки,
отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность
классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют
пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в
речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают
чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют
математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети
обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в
сфере, которая им интересна.

Основными направлениями
работы с одаренными младшими школьниками является: актуализация
мотивационно-ценностной основы интеллектуальной деятельности учащихся начальной
школы; создание организационно-стимулирующей среды на основе интеграции
инновационных технологий обучение в начальной школе и ИТ-технологий;
индивидуализация обучения одаренных детей с учетом особенностей содержания
начального образования; целенаправленное формирование рефлексивных умений как средства
реализации таких процессов, как самоактуализация, самообучение, самооценка,
самосовершенствование, самореализация. Также необходима особая организация
учебного процесса, включающая нестандартные уроки, исследовательскую
деятельность, высказывание учащимися своего мнения, предпрофильное и профильное
обучение, взаимосвязь уроков с внеклассной работой по предмету.

Во второй части курсовой
работы нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью выявления
эффективности отобранных педагогических технологий и направлений работы по
развитию специальных способностей одаренных детей. В результате контрольного
этапа было выявлено, что среди младших школьников преобладает средний уровень
развития показателей одаренности. Также было установлено, что большинство
учащихся в классе заинтересованы в художественной деятельности. На основе этого
были организованы и проведены внерыночные занятия по художественно-эстетическому
направлению с целью воспитания творческого и ценностного отношения к учению,
труду; развитие интеллектуально-творческого потенциала. Во время проведения
внеурочных занятий использовались такие методы и приемы, как проектный метод,
метод морфологического ящика, метод ролевых игр, исследовательский метод, прием
дихотомии, метод КТД, приемы агглютинации, поисковый метод, приемы
фантазирования, проблемный метод, эвристический метод. Кроме этого, были
разработаны задания с целью развития эрудиции, логического мышления,
диалектического видения, способности абстрагировать. Данные задания
использовались на уроках математики и информатики. Анализ проведенного
эксперимента позволил сделать вывод, что систематическое и последовательное
применение индивидуальной траектории обучение в образовательном процессе
одаренных учащихся начальной школы, способствует развитию уровню их
интеллектуального потенциала, а верно подобранные примеры и задачи стимулируют
их к поисковой деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы работы учителя с одаренными детьми

 

1.1.        
Анализ проблемы
одарённости в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе

 

Вопрос исследования
одаренности многообразен, рассматривался и рассматривается в работах многих
ученых, в разное историческое время. Каждое конкретное мнение относительно
изучения одаренности и способностей уникально и интересно, имеет практическое
значение.

Так, одаренность
анализировали еще с античных времен: Сократ предполагал при раскрытии природы
творческого процесса, что человек — основной объект в искусстве. А все
великолепное, касаемо искусства, взаимосвязано с истиной, добротой и полезностью
[32]. Платон полагал, что художественные творения предопределены Богом,
предлагал проводить специальные отборы способных детей, затем активно
заниматься их развитием. Аристотель наделял искусство огромной воспитательной
ролью: через искусство человек совершенствуется и душа его очищается от всего
отрицательного. Аристотель определял человека в качестве меры всех вещей. Эти
оценки выражены в эмоциональных эталонах и определяют эстетические и
нравственные предпочтения, в перцептивных и интеллектуальных оценках,
определяющих степень значимости или обоснованности мысли. На основе оценки
делается выбор и принимаются решения [
28].

Способность к оценке включает
и возможность понимания в развитии как собственной мысли, так и чужих мыслей,
действий и поступков. Способность к оценке обеспечивает возможности
самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в
самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его
самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные
качества.

По сравнению с
античностью средневековые труды, например, Августина, Феодора и проч.,
повествуют о процессе эволюции одаренности. В это время на средневековую
эстетику оказывала влияние церковь, эстетика была религиозной [
26].

Ученые периода
Просвещения (Т. Рид, А. Смит, Д. Локк и др.) утверждали об отсутствии
врожденных способностей, весь опыт приобретается в течение жизни. А на
приобретение успешного опыта обучения оказывают влияние положительные эмоции и
наличие желания учиться.

Также в эпоху Просвещения
более тщательно вопрос одаренности изучали И. Кант, И. Гете, Г. Гегель. По
мнению И. Канта художественное творчество – это изящное искусство, которое
формируется с помощью полета фантазии в условиях полной свободы и своего рода
позитивного хаоса, без каких-либо рамок и границ [
33]. И. Гете выделял тот момент, когда
необходима постоянная деятельность в познании самого себя и окружающего мира,
взаимосменяющие друг друга.

Позже Жан Жак Руссо, Д.
Дидро, Г. Песталоцци создавали концепции по развитию личности и детской
одаренности. Ж.-Ж. Руссо делал акцент на бережном отношении к природным
богатствам, что находило дальнейший отклик в педагогике. И. Песталоцци поддерживал
идеи Ж.-Ж. Руссо относительно того, что процесс воспитания должен основываться
на особенностях природы человека. Дети, по мнению Ж.-Ж. Руссо, — важный фактор
развития нравственности [
22].

С середины 19-го века
ученые-исследователи пытаются дать объяснение одаренности не как божественного
начала, а как врожденных способностей. Например, антрополог Ф. Гальтон
рассматривал вопросы наследственности одаренности и таланта. На первый план он
выдвигал одаренность от природы, а не окружающую социальную среду. Он считал,
что одаренность на 80% определяется наследственными, а на 20% – социальными
факторами, окружающей средой, семьей, воспитанием, удачей и т. д. Гальтон
разработал теорию генетической обусловленности гениальности, хотя эта идея
высказывалась многими до него, начиная с Платона. Исследуя аристократические
роды Англии, а также историю выдающихся семейств других стран на протяжении
столетий, Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня (талант,
гениальность) передаются из поколения в поколение, уровень одаренности в роду
имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в
последующих поколениях. Ф. Гальтон вместе З. Фрейдом провозгласили, что
гениальность – это биологическое явление, и его изучение требует биологического
подхода. Ф. Гальтон считал, что семья есть генетический фонд одаренности, из
которого отдельные отпрыски получают больше или меньше в зависимости от
«биологического расстояния» до центра этого фонда, а сама гениальность есть
функция способностей и стремления к напряженному труду [
6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы