Теория и методика обучения изобразительному искусству Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности работы над пейзажем на уроках изобразительного искусства в 6 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Знакомство с пейзажем на уроках изобразительного искусства в основной школе 6

1.1. Сущность понятия «пейзаж» 6

1.2. Пейзаж на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе 10

Глава 2. Анализ работы над пейзажем на уроках изобразительного искусства в 6 классе 13

2.1. Обучение школьников пейзажу на уроках изобразительного искусства в 6 классе 13

2.2. Методические советы по обучению учащихся 6-х классов рисованию пейзажа в цвете 18

Заключение 26

Список использованной литературы 27

  

Введение:

 

Актуальность работы. Живописные возможности пейзажа привлекали художников всего мира своей свободой в выражении собственных мыслей, чувств, стремлений, эстетических переживаний.

Пейзажная живопись и поныне пользуется популярностью у художников, так как позволяет проявить свой индивидуальный почерк свое отношение к миру, свой опыт познания реальности. Пейзаж способен влиять на эмоции человека, на его ум и сердце.

В широком смысле пейзаж – это один из распространенных видов живописи, в узком – художественное изображение природы на плоскости посредством цветных материалов.

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер рисунки со сценами охоты и сюжетами из животноводства (перегона стад). «В культурном наследии мира пейзаж как живописный жанр появляется в европейском искусстве, несмотря на существование древнекитайской традиции и ее влияние на художественные процессы. Произведения европейских мастеров XVII-XVIII вв. – неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж. Кульминационным моментом становления пейзажного жанра в конце XIX в. становятся работы импрессионистов и постимпрессионистов».

Каждый художник видит природу по-своему, и для того, чтобы разобраться во множестве взглядов, выделяют некоторые виды пейзажа. Соколинский В. М. систематизировал основные типы (виды) и их разновидности: классический пейзаж, исторический, барочный, морской, романический, импрессионистический, военный, городской, архитектурный, парковый, индустриальный, деревенский, сельский, идиллический, пейзаж настроения, эпический, национальный, лирический, сюжетный, панорамный, символический, монументальный, декоративный, экспрессивный, пейзаж примитивистов, пейзаж сострадания, и т.д.

В школьной программе уделяется большое внимание теме «пейзаж». Ведущие педагоги изобразительного искусства, такие как Неменский Б. М., Шпикалова Т. Я., Кузин В. С. создали свои учебные программы, где они в разной степени уделяют внимание живописи пейзажа. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. главной целью является «формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства». В программе Шпикаловой Т. Я. основной целью является развитие «визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира». Рабочая программа Кузина В. С. направлена на «развитие образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности».

Во всех трех программах уделяется место живописанию пейзажа, но в рабочей программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б. М. отводится большее количество часов на развитие живописных навыков средствами пейзажа.

Объект исследования – процесс работы над пейзажем.

Предмет исследования – уроки изобразительного искусства в 6 классе.

Цель исследования – изучить особенности работы над пейзажем на уроках изобразительного искусства в 6 классе.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность понятия «пейзаж»;

2. изучить пейзаж на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;

3. проанализировать особенности обучения школьников пейзажу на уроках изобразительного искусства в 6 классе;

4. дать методические советы по обучению учащихся 6-х классов рисованию пейзажа в цвете.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что живописный пейзаж сложен для восприятия ученика и требует знаний перспективы, светотеневой моделировки, композиции, цветоведения, а также опыт владения техниками и красками.

При обучении важно донести до школьника, что все многообразие природных элементов нужно обобщать, группировать в единый образ, подчинять главному в работе, для того чтобы не было ощущения дробности. Ученик должен задумываться о том, какое состояние природы он пишет, какое время года и суток пытается отразить. Изображение природы в школе развивает наблюдательность, зрительную память, умение видеть форму, цвет, отношения предметов друг к другу, их пространственное положение. Также пейзаж способен укрепить знания в области перспективы, композиции, светотеневой моделировки.

Пейзаж, как жанр изобразительного искусства, может открыть все цветовое разнообразие окружающего мира, он помогает ученику вглядеться в природу, вступить с ней в контакт и, обобщая, выделить главное и второстепенное в работе. Школьник, благодаря работе над пейзажем, может увидеть красоту там, где ее, казалось бы, и нет: кривые березки, покосившийся забор, размытая дорога – все это и многое другое имеет свою красоту.

Так ученик посредством пейзажа учиться глубже всматриваться в явления окружающего мира, проникается природой родного края. Эти особенности позволяют осуществлять эстетическую, воспитательную, образовательную функции при обучении подрастающего поколения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Знакомство с пейзажем на уроках изобразительного искусства в основной школе

1.1. Сущность понятия «пейзаж»

Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком. Представление о пейзаже, которое актуально на сегодняшний день, формировалось не в одночасье. Для этого потребовался длительный временной период, в течение которого развивались и усовершенствовались художественные приемы и техники. Ключевыми понятиями данного жанра являются понятия передачи света, воздушной среды, передачи состояния атмосферы, а также теория построения перспективы. В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными. Пейзаж может выступать не как самостоятельный жанр, а как отдельный прием в любом другом жанре живописи, графики или декоративно-прикладного искусства. Дошедшие до наших дней труды великих мастеров представляют особую ценность, как культурную, так и историческую.

Пейзаж – это живописный жанр, предметом которого являются природные, сельские и городские ландшафты, а также атмосферные явления. Люди и животные тоже могут появляться в пейзажах, но их роль второстепенна: они «захвачены» кистью творца, поскольку оказались частью изображаемой реальности. Иногда это вообще не более чем стаффаж – фигуры, которые оживляют местность.

Пейзаж многолик в живописи. В этом жанре создано множество бессмертных шедевров. Пейзажисты переносят на холсты леса и моря, грозы и радугу, архитектуру и даже просторы космоса. Иногда они заглядывают в прошлое, а иногда в будущее. Часто отражают реальность, нередко дают волю фантазии, а порой переливают в краски свое настроение.

Пейзажная живопись – это молодой жанр. В качестве самостоятельной живописной ветви в европейском искусстве он начал оформляться только в XV столетии, а зрелости достиг в XVII-XVIII веках. Пейзажные мотивы встречались на античных фресках, но в эпоху Средневековья развитие традиций античности прервалось. Иногда ландшафтные детали появлялись в средневековых рукописях, но только как элемент среды обитания человека.

Крупным прорывом стало создание братьями Лимбург «Великолепного часослова герцога Беррийского». Его наполняют изображения сельской местности в разные времена года. Иллюстрации написаны в духе интернациональной готики – переходного стиля, предшествовавшего Проторенессансу и Ренессансу.

В эпоху Возрождения мастера начинают все больше уделять внимания природным мотивам, впрочем, все еще используя их в качестве фона. Но росло мастерство, повышалась реалистичность, усиливалась проработка деталей. Ландшафт все чаще становится не просто дополнением, а значимым элементом композиции. Примером может служить знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Совершенствовалась техника, изучались законы перспективы, композиции, светотени. Все это открывало новые возможности для изображения окружающего мира.

Природа многолика, и искусство отображает все ее многообразие. На полотнах предстают водопады, леса и реки, горы и озера, моря и небо, луга и океаны, поля и города. В XX столетии живописцы-пейзажисты обратились даже к космической тематике, отражающей и реалистическое, и фантастическое представление о глубинах Вселенной.

Разнообразие тем привело к выделению пейзажных поджанров: Природный пейзаж. В центре внимания художников – местности, нетронутые цивилизацией, смена времен года, а также всевозможные естественные явления – от летнего дождика до извержения вулкана. Парковый (или усадебный) – отображение облагороженного ландшафта, которого коснулась рука человека. Образы, как правило, носили идиллический характер. Морской (марина). Разновидность природного, даже получившая собственное название. Авторов, вдохновленных морем, называют маринистами. Сначала марины писали со стаффажем (кораблями), но в XIX веке живописцы-маринисты сосредоточились на красоте волн. Сельский. Этот поджанр возник в рамках пасторалей, приверженцы которых воспевали гармоничную жизнь на лоне природы без горестей и забот. Но постепенно и в сельские образы вторгается реализм. Городской. Предметом внимания художника-пейзажиста являются архитектура, урбанистика. В работах предстают силуэты городов, руин, а с конца XIX века – и индустриальные сооружения. Космический. Сравнительно недавно выделившийся подвид. К нему относятся и вполне реалистичные изображения, основанные на знаниях, полученных в результате развития космонавтики, и фантастические, и даже астрально-эзотерические (они превратились в визитную карточку целого направления – русских космистов).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы