Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психолого-педагогическая диагностика

Курсовая с практикой на тему Особенности психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического благополучия и виктимного поведения у подростков 6
1.1. Понятие о психологическом благополучии личности 6
1.2. Общая характеристика виктимного поведения как психологического феномена 9
1.3. Общая характеристика проблемы взаимосвязи психологического благополучия и виктимного поведения у подростков 11
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования психологического благополучия и виктимного поведения у подростков 19
2.3. Практические рекомендации по результатам исследования 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 37

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Данная курсовая работа посвящена исследованию проблемы особенностей психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению.
Прежде всего, необходимо отметить актуальность заявленной темы исследования. Дело в том, что последние десятилетия в России характеризуются все большей криминализацией населения на фоне социально-экономических и социально-культурных трудностей в современном российском обществе. При этом феномен криминализации в этом аспекте по замечанию О.О. Андронниковой тесно связан с другим процессом – виктимизацией личности людей, особенно подрастающего поколения. Склонность подвергать себя опасности и насилию со стороны других людей и внешних обстоятельств, а также приносить себя в жертву в различного рода социально опасных ситуациях все больше становится распространенной среди подростков и в определенной степени воспринимается ими как смелость и геройство.
В то же время сама виктимизация формирующейся личности подростков опасна для их социально-психологической адаптации к жизни современного общества и во многом таит в себе опасность для их психологического благополучия. Поэтому крайне важно знать о том, как конкретно связано психологическое благополучие и виктимное поведение у подростков, а также каковы особенности психологического благополучия для лиц данной возрастной группы на фоне склонности их к виктимному поведению.
Полученная в исследовании проблемы особенностей психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению, информация может быть полезной как в психопрофилактической, так и в консультационно-коррекционной работе практического психолога с учащимися подросткового возраста в плане повышения их психологического благополучия личности и снижения склонности у них реализовывать виктимное поведение.
Таким образом, проблема исследования является актуальной и имеет большую практическую значимость.
Объект исследования – психологического благополучие.
Предмет исследования – особенности психологического благополучия и виктимного поведения у подростков.
Цель исследования – исследование особенностей психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить с помощью диагностической методики психологическое благополучие у подростков.
3. Оценить в рамках диагностики посредством диагностической методики степень склонности подростков к виктимному поведению.
4. Для выявления особенностей психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению, сравнить между собой психологическое благополучие подростков с разной степенью склонности к виктимному поведению.
Гипотеза исследования – уровень психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению, будет ниже, чем у подростков, которые к виктимному поведению не склонны.
Исследование проводилось на базе среднего общеобразовательного учреждения.
Выборка испытуемых состояла из 20 подростков в возрасте 14-15 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие положения:
— психолого-педагогические труды о сущности и факторах возникновения виктимного поведения у подростков (О.О. Андронникова, Е.В. Руденский, Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко, И.С. Малкина-Пых);
— работы по возрастной психологии и психологии личности (Г.С. Абрамова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Еникеев);
— работы, описывающие основные психологические новообразования подросткового возраста (С.А. Беличева, Г. Крайг, И.С. Кон, М.Ю. Кондратьев).
Для достижения цели и проверки правомерности сформулированной гипотезы в исследовании использовался следующий комплекс методов:
1. Общенаучный метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Методика диагностики субъективного благополучия личности (авторы – Р.М. Шамионов и Т.В. Бескова).
3. Методика исследования склонности к виктимному поведению (автор – О.О. Андронникова).
4. Интерпретационные методы: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что:
1) сделана очередная попытка обобщить информацию об исследуемом феномене склонности к виктимному поведению;
2) выявлены особенности психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению;
3) сформулированы практические рекомендации по повышению уровня психологического благополучия и снижении степени склонности к виктимному поведению у подростков.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем основного текста работы – 32 страницы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследование особенностей психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению, проводилось на теоретическом и эмпирическом уровнях.
В результате теоретического анализа было выявлено, что личность есть особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Также было выявлено, что психологическое благополучие (душевный комфорт) – слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. При этом психологическое благополучие создает удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле.
Кроме того, было выявлено, что виктимность можно определить, как совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально – психического здоровья.
Виктимное поведение – это отклонение от норм безопасного поведения, реализующееся в совокупности социальных, психических и моральных проявлений личности.
И основными факторами возникновения и причинами проявления виктимности являются индивидуально-психологические особенности личности, влияние близкого окружения, социальных институтов и условий жизни личности, что в свою очередь обосновывает постановку проблемы взаимосвязи психологического благополучия и виктимного поведения у подростков.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что для подростков в выборке характерна выше среднего уровня выраженность эмоционального благополучия и эго-благополучия. Для подростков в выборке в основном характерны средний и низкий уровни психологического благополучия личности. Кроме того, для подростков в выборке характерна средняя выраженность параметров виктимности личности.
При этом 60% подростков не имеют склонности к виктимному поведению, а 40% подростов обладают склонностью к виктимному поведению.
Также было выявлено, что для подростков, склонных к виктимному поведению, характерна меньшая выраженность таких параметров психологического благополучия, как эмоциональное благополучие, экзистенциально-деятельностное благополучие и социально-нормативное благополучие.
В результате проведенного исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Т.е. можно утверждать о том, что уровень психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению, ниже, чем у подростков, которые к виктимному поведению не склонны.
В качестве практических рекомендаций по результатам исследования была предложена тренинговая программа повышения психологического благополучия подростков, склонных к виктимному поведению.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

1.1. Понятие о психологическом благополучии личности

Перед тем, как рассматривать понятие о психологическом благополучии личности, необходимо остановиться на анализе понятия личности.
Согласно А.Г. Асмолову, личность есть особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества [9].
Несмотря на разнообразие трактовок категории «личность» в психологии, приведем определение личности, которое мы встречаем в литературе по психодиагностике. Личность – это «… относительно устойчивая совокупность психических свойств,… результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей…» [11, с. 323].
Личность, с одной стороны, определяет конкретного индивида (человека) как фигуры деятельности, в единстве его личных свойств (единичное) и его общественных ролей (общее). С другой стороны, личность воспринимается как общественное свойство индивида, как заодно интегрированных в нем социально значительных черт, образовавшихся в процессе косвенного и прямого соглашения данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, фигурой труда, общения и познания [35].
Личность – совокупность социальных взаимоотношений, осуществимая в разнообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев). Личность — сравнительно поздний продукт общественно-исторического и формирования человека в онтогенезе (А.Н. Леонтьев) [30; 31; 32].
Обратимся к понятию структуры личности. Начнем с того, что человек как личность с позиции психологии характеризуется следующими качествами:
— самосознание, которое является основой развития умственной активности, независимости человека в его суждениях и поступках и ориентированным, прежде всего на познание себя, улучшение себя и поиск смысла жизни;
— активность – желание выйти за рамки реализованных возможностей, за пределы ролевых предписаний, разнообразить среду деятельности;
— Я-образ – система представлений человека о себе реальном, себе идеальном, себе ожидаемом, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, уровне притязаний, чувстве самоуважения;
— направленность – устойчивая система мотивов, убеждений, потребностей, идеалов, интересов, и т.д.;
— способности, качества и свойства, обеспечивающими успешность исполнения конкретной деятельности;
— характер – целостность постоянных индивидуальных качеств человека, обусловливающих характерные для него пути поведения и эмоционального реагирования [38; 39].
Особенности развития всех этих уровней характеризуют неповторимость и своеобразие определённого человека, устанавливают его оригинальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее оригинальность. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, потребностях, интересах, и свойствах личности.
У понятия благополучие есть достаточно ясное значение, его трактовки в значительной степени сходны или совпадают в различных научных дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Неслучайно понятие благополучия взято Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в качестве основного для определения здоровья. В нем здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.
Духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры – в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т. д.
Физическое (телесное) благополучие – хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус.
Материальное благополучие – удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых…), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка.
Психологическое благополучие (душевный комфорт) – слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности – согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает «имеющий правильное соотношение между своими частями». Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой) [8; 17].
Все перечисленные составляющие благополучия, по мнению Л.В. Куликова, тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно.
В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) – представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный – доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам.
Психологическое благополучие создает удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы