Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности психокоррекции эмоциональных состояний подростков с овз средствами социально-психологического тренинга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) 6

1.1. Психологические особенности детей подросткового возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья 6

1.2. Особенности эмоциональных состояний у подростков с ОВЗ 11

1.3. Социально-психологический тренинг как условие психокоррекции эмоционально-психологических состояний подростков с ОВЗ 17

Выводы по Главе 1. 22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 24

2.1. Констатирующий этап особенностей эмоциональных состояний подростков с ОВЗ 24

2.2. Постановка формирующего эксперимента: социально-психологический тренинг как эффективное средство психокоррекции эмоциональных состояний подростков с ОВЗ 28

2.3. Анализ результатов формирующего эксперимента и их интерпретация 36

Выводы по Главе 2 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день, в нашей стране существует печальная тенденция к увеличению роста числа подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья разного спектра.

Статистические данные, проводимые за последние десять лет показали, что число подростков, имеющих ОВЗ возросло в среднем на 8,7 %, что говорит о достаточной серьезности и остроте имеющейся проблемы.

Социологические исследования, проводившиеся в нашей стране, подтвердили тот факт, что к основной группе здоровья можно отнести не более 17, 3% подросткового населения, в то время как остальные 82,7% имеют различную степень выраженности того или иного функционального нарушения.

Причин для этого более, чем достаточно: экологическая среда, социально-политическая обстановка, социальный уровень семей, в которых воспитываются подростки, отягощенная наследственность, низкий уровень просвещения среди молодежи (многие молодые беременные женщины, имеющие вредные привычки, не понимают всех негативных последствий для ребенка) а также неблагоприятные условия развития (имеется в виду социально-педагогическая запущенность).

Таким образом, подростки с ограниченными возможностями здоровья – это подростки, чье состояние здоровья не позволяет или затрудняет нормальное функционирование, которое невозможно без создания специальных условий.

Следует отметить, что спектр различий в развитии подростков с ОВЗ достаточно многообразен: от едва заметных и легко устранимых трудностей до необратимых и тяжелых поражений. При этом, имеющийся недуг в первую очередь наносит удар по эмоциональной сфере подростков. Для них характерно повышенное беспокойство, эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и своих силах, повышенная тревожность, депривация и фрустрированность, а в некоторых случаях даже агрессивность в поступках и действиях (направленных как на себя, так и на окружающих).

Именно поэтому, на сегодняшний день, данная проблема как никогда актуальна в рамках нашей страны.

Цель исследования – изучение эмоциональных состояний подростков с

ОВЗ и особенностей их психокоррекции.

Объект исследования – эмоциональные состояния подростков, имеющих ОВЗ.

Предмет исследования – особенности психокоррекции эмоциональных

состояний подростков с ОВЗ средствами социально-психологического тренинга.

Гипотеза нашего исследования построена на предположении о том, что эмоциональные состояния подростков с ОВЗ имеют общие черты, свойственные данной категории, и могут быть успешно скорректированны в рамках социально-психологического тренинга.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологические особенности подростков, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

2. Исследовать возможности социально-психологичского тренинга как психокорреционные условия эмоционального состояния подростков с ОВЗ.

3. Провести экспериментальное исследование особенностей психокоррекции эмоциональных особенностей подростков с ОВЗ средствами социально-психологического тренинга.

4. Представить полученные результаты и их интерпретацию.

Методы исследования:

1) теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические:

— диагностика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН);

— тест «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку).

3) методы описательной обработки результатов.

Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида». В исследовании принимали участие 20 подростков от 13 до 15 лет, имеющие заболевания: зрительные нарушение, слуховые нарушения, нарушения опорно-двигательного аппарата, а также подростки с ДЦП.

Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Большинство представленных исследований в рамках данной проблемы дают твердое обоснование считать под ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) затруднения в повседневной жизнедеятельности. Эти затруднения могут охватывать различные аспекты: физические дефекты, психические особенности, или сенсорное недоразвитие, ведущее к нарушению нормального функционирования.

В рамках Закона «Об образовании в Российской Федерации» ограниченные возможности здоровья представлены как имеющиеся недостатки в физическом и (или) психологическом развитии у физического лица, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Рассмотрев основные причины возникновения ограниченных возможностей здоровья и их виды, мы переходим к непосредственному рассмотрению особенностей эмоциональных состояний у подростков с ОВЗ. В нашем исследовании, мы рассматриваем детей подросткового возраста, а значит свяжем их основные, характерные для данного периода черты в рамках, имеющихся ОВЗ.

Многочисленные исследования подтвердили прямую связь между эмоциональными состояниями и качеством выполняемой деятельности. Это означает, что от эмоциональных состояний, которые мы испытываем, зависит будет ли успешной наша деятельность и наше взаимодействие с окружающими. В более широком понимании это означает, что от эмоционального состояния личности зависит успешность ее социального развития и процесс социализации.

Эмоциональные состояния напрямую связаны с интеллектуальным развитием личности. Так, например, тяжелые эмоциональные переживания перекрывают познавательную направленность личности, в отличие от личности, имеющий низкий порог для интереса и радости.

Несмотря на степень имеющихся ограниченных возможностей здоровья (легкая, умеренная, тяжелая), исследователи все же отмечают значимые различия эмоциональных реакций таких подростков от здоровых подростков (у которых развитие происходит согласно норме в физиологическом и психологическом аспектах).

Существенное влияние на социальную адаптацию подростков с ОВЗ играет форма выражения собственных эмоций. От этих форм выражения напрямую зависит как они (подростки) будут восприниматься окружением.

Это означает, что психическое здоровье подростков с ОВЗ напрямую зависит от эмоциональной атмосферы, в которой находится они находятся. И создается такая атмосфера в рамках непосредственного процесса межличностного общения

Проанализировав особенности эмоциональных состояний подростков с ОВЗ, мы приходим к выводу, что в их основе лежит: недостаток сформированности психологических предпосылок к полноценным навыкам: в плане социального взаимодействия (общения); гармонизации эмоционального уровня (помощь в стрессовых ситуациях, разрешение внутриличностных конфликтов, разрешение межличностных конфликтов).

Выявленный проблемный аспект требует незамедлительного решения. В рамках нашего исследования таким решением является социально-психологический тренинг.

Средствами социально-психологического тренинга мы попытаемся провести коррекцию особенностей эмоциональных состояний подростков с ограниченными возможностями здоровья, т.к. гармонизация эмоционального уровня является неотъемлемой частью в психологической работе направленной на развитие личности подростка, что в итоге способствует улучшению его психоэмоционального состояния.

Таким образом, согласно результатам констатирующего этапа, мы пришли к выводу, что большинство испытуемых имеют сложности в эмоциональном состоянии и требуют психокоррекционного вмешательства в рамках социально-психологического тренинга. Программа социально-психологического тренинга описана нами в следующем параграфе.

Таким образом, согласно результатам формирующего этапа эксперимента, мы пришли к выводу, что большинство испытуемых смогли скорректировать свое эмоциональное состояние в рамках проведенного социально-психологического тренинга, а значит психокоррекционное воздействие социально-психологического тренинга возымело положительный результат и подтвердило гипотезу нашего исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

1.1. Психологические особенности детей подросткового возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья

Большинство представленных исследований в рамках данной проблемы дают твердое обоснование считать под ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) затруднения в повседневной жизнедеятельности. Эти затруднения могут охватывать различные аспекты: физические дефекты, психические особенности, или сенсорное недоразвитие, ведущее к нарушению нормального функционирования.

Социологи, чьи исследования касались проблем с ограниченными возможностями здоровья, пришли к выводу, что под ними следует считать вынужденную неспособность к выполнению каких-либо обязанностей или нарушения нормального функционирования в социуме по причине условий физической или психической немощности. Также ими отмечено, что подобные ограничения носят масштабный по своей значимости характер (общее или частичное «недофункционирование») и могут варьироваться от временных до хронических состояний здоровья .

В рамках Закона «Об образовании в Российской Федерации» ограниченные возможности здоровья представлены как имеющиеся недостатки в физическом и (или) психологическом развитии у физического лица, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий .

Исходя из данного определения, мы можем рассматривать ограниченные возможности здоровья как разнообразные отклонения (как психическом, так и в физическом плане), обусловливающие нарушения общего развития и мешающие ведению полноценной жизни.

Рассмотрим основные причины появления ограниченных возможностей здоровья (см. Рисунок 1).

Рисунок — 1. Основные причины возникновения ограниченных возможностей здоровья

Исходя из представленного рисунка 1, мы можем заключить, что не всегда наследственность является ведущим фактором развития ограниченных возможностей для нормального функционирования личности, порой неосторожное поведение беременной женщины или неверное действие медицинского работника может повлечь за собой такие необратимые последствия, которые изменят всю последующую жизнь ребенка и сделают его не таким как большинство.

Исходя из основного определения и причин возникновения ограниченных возможностей здоровья, остановимся на нарушениях развития, связанных с ограничением нормального функционирования жизнедеятельности (см. Таблицу 1.).

Таблица – 1. Виды нарушений, связанные с ограниченными возможностями здоровья и сопровождающие их психологические особенности

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы