Курсовая с практикой на тему Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 5
1.1 Психологическая готовность к школе как системная категория 5
1.2 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 8
1.3 Определяющая роль мотивации и произвольности в психологической готовности к школьному обучению 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ 16
2.1 Процедура и методы практического исследования психологической готовности детей к обучению в школе 16
2.2 Анализ полученных результатов и выводы 20
2.3 Рекомендации и предложения по совершенствованию системы психологической готовности ребенка к школе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Проблематика личностно-психического развития и диагностики у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем психологии развития как в отечественной, так и в зарубежной науке. Актуальность вопросов готовности ребенка к школьному обучению определяется тем важным моментом, который происходит в жизни ребенка в связи с изменением его социального статуса. Поступление в школу — это переломный момент в жизни каждого ребенка и данному аспекту должно уделяться особое внимание.
Готовность ребенка к обучению в школе в равной мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. При этом необходимо понимать, что это не разные виды готовности к школе, а это целостное образование, которое отражает индивидуальный уровень развития ребенка к началу обучения в школе. Указанными выше положениями определяется актуальность и практическая направленность настоящего исследования.
Цель работы – анализ формирования особенностей психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Поставленная цель определила постановку и конкретизацию следующих задач исследования:
1. Проанализировать основные характеристики психологической готовности к школе как системной категории.
2. Определить основные психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить роль мотивации и произвольности в психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
4. Провести практическое исследование по определению психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению и сформулировать рекомендации по совершенствованию системы психологической готовности к школе.
Объект исследования – основные характеристики готовности ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования – психологическая готовность к школьному обучению и развитие ее компонентов.
Теоретико-методологической основой работы являются исследования таких психологов и педагогов, уделявших внимание проблемам психологической готовности к школьному обучению как Л.А. Венгер, М.И. Лисина, В.К. Котырло, А.К. Маркова, Н.В. Нижегородцева и др.
В работе были использованы следующие методы:
1) метод теоретического анализа;
2) метод наблюдения;
3) методы тестирования.
Методологическая основа настоящей работы базируется на ведущем принципе отечественной психологии – принципе единства сознания и деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Гипотеза работы заключается в том, что комплексный системный подход в подготовке детей к школе обеспечивает успешность начального этапа обучения в школе.
Практическая значимость работы состоит в возможности разработки и внедрения психолого-педагогической программы по развитию психологических компонентов готовности ребенка 6-7 лет к школьному обучению.
Заключение:
В последние годы проблематика психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе представляется одной из важнейших в психолого-педагогических исследованиях. В условиях современной реальности и само школьное образование переживает радикальные изменения. При этом одним из важнейших составляющих педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход. А поэтому эффективность и результативность образовательного процесса в значительной степени детерминируется тем, на сколько готов ребенок к обучению в школе.
Психологическая готовность к обучению в школе старшего дошкольника предполагает, что у ребенка должен быть сформирован определенный уровень самосознания и самооценки, сформирована внутренняя позиция школьника как база для дальнейшего эффективного обучения.
Будущий первоклассник должен знать необходимые правила и нормы поведения в школе, уметь адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности. В последнее время незначительно увеличивается количество неподготовленных к школе детей, которые не способны справиться со школьной нагрузкой, все это может привести к школьной дезадаптации в дальнейшем.
Проведенное нами исследование состояло из двух частей – теоретического анализа проблемы и эмпирического изучения школьной готовности старших дошкольников.
В теоретической части работы мы рассмотрели основные подходы к исследованию готовности детей к школьному обучению. Теоретико-методологический анализ позволил выделить представление о школьной готовности, которое мы взяли за основу в нашем исследовании. Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, имеющих практическое значение.
Один из выводов касается многосторонности психологической готовности к школе. В диагностике школьной готовности необходимо использовать методику, позволяющую оценить устойчивость школьной готовности детей. Другой важный практический вывод касается развивающей работы, направленной на формирование школьной готовности. Эта работа должна содействовать развитию готовности к школе.
Результаты показали также, что в интеллектуальной сфере необходима работа по развитию обобщения понятий. В целом исследование позволило, на наш взгляд, более глубоко изучить психологическую готовность к школе и ее соотношение с интеллектуальной готовностью.
Таким образом, дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности развитие творческих способностей ребенка.
В основе педагогической деятельности лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе формируются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Психологическая готовность к школе как системная категория
В отечественной психологической науке серьезная проработка проблематики готовности к школьному обучению, своими истоками идущей из работ Л.С. Выготского, содержится в исследованиях Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, В.Д. Шадрикова и др [3, с.116].
Данные исследователи вслед за Л.С. Выготским полагают, что процесс обучения ведет за собой развитие, и поэтому процесс обучения можно начинать тогда, когда задействованные в нем психологические функции еще не начали созревать. По этой причине функциональная зрелость психики ребенка не трактуется как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы данных исследований считают, что для успешного обучения в школе имеет существенное значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а некоторый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и определяется как психологические предпосылки к школьному обучению.
Обсуждая вопросы психологической готовности к школе, Л. И. Божович определяет два ее основных аспекта — личностную и интеллектуальную готовность. При этом вычленяется следующие несколько параметров психического развития ребенка, которые наиболее существенно влияют на успешность обучения в школе [6, с.211]:
1) уровень развития мотивации ребенка, который включает в себя познавательные и социальные мотивы учения;
2) развитие произвольного поведения;