Курсовая с практикой на тему Особенности психологической помощи детям в возрасте 6-7 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы мышления детей 6-7 лет. 6
1.1 Особенности
умственного и эмоционального развития детей 6-7 лет 6
1.2 Методика
наблюдения за психическим развитием детей 6-7 лет. 12
Глава
2. Исследование личностных и
интеллектуальных качеств детей 17
2.1
Диагностика уровня тревожности дошкольников 6-7 лет. 17
2.2
Программа коррекции тревожности у детей 6-7 лет средствами игровой терапии. 20
2.3 Анализ
результативности программы.. 24
Заключение. 26
Список
литературы.. 28
Приложение 1
— Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 30
Приложение 2 — Образец протокола. 32
Введение:
Актуальность исследования. В возрасте 6-7 лет дошкольный этап
развития малыша подходит к концу. Родителей беспокоят новые вопросы: готов ли
их ребенок к школе, управится ли он с учебными планами, как будут формироваться
его взаимоотношения в новой команде?
Проблема
психологической готовности школьного образования требует сложного подхода. Но
большинство родителей, конечно, воображают, что важным моментом является
искусство действовать по правилам, вслушиваться к наставлениям и подавлять свои
нервные порывы. И, на первый взгляд, ребенок мало-помалу достигает необходимого
уровня эмоционального развития. В возрасте шести или семи лет у него уже была
нормализованная система отношений с родителями и прочими членами семьи. Эти
отношения регулируются кое-какими известными предписаниями и правилами. У
ребенка есть обусловленные требования, к которым он привык выполнять свои
обязанности (повседневная жизнь, минимальная помощь родителям по дому,
собственная гигиена и др.) у малыша есть независимое время.
Впрочем, в какой-то момент родители сталкиваются
с тем, что их дети, как будто были заменены. Ребенок становится непослушным,
капризным, раздражительным. Он часто конфликтует со взрослыми, отрицательно
относится к ранее проделанным требованиям. Например, возвратившись на летние
каникулы, родители замечают, что их сын перестал отвечать на их
слова-напоминание про то, что пора ужинать, спать и так далее. Впоследствии он
стал препираться с ними, выступать против них, нарушая определенный порядок
дня, становясь скучноватым и капризным. Впрочем, с позиции психологии все
наоборот.
Родители
сталкиваются с естественным и необходимым шагом развития ребенка, который
испытывает очередной переломный период. Это психологическое пространство
кризиса, область, в какой ребенок испытывает новые способности. Однако ради
того, чтобы понять, что значит работать по правилам, необходимо первоначально
дать ребенку увидеть такое правило, отделить его от всей ситуации. Это как раз
то, что происходит. Естественно, что дети начинают выделять правила, которые
они не устанавливают, и их первая реакция-это нарушение правил.
важность вопроса взросления есть о всех
географических и скоротечных направлениях. Мы еще раз подчеркнем, что симптомы
сложного роста являются типичными для старших дошкольников, и родители обязаны
помнить об этом.
Объектом этой
курсовой работы являются дети 6-7 лет.
Предметом
особенности психологической помощи детям
Цель — определить
психологические особенности детей 6-7 лет и предложить направления деятельности
специалиста психологической помощи.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности умственного и эмоционального
развития детей 6-7 лет
2. Исследовать характерные личностные и
интеллектуальные качества детей 6-7 лет
3. Проанализировать практические проблемы
характерные 6-7 летнему возрасту дошкольников
4. Разработать программу занятия специалиста для
работы с детьми 6-7 лет
Степень
разработанности. Объем литературы по выбранной теме является довольно
значительным. Он охватывает труды, посвященные исследованию психолого-педагогической
диагностике поведения детей дошкольного возраста авторов Артемьевой Т., Балиной
Т., Белолуцкой А., Винникотт, Д.В., Выготского Л. С., Конрад, фон Ланге и
других.
Труды посвящённые изучению особенности интеллекта
ребенка в работах Лохова М.И., Алиса Миллера, . Доналдсона Маргарет т.д.
Труды, посвященные аналитике природы тревожности
детей авторов Арефьева, Т. А., Астапов, В. М.
Анализ научных работ, посвященных психологическому
воспитанию личности, позволяет сделать вывод, что этот феномен с каждым годом
привлекает все больше исследователей. Причем, они единодушно рассматривают
период взросления 6-7 лет как переломный момент в сознании ребенка и отмечают
необходимость профессионального влияния для полноценного развития личности,
однако трудов, посвященных методическим рекомендациям относительно деятельности
специалистов в этой области, насчитывается не много, что еще раз подтверждает
теоретическую значимость данной работы.
Методы
исследования. Для достижения поставленной цели и решения определенных задач
использован комплекс методов исследования, в частности:
теоретические — анализ философской, социологической,
психолого-педагогической литературы для разработки теоретических основ
исследования; методы системного анализа в процессе определения и обоснования
психолого-педагогических условий комплексного воспитания детей в период кризиса
6-7 лет; изучение и обобщение опыта высших психолого-педагогических учебных
заведений по вопросам особенностей психологической помощи детям 6-7 лет;
эмпирические — целенаправленные наблюдение, опрос,
тестирование, беседы, изучение результатов деятельности детей; элементы
опытно-экспериментальной работы с целью выявления путей эффективной организации
работы специалистов в процессе психолого-педагогической работы с детьми.
Структура
курсовой работы. Структура и объём работы определены логикой научного
исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка используемой литературы.
Заключение:
Глава 1. Теоретические основы мышления детей 6-7 лет
1.1 Особенности умственного и эмоционального развития
детей 6-7 лет
К концу
дошкольного возраста ребенок уже в каком-то смысле человек. Он прекрасно знает
свою гендерную идентичность и находит свое место в пространстве и времени. Он
уже ориентирован на семью и родство и способен строить отношения со взрослыми и
сверстниками: обладает способностью к самоконтролю, способен подчиняться
окружающей среде и не гибок в своих желаниях. [7,12] У таких детей развилось
рефлексивное мышление. Самым важным достижением в развитии личности ребенка
является то, что чувство "я должен" превосходит мотивацию "я
хочу". Мотивационная готовность учиться в школе особенно важна к концу
дошкольного возраста.
Одним из важнейших достижений подготовки дошкольников
является психологическая поддержка детей к школе. И.Ю. Кулашна выделила два
аспекта психологической готовности-личностную (мотивационную) и
интеллектуальную готовность школы. Оба эти аспекта важны для успешной
образовательной деятельности ребенка, для его ранней адаптации к новым
условиям, безболезненного входа в новую систему отношений.
На физиологическом уровне это состояние кризиса
связано с очень интенсивным биологическим созреванием всего организма ребенка.
В возрасте семи лет созревание нашей передней части мозга завершается, именно
поэтому вы можете более сознательно выполнять каждое действие и планировать
работу. [4, 36]
В возрасте шести-семи лет подвижность детских нервных
процессов пропорционально увеличивается, но процесс возбуждения все же
преобладает. Последнее в свою очередь определяет такие особенности у детей, как
наличие беспокойства, особо повышенная эмоциональная возбудимость. Ребенок как
бы открыт для воздействия на него неблагоприятных факторов. При этом, можно
утверждать, что меняется уровень нейропсихологической реакции каждого ребенка
на различные "опасности". [18,142 г.]
Поэтому, если дошкольник вдруг заболевает по
какой-либо причине, у него вполне может быть психомоторное возбуждение,
судороги и даже заикание. Дошкольный возраст ребенка характеризуется так же
повышенной общей эмоциональной возбудимостью, а именно симптомами и фобиями,
проявлениями агрессии, злости или негатива. Появление новых возможностей и
"внутренней позиции ученика" ребенка.
Семилетний ребенок теряет, прежде всего, некую детскую
спонтанность. Поведение дошкольника не всегда открыто и понятно окружающим.
Когда дошкольник попадает в кризис, как правило неопытные наблюдатели замечают,
что ребенок вдруг внезапно теряет наивность и спонтанность в его поведении по отношению
к окружающим. [15,54] Что же скрывается под впечатлением наивности и
спонтанности поведения ребенка до семилетнего кризиса? Наивность и спонтанность
означают, что ребенок внешне и внутри один и тот же. Утрата непосредственности
в свою очередь означает привнесение в действия ребенка интеллектуального
момента, вклинившегося между его переживанием и непосредственным действием.
Поведение младшего школьника в некоторых ситуациях уже может показаться
искусственным и натянутым, и во всех его проявлениях не так ясно, как например в
дошкольном возрасте (конфликт «хочу» — «надо»). [1,86]
Таким образом, важнейшей особенностью семилетнего
кризиса можно назвать начало процесса дифференциации внутренней и внешней
сторон личности определенного ребенка, что порождает много новых и неведомых
для него переживаний.
Есть некоторые важные особенности переживаний детей в
этот период:
— Опыт ребенка вдруг приобретает значение, иными
словами ребенок начинает понимать, что значит "я счастлив", "я
расстроен", "я зол", "я здоров", у него вдруг
появляется осмысленная ориентация на собственный опыт.
— В этом возрасте происходит первые случаи обобщение
опыта. Так сто если ситуация с ребенком случалась много раз, ребенок сам поймет
и на этой основе он уже будет формироваться отношение к себе, личным успехам и
позициям других.
— Понимание опыта так же может создать острую борьбу
между его переживаниями.
— Противоречия в личном опыте и трудности в выборе
вполне могут усугубить внутреннюю напряженность.
— Очень часто опыт ребенка является прямым следствием каких-то
новых, сложных или неприятных жизненных ситуаций.
Обобщение — переживания- это особый момент в развитии
ребенка. Поведение детей уже не завораживает как раньше, на него действия
влияет представление о его собственных способностях. Появляется самолюбие и некое
чувство собственного достоинства. Дошкольники любят себя, но вот самолюбия
(например, обобщенного отношения к себе, которое остается неизменным в
различных ситуациях), самооценки, обобщенного отношения к другим и понимания их
ценности у детей в этом возрасте еще нет.
Семилетний
кризис в свою очередь, был вызван также появлением новой системы получения образования,
являющейся ядром самой личности, известной в психологии как "внутренняя
позиция ученика". Это самое новообразование происходит не моментально. Как
оказалось, обнаружилась следующая последовательность: в возрасте пяти-семи лет почти
все дети начинают мечтать о школе, и в то же время их привлекают дотаточно "серьезные"
вещи, конечно, ведь они покидают детский сад и наступает пора обремененности
обществом младших дошкольников. [13,76] Дети должны приобрести новые знания,
которые в свою очередь могут быть реализованы после зачисления ребенка на
обучение в школу. Но обычно происходит следующее: ребенок, у которого уже
сформировалась личная позиция ученика, в силу определенных обстоятельств еще
некоторое время не ходит в школу. Но фактическое положение ребенка перед
«дошколькой» и отношение к нему
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы мышления детей 6-7 лет
1.1 Особенности умственного и эмоционального развития
детей 6-7 лет
К концу
дошкольного возраста ребенок уже в каком-то смысле человек. Он прекрасно знает
свою гендерную идентичность и находит свое место в пространстве и времени. Он
уже ориентирован на семью и родство и способен строить отношения со взрослыми и
сверстниками: обладает способностью к самоконтролю, способен подчиняться
окружающей среде и не гибок в своих желаниях. [7,12] У таких детей развилось
рефлексивное мышление. Самым важным достижением в развитии личности ребенка
является то, что чувство "я должен" превосходит мотивацию "я
хочу". Мотивационная готовность учиться в школе особенно важна к концу
дошкольного возраста.
Одним из важнейших достижений подготовки дошкольников
является психологическая поддержка детей к школе. И.Ю. Кулашна выделила два
аспекта психологической готовности-личностную (мотивационную) и
интеллектуальную готовность школы. Оба эти аспекта важны для успешной
образовательной деятельности ребенка, для его ранней адаптации к новым
условиям, безболезненного входа в новую систему отношений.
На физиологическом уровне это состояние кризиса
связано с очень интенсивным биологическим созреванием всего организма ребенка.
В возрасте семи лет созревание нашей передней части мозга завершается, именно
поэтому вы можете более сознательно выполнять каждое действие и планировать
работу. [4, 36]
В возрасте шести-семи лет подвижность детских нервных
процессов пропорционально увеличивается, но процесс возбуждения все же
преобладает. Последнее в свою очередь определяет такие особенности у детей, как
наличие беспокойства, особо повышенная эмоциональная возбудимость. Ребенок как
бы открыт для воздействия на него неблагоприятных факторов. При этом, можно
утверждать, что меняется уровень нейропсихологической реакции каждого ребенка
на различные "опасности". [18,142 г.]
Поэтому, если дошкольник вдруг заболевает по
какой-либо причине, у него вполне может быть психомоторное возбуждение,
судороги и даже заикание. Дошкольный возраст ребенка характеризуется так же
повышенной общей эмоциональной возбудимостью, а именно симптомами и фобиями,
проявлениями агрессии, злости или негатива. Появление новых возможностей и
"внутренней позиции ученика" ребенка.
Семилетний ребенок теряет, прежде всего, некую детскую
спонтанность. Поведение дошкольника не всегда открыто и понятно окружающим.
Когда дошкольник попадает в кризис, как правило неопытные наблюдатели замечают,
что ребенок вдруг внезапно теряет наивность и спонтанность в его поведении по отношению
к окружающим. [15,54] Что же скрывается под впечатлением наивности и
спонтанности поведения ребенка до семилетнего кризиса? Наивность и спонтанность
означают, что ребенок внешне и внутри один и тот же. Утрата непосредственности
в свою очередь означает привнесение в действия ребенка интеллектуального
момента, вклинившегося между его переживанием и непосредственным действием.
Поведение младшего школьника в некоторых ситуациях уже может показаться
искусственным и натянутым, и во всех его проявлениях не так ясно, как например в
дошкольном возрасте (конфликт «хочу» — «надо»). [1,86]
Таким образом, важнейшей особенностью семилетнего
кризиса можно назвать начало процесса дифференциации внутренней и внешней
сторон личности определенного ребенка, что порождает много новых и неведомых
для него переживаний.
Есть некоторые важные особенности переживаний детей в
этот период:
— Опыт ребенка вдруг приобретает значение, иными
словами ребенок начинает понимать, что значит "я счастлив", "я
расстроен", "я зол", "я здоров", у него вдруг
появляется осмысленная ориентация на собственный опыт.
— В этом возрасте происходит первые случаи обобщение
опыта. Так сто если ситуация с ребенком случалась много раз, ребенок сам поймет
и на этой основе он уже будет формироваться отношение к себе, личным успехам и
позициям других.
— Понимание опыта так же может создать острую борьбу
между его переживаниями.
— Противоречия в личном опыте и трудности в выборе
вполне могут усугубить внутреннюю напряженность.
— Очень часто опыт ребенка является прямым следствием каких-то
новых, сложных или неприятных жизненных ситуаций.
Обобщение — переживания- это особый момент в развитии
ребенка. Поведение детей уже не завораживает как раньше, на него действия
влияет представление о его собственных способностях. Появляется самолюбие и некое
чувство собственного достоинства. Дошкольники любят себя, но вот самолюбия
(например, обобщенного отношения к себе, которое остается неизменным в
различных ситуациях), самооценки, обобщенного отношения к другим и понимания их
ценности у детей в этом возрасте еще нет.
Семилетний
кризис в свою очередь, был вызван также появлением новой системы получения образования,
являющейся ядром самой личности, известной в психологии как "внутренняя
позиция ученика". Это самое новообразование происходит не моментально. Как
оказалось, обнаружилась следующая последовательность: в возрасте пяти-семи лет почти
все дети начинают мечтать о школе, и в то же время их привлекают дотаточно "серьезные"
вещи, конечно, ведь они покидают детский сад и наступает пора обремененности
обществом младших дошкольников. [13,76] Дети должны приобрести новые знания,
которые в свою очередь могут быть реализованы после зачисления ребенка на
обучение в школу. Но обычно происходит следующее: ребенок, у которого уже
сформировалась личная позиция ученика, в силу определенных обстоятельств еще
некоторое время не ходит в школу. Но фактическое положение ребенка перед
«дошколькой» и отношение к нему