Курсовая с практикой на тему Особенности работы педагога по адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 6
1.1. Характеристика и особенности процесса адаптации детей в ДОУ 6
1.2. Специфика педагогической работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду 13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ 19
2.1. Процедура проведения исследования: цели, задачи, методики 19
2.2. Анализ результатов исследования и оценка эффективности программы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
Введение:
Актуальность. На современном этапе развития общества детский сад является первым внесемейным институтом, первым воспитательно-образовательным учреждением, в который вступают дети. Начальный период нахождения ребенка в группе детского сада сопровождается проблемой адаптации к новым условиям среды, вхождением в новую среду, возникновением незнакомых способов деятельности. Вследствие ограниченности адаптационных возможностей, обусловленных психологической неготовностью ребенка к выходу в новую социальную действительность и приспособлении к ее условиям, у ребенка формируется «адаптационный синдром».
Формирование адаптационного синдрома обусловлено особенностями данного возрастного этапа развития ребенка, поскольку ранний возраст предполагают наличие неустойчивости в эмоциональном состоянии детей. Кардинальная перестройка привычного образа жизни и разлука со значимыми близкими способствуют формированию у ребенка страхов и негативных переживаний, выраженных в эмоциональном плане. Пребывание ребенка в стрессовом состоянии продолжительное время может привести к замедлению темпа психофизического развития, к развитию невроза.
Течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие зависит от того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение. Профессиональная помощь семье необходима для того, чтобы период адаптации детей проходил легче. Детский сад должен оказать помощь семье и стать «открытым» по всем вопросам воспитания и развития.
В большей степени в педагогической литературе освещены вопросы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Прежде всего адаптация определяется, как медико-педагогическая проблема, для решения которой требуется создание условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса, тесного взаимодействия между общественным воспитанием и семьей.
Анализ исследований (Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров) показывает, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада в педагогике изучена основательно. Раскрыты в исследованиях факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; выделены степени адаптации ребенка; разработаны рекомендации для родителей и педагогов по организации адаптационного периода в дошкольной организации и подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. При этом проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста остается довольно актуальной, так как необходимо создание условий для детей с разным уровнем адаптации, искать пути безболезненной адаптации детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна начинаться уже в семье, до поступления в детский и осуществляться в тесном контакте с родителями. Необходимо обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников. Учет интересов родителей, а также сотрудничество и взаимодействие с семьей ребенка необходимы для полноценной адаптации ребенка.
Цель исследования – изучить особенности педагогической работы по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Объект исследования – процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной организации.
Предмет исследования – деятельность педагога по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации будет проходить благополучно, если социально-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также будет установлено сотрудничество с родителями воспитанников.
В соответствии с объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по теме исследования.
2. Раскрыть трактовки понятия «адаптация» в психолого-педагогических исследованиях; рассмотреть основные подходы к адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
3. Изучить специфику работы педагога дошкольной организации по адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.
4. Выделить критерии и показатели эффективной адаптации.
5. Определить основные педагогические условия эффективной адаптации к детскому саду и проверить их эффективность на практике.
Теоретико-методологическая основа исследования:
– исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская, и др.) [6, 22];
– исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.) [4, 11,12];
– методические рекомендации о сотрудничестве педагогов и родителей в образовательном процессе (Е.П. Арнаутова, О.Л. Зверева, и др.) [4, 11, 12].
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по использованию различных форм и методов работы с детьми и родителями воспитанников дошкольной организации могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Анализ научных источников по проблеме социальной адаптации позволяет заключить, что понятие «адаптация» представлено неоднозначными трактовками различных авторов. Адаптация может выступать как непрерывный коммуникативный процесс, в результате которого ребенок вырабатывает качественно новые способы взаимодействия с социальной действительностью; процесс и результат освоения ребенком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения.
Ведущими критериями эффективной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения являются внутренний комфорт, внешняя адекватность поведения, наличие эмоционально благоприятной атмосферы в группе; успешное взаимодействие с родителями; развитая предметная деятельность и действенное общение.
К показателям адаптации можно отнести эмоциональный фон поведения; характер познавательной и поведенческой активности; интенсивность и гибкость реакций на изменение привычной ситуации; инициативность в установлении контактов со взрослым и сверстниками; наличие или отсутствие контактов со взрослыми и сверстниками; игровой деятельности; активности.
Особенностями педагогической работы по адаптации детей к ДОУ является обеспечение полноценных условий для адаптации ребенка, его социализации, личностного развития, что осуществляется на основе взаимодействия педагогов с семьей ребенка. Привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком является одной из задач ДОУ. В условиях дошкольной организации применяются как традиционные формы работы педагогов с родителями (консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, праздники, информационно-просветительскую работу), так и нетрадиционные формы (конференции, семейные клубы, дискуссии, симпозиумы, семинары-тренинги, мастер-классы, а также такие направления работы с родителями — мониторинг, поддержка, образование и диагностика.
Работа осуществлялась в ходе трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Результаты констатирующего эксперимента доказали необходимость применения технологии взаимодействия педагогов дошкольной организации с семьями детей для успешного протекания у детей адаптационного периода.
На формирующем этапе реализована концептуально-технологическая модель адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации, определены педагогические условия. Отдельно проводился блок работы с ребенком и отдельно с родителями для успешной адаптации ребенка к дошкольной организации. Совместно с родителями составлялась индивидуальная программа подготовки ребенка к условиям детского коллектива, с учетом психолого-педагогического сопровождения. Проведение совместных с родителями игр, занятий, праздничных мероприятий способствовало эффективной адаптации ребенка.
Оценка параметров психологической адаптации детей к показывает отсутствие к концу исследования тяжелой степени адаптации. Количество детей со средней степенью адаптации увеличилось (с 42,9% до 75%), выявились дети (25%) с легкой степенью адаптации. По методике Р. Сирса «Диагностика тревожности» результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о положительной динамике. К концу исследования не выявлено у детей высокой степени тревожности. Средней степенью тревожности отмечены 53,6% детей и низкой степенью — 46,4%.
Семья и детский сад являются воспитательными феноменами, обеспечивающие приобретение ребенком социального опыта. Работа с родителями должна быть организована не просто как передача психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции», позволяющей понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
1.1. Характеристика и особенности процесса адаптации детей в ДОУ
Существует множество подходов к изучению адаптации со стороны медицинских, педагогических, психологических аспектов. Социальная адаптация может выступать как непрерывный коммуникативный процесс, в результате которого ребенок вырабатывает качественно новые способы взаимодействия с социальной действительностью. Социальная адаптация выступает как процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе общения и деятельности. А.В. Запорожец отмечает влияние взрослых как носителей общественного опыта на процесс социальной адаптации ребенка [10]. Автор предполагает, что общение со взрослыми и сверстниками в процессе совместно организованной деятельности способствует активизации эмоциональных переживаний и социальных мотивов ребенка.
Анализ и трактовка понятия социальной адаптации с позиций современных теорий рассматривается в качестве сложного взаимодействия двух взаимноадаптирующихся систем — личности и социальной среды, являющихся субъектом и объектом общественных отношений.
Процесс адаптации у каждого ребенка индивидуален и протекает по-своему. Соответственно, выделяют три вида адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации у ребенка отмечается нормальное самочувствие в детском саду, он способен активно приспосабливаться к новым условиям, а незначительные психофизиологические изменения и сдвиги постепенно нормализуются в течение 10-15 дней.
При адаптации средней тяжести адаптационные сдвиги нормализуются в течение месяца, в течение этого времени у ребенка могут обнаружиться признаки стресса, заболеваний, потеря веса. Походы в ДОУ воспринимаются ребенком достаточно терпимо, без стойких негативных тенденций.
Тяжелая адаптация продолжается в течение месяцев — в этот период ребенок может отказываться от еды, наблюдаются нарушения сна, перепады настроения, отмечается подверженность частым капризам.
На процесс адаптации младших дошкольников особое влияние оказывает новый коллектив сверстников. Формирующаяся потребность в общении вступает в противоречие с отсутствием у ребенка навыков совместной игры, что приводит к частым ссорам и конфликтам между детьми. Подобные негативные впечатления могут служить поводом для отказов ребенка от дальнейшего посещения детского сада. У детей, которые первоначально начинают посещать детский сад с удовольствием, также могут возникнуть трудности: утрачивается эффект новизны, возникают сложности коммуникации. В результате начинают доминировать отрицательные эмоции, происходят перепады в двигательной активности — от заторможенного состояния до уровня гиперактивности [13].
Характер адаптации обусловлен такими важными факторами, как низкий уровень социализации ребенка; наличие трудностей разлуки с родителями; низкие навыки самообслуживания либо полное их отсутствие; особенности высшей нервной системы ребенка; отсутствие опыта регулярного посещения детского сада и т.д. [19].