Детская литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Особенности работы над притчами на уроках литературного чтения в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I.
Психолого-педагогические основы литературного чтения в начальных классах. 5

1.1. Притча
как литературный жанр. 5

1.2. Виды
притч. 7

1.3.
Особенности притч. 9

Выводы по
первой главе. 13

Глава II.
Методические основы изучения притчи на уроках. 14

2.1.
Структура урока при изучении притчи. 14

2.2. Методика
изучения притчи. 15

2.3.
Разработка урока при изучении притчи. 17

Выводы по
второй главе. 20

Заключение  22

  

Введение:

 

Актуальность темы курсовой работы
определяется тем, что в качестве приоритетной линии воспитания подрастающего
поколения Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает
духовно-нравственное становление личности. В концепции духовно-нравственного
развития и воспитания особое внимание уделено решению задач в области
формирования личностной культуры.

Начальная ступень образования – это тот
период, когда формируются ценностные ориентиры, закладывается направленность
личности, ее интересы, склонности. Именно от своевременности и качества этой
работы будет зависеть и личностное, и жизненное самоопределение человека в будущем.

Отражением ценностных ориентаций
человека служат жизненные правила (принципы). Посредством жизненных принципов
человек определяет и переопределяет себя, руководит собою. Младшие школьники
еще не способны самостоятельно формировать свои жизненные принципы. В этом им
помогают взрослые: родители и учителя.

Ребенку легче сориентироваться в
жизненных правилах, опираясь на опыт, уже накопленный поколениями. Знакомить
детей с нравственными правилами следует гибко, с любовью, с опорой на
художественное слово, диалог. Работу необходимо строить в определенной системе,
а успех во многом зависит от выбора методов, которые могут быть различны:
рассказ учителя, беседа на определенную тему или прочитанное произведение,
обсуждение ситуаций.

Впервые с понятием
«добра и зла» младший ребенок знакомится посредством сказки. Именно сказка
заставляет слушателей задуматься, наводит на размышления. Сказки всех народов
мира поучительны и назидательны. Например, сказка «Лиса и журавль» учит тому,
что нужно поступать с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. А
читая сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Перед общеобразовательной школой ставится
задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих
его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно — нравственных
свойств личности школьника.

В данном контексте как универсальный ресурс
духовно-нравственного воспитания можно рассматривать притчу. Притчу можно
использовать для духовно-нравственного воспитания и на уроках русского языка и
литературы, и в системе воспитательной работы, и в работе с родителями. Таким
образом, в процесс духовно-нравственного воспитания вовлекаются ненавязчиво и
дети, и родители.

Притчи — это не просто тексты, не просто
рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена
какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой
закон Мира, в котором мы живём. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи
— это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный
материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать
по Миру осознанно и радостно.

Незаменимы притчи и на уроках, ведь
форма любого урока русского языка и литературы предполагает решение как минимум
двух задач: воспитательной и образовательной. Работа с притчей подходит, как
нельзя лучше для решения задач, стоящих перед учителем.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Психолого-педагогические основы
литературного чтения в начальных классах

1.1. Притча как литературный жанр Любой жанр со временем претерпевает
формальные и содержательные изменения. Относительно устойчивая картина жанров
литературного творчества характеризует лишь короткий отрезок культуры. Затем
она приходит в движение: меняется иерархия жанров, идет активный эксперимент,
затрагивающий их и приводящий в ряде случаев к новой трактовке жанров, введению
в литературную практику как жанров забытых, так и совершенно новых.

По словам В. В. Дементьева, «развитие
языка неверно было бы представлять себе только как «выпрямление» непрямой
коммуникации: если научный и деловой дискурсы подтверждают это положение, то
художественный и обиходно­-бытовой дискурс иллюстрирует скорее то, что
выпрямление есть лишь временный момент в развитии изгиба» [3].

Из небольшого повествовательного
произведения назидательного характера, содержащего религиозное или моральное
поучение в иносказательной (аллегорической) форме, притча преобразовалась в
эпический жанр, в основе которого лежит принцип параболы. Это произошло в веке
ХХ и нашло свое отражение в серии проблемных публикаций в рамках актуальных
исследовательских парадигм. Интерес вызвал феномен художественного сознания в
зеркале притчи и притчи как условной художественной формы.

С позиций когнитивного подхода внимание
привлекла притча в контексте религиозной когнитологии. Не была обойдена
вниманием притча в семиологических исследованиях: исследовались ее
архетипические корни, ее функции в музыкальном и драматическом театре, ее
инициационные функции. Психология, психолингвистика и социолингвистика
интересовались притчей с позиций потенциальных и реальных возможностей ее
использования в психологической поддержке, мотивации и профориентации [2–6].

В парадигме исследования речевых жанров
притча вызвала пока фрагментарный интерес. Укажем на две работы, которые были
целевым образом написаны в названной парадигме: статья Е. Ю. Балашовой,
посвященная евангельской притче, и статья С. Г. Воркачева, посвященная притче в
произведениях А. Платонова. По мнению Е. Ю. Балашовой, жанр евангельской притчи
является неотъемлемой частью системы жанров и в то же время представляет собой
своеобразный подтип, занимающий промежуточное положение между первичными и
вторичными религиозными жанрами.

Таким образом, исследование жанра притчи
вносит существенный вклад в изучение жанровых образцов религиозного дискурса, а
также его жанровой специфики в целом.

Е. Ю. Балашова предлагает
лингвофилософский анализ евангельской притчи о неводе на материале русскоязычного
и англоязычного Нового Завета, а также анализ православных и протестантских
толкований упомянутой притчи [2].

С. Г. Воркачев же сосредоточил свое
внимание на оппозиции утопии притче. По его словам, юродивость, профетичность,
иносказательность – это те признаки, которые сегодня в большей мере выступают
жанровыми признаками именно притчи. Наставления заимствуются из подобий
окружающей природе или из обыкновенной жизни человеческой. В притче­повести или
в притче­романе реализуется попытка автора заставить читателя поиному взглянуть
на жизнь и усвоить совершенно новый подход, способный изменить то, как мы живем
[3-5].

При всем том, что исследование притчи
носит не единичный характер, когда читаешь вышеупомянутые работы, остается
впечатление недосказанности. Недосказанность о притче как современном жанре
литературы подсказывает актуальность обращения к ней как пока не исчерпанной до
конца теме исследования. 1.2. Виды притч

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы