Курсовая с практикой на тему Особенности психологической работы с родителями ребенка, переживающих кризис 3х лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 5
1.1. Понятие возрастного кризиса 5
1.2. Характеристика кризиса трехлетнего возраста 8
1.3. Психологическая помощь родителям детей, переживающих кризис трех лет 10
Выводы по первой главе 13
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы исследования 15
2.1. Методы и методики исследования 15
2.2. Результаты исследования 17
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список используемой литературы 27
Приложение 1 30
Введение:
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется поиском новейших подходов в педагогической теории и практике. Современная система образования предполагает, что особое внимание требует развитие ребенка трехлетнего возраста как формирующейся личности, усвоение им всего разнообразия достижений общества и способности использовать приобретенные знания, умения и навыки в самостоятельной познавательной и творческой деятельности, требующего конструктивного разрешения кризиса трех лет.
Одной из основных проблем сегодняшнего дня на этапе возрастного кризиса является создание условий для своевременного полноценного физического, психического и духовного развития каждого ребенка раннего возраста, формирование его жизненных компетентностей. В этой связи одна из главных задач психологической работы с родителями состоит в том, чтобы создать условия для самостоятельного развития ребенка, проявления его личностного потенциала.
Проблема возрастного кризиса на этапе раннего детства находится в центре внимания многих ученых, как психологов (Л. Венгер, А. Запорожец, В. Зинченко, Е. Игнатьев, В. Мухина), так и педагогов (В. Аванесова, М. Поддьяков, О. Усова, Е. Флерина). Значение возрастного кризиса на этапе раннего детства сложно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для усовершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Однако вопрос психологической работы с родителями ребенка, переживающего кризис трех лет, остается раскрытым не до конца. Этим и обусловлена актуальность темы данного исследования.
Цель работы состоит в выявлении представлений родителей о воспитании самостоятельности как основного проявления кризиса у детей раннего возраста.
Объект исследования – кризис трех лет у детей раннего возраста.
Предмет исследования ‒ особенности психологической работы с родителями ребенка, переживающего кризис трех лет.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психологическая работа с родителями ребенка, переживающего кризис трех лет, будет способствовать более легкому протеканию криза и развитию ребенка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия возрастного кризиса.
2. Дать характеристику кризиса трехлетнего возраста.
3. Описать особенности психологической помощи родителям детей, переживающих кризис трех лет.
4. Провести экспериментальное изучение проблемы исследования.
Методы исследования:
‒ анализ литературы по теме исследования;
‒ синтез и обобщение;
‒ анкетирование.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Возрастные кризисы – особенные, переходные периоды развития человека, характеризующиеся психологическими изменениями. В современной науке не выработан единый взгляд на возрастные кризисы. Одни исследователи считают их ненормальным, болезненным явлением, результатом неправильного воспитания, другие – видят в кризисах конструктивную функцию, считая их закономерным, неизбежным явлением. Возрастной кризис является естественным явлением, поскольку в течение жизни его переживают все люди. По своей сути, он является внутренним конфликтом относительно жизни, ее смысла, главных целей и путей их достижения.
Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Возрастной кризис вызревает внутри личности, наступление его приводит к тому, насколько человек усвоил все, что необходимо было овладеть на определенном этапе. Это своего рода переломные моменты, в ходе которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего «я» и отношений с окружающими. Одним из таких моментов есть кризис трех лет. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Ребёнок начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет.
Важнейшим проявлением кризиса в данный возрастной период является стремление ребенка к самостоятельности, что не всегда понятно родителям. Как показало проведенное исследование, родители в своем большинстве имеют адекватное представление о самостоятельности у детей, однако некоторые родители неправильно понимают самостоятельность детей, выполняют за них действия, которые дети могут сделать самостоятельно, поскольку считают их слишком маленькими, дают минимум поручений, либо не дают вовсе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1. Понятие возрастного кризиса
Среди психологов нет однозначности в оценке актуальности кризисных периодов развития личности. Одни ученые-исследователи считают это ненормальным явлением, результатом неправильного воспитания личности. Остальные видят в возрастных кризисах конструктивную функцию для личности. К примеру, ученый Л.С. Выготский рассматривает чередование кризисных и стабильных периодов человеческого жизненного пути как закон психологического развития личности. По его мнению, в критические периоды не прекращается конструктивная работа индивида, а разрушительная деятельность вызвана потребностью в развитии новых свойств и черт. Поэтому переход к высшей возрастной фазе часто вызывает замедление темпов психического развития. Однако кризисные явления в человеческой жизни связываются не только с психическим, но и социальным развитием личности. Поэтому содержание понятий «психологический возраст» и «социальный возраст» не всегда совпадают. Возможны случаи, когда личность соответствует своему психологическому возрасту, а в плане психосоциальной зрелости инфантильна (В.С. Ларцев, 2012, с.102).
Понятия «жизненный возрастной кризис личности», «критические жизненные ситуации личности», «возрастной кризис личности» часто используются в современной научной литературе. Само понятие «возрастной кризис личности» означает, что он порождается вопросом, который возник перед индивидом и которого он не может избежать и не может решить за короткое время и привычным способом. «Жизненный возрастной кризис личности» – «феномен внутреннего мира индивида, проявляющийся в разных формах переживания непродуктивности своего жизненного пути» (Л.А. Орбан-Лембрик, 2003, с. 55). Жизненный возрастной кризис личности является поворотным пунктом жизненного пути, возникающего в ситуации невозможности реализации сложившегося жизненного замысла.
Существуют разные взгляды на природу возникновения жизненного возрастного кризиса личности. Некоторые ученые считают, что «жизненный возрастной кризис возникает как эмоциональная реакция человеческого индивида на угрожающую ситуацию, когда возникают существенные препятствия в процессе достижения жизненно важных целей, которые невозможно преодолеть привычным способом» (В.Р. Цияев, 2013, с. 19). Возрастной кризис, по мнению других ученых, может возникнуть и в условиях, которые внешне выглядят как вполне спокойно (Г. Крайг, 2003, с. 162).
Однако существуют некоторые ситуации, которые являются кризисными для всех или большинства людей. К таким относятся: поступление в детский сад, в школу, подростковый возраст, окончание школы, начало трудовой деятельности, рождение ребенка в семье, выход на пенсию пр. Такие ситуации, изменяясь на протяжении жизненного пути человека, определяются как возрастные кризисы развития, в отличие от случайных кризисов: безработицы, стихийного бедствия, инвалидности, эмиграции. Последствия возрастных кризисов могут быть разными, как отрицательные, так и положительные. В конце концов, «возрастной кризис возникает одновременно и как угроза для личности, и как возможность для роста» (Г.А. Люблинская, 1974, с. 89).
Главный симптом приближения к нормальному возрастному кризису личности – это психическое насыщение ведущей деятельностью. Например, в дошкольном возрасте такой деятельностью является игра, в младшем школьном возрасте – учебная деятельность, в подростковом – интимно личностное общение. Именно ведущая деятельность обеспечивает возможности для дальнейшего развития личности, и, если возрастная детерминанта исчерпана и в пределах имеющейся ведущей деятельности не создаются благоприятные условия для роста, возрастной кризис личности становится неизбежным (О.В. Скрипченко, 2001, с. 94).
Наибольший вклад в изучение критических периодов в раннем детском возрасте внес известный ученый Л. Выготский (Л.С. Выготский, 2019). Он вводит понятие о двух типах возрастных периодов (возрасте) – критический и стабильный. В относительно стабильном периоде ребенок раннего возраста развивается в основном в результате микроскопических изменений его личности, которые накапливаются до определенного уровня, а затем в результате скачка появляется определенное возрастное новообразование. Стабильные периоды исследованы существенно полнее, чем критические. В период возрастного кризиса развитие приобретает стремительный, часто катастрофический характер, который ученый сравнивает с революционными изменениями.
Стабильный период личности в основном характеризуется гармонией между социальной средой и отношением ребенка к ней, критический – дисгармонией, противоречием. Развитие в стабильный период способствует развитию новой структуры личности – новообразования. Это нарушает гармонию между ребенком и окружающей социальной средой. Возникает противоречие, свидетельствующее о том, что подрастающая личность перерастает способ своего существования. Она стремится перейти на следующую возрастную ступень, а социальные условия удерживают ее на предыдущей стадии, и возникает возрастной кризис. Переломные, критические периоды в жизни ребенка (возрастной кризис) обусловлены внутренней логикой самого процесса развития. Л.С. Выготский выделил пять периодов: