Сурдопсихология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности психического развития детей с нарушениями слуха младенческого возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушениями слуха младенческого возраста 5

1.1. Причины нарушений слуха 5

1.2. Психологическое развитие детей младенческого возраста с нарушением слуха 9

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению психического развития у детей младенческого возраста с нарушениями слуха 14

2.1. Диагностика уровня психического развития у детей младенческого возраста с нарушениями слуха 14

2.2. Содержание и организация коррекционной работы с детьми с нарушением слуха 18

Заключение 27

Список литературы 29

  

Введение:

 

Дети с нарушениями слуха представляют собой исключительное разнообразие по степени слухового нарушения, времени и причины его возникновения, общего и речевого развития, индивидуальным особенностям, условий воспитания и обучения после потери слуха. Как показывает мировая и отечественная статистика, нарушения слуха имеет один ребенок из ста.

Ведущие отечественные и зарубежные ученые внесли значительный вклад в исследование проблем развития, обучения и воспитания детей с недостатками слуха (Р. Бабенкова, Н. Байкина, Р. Боскис, Л. Выготский, А. Гозова, Н. Рау, Л. Фомичева, М. Шеремет, Ж. Шиф и др.).

Ограничения сенсорного опыта (слуховая депривация) в сенситивный период развития, когда нейрональные сети наиболее эффективно меняются под влиянием внешних воздействий, оказывает наиболее пагубное влияние на формирование мозговых механизмов (в частности, механизмов восприятия). При снижении слуха в раннем возрасте продолжалась сенсорно-перцептивная депривация приводит к грубым нарушениям формирования анализирующей системы мозга, межнейрональных связей в первичных рецепторных полях, в результате чего происходит нарушение развития нейрональных связей между вторичными и третичными корковыми зонами. Прекращение или уменьшение звуковой афферентации влечет за собой вторичные морфофункциональные изменения в проекционных и ассоциативных областях слуховой коры, усиливая дефект.

Согласно результатам психологических исследований, ранняя глухота, связанная с периферическим поражением слухового анализатора, является не только сенсорным нарушением, но также влечет за собой изменения когнитивных функций. Таким образом, необходимо иметь в виду, что первичный дефект слуховой функции непременно приведет к вторичным нарушениям речевой функции и интеллекта в целом. При этом важнейшим для сурдопедагогики является положение о том, что при сохраненном интеллекте ребенок с нарушением слуха в условиях специальной (коррекционной) работы может достичь того же уровня развития, и ребенок с нормальным слухом.

Объект исследования – дети младенческого возраста с нарушением слуха.

Предмет исследования – психологические особенности детей младенческого возраста с нарушением слуха.

Цель исследования – изучить особенности психического развития детей с нарушениями слуха младенческого возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить причины нарушений слуха.

2. Рассмотреть особенности психологического развития детей младенческого возраста с нарушением слуха.

3. Проанализировать содержание коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

4. Раскрыть особенности организации коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Для достижения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Особенности психического развития ребенка в первую очередь зависят от степени снижения слуха и времени его повреждения (период онтогенеза). Чем больше громкость звука нужно для того, чтобы ребенок его услышала, тем больше степень глухоты такого ребенка. Выделяют четыре степени: если для того, чтобы ребенок услышал тон необходимо усиление звука от 26 до 40 дБ, присваивается I степень (легкая) II степень (умеренная) требует усиления звука от 41 до 55 дБ; III степень (умеренно тяжелая) — 56-70 дБ; IV степень (тяжелая) — 71-90 дБ. При необходимости усиления звука более 90 дБ — присваивается диагноз «глухота».

Развитие детей в условиях слуховой депривации отстает от нормально развивающихся детей. Доказано, что поражение слуха приводит к ряду вторичных отклонений, прежде всего, к задержке речевого развития, нарушает взаимосвязь с окружающей средой, сказывается на развитии познавательных процессов указанной категории детей. Нарушение слуховой функции влияет также на состояние двигательного анализатора и овладение различными видами двигательных действий, в результате чего возникают особенности развития психомоторной функции глухих детей.

Современные методики коррекционно-педагогической работы с глухими детьми, базируются на различных научно-методических подходах. Это системный подход (процесс качественных изменений с учетом биологически направленной специфики развития; определение ведущей роли средовых, преимущественно педагогических, факторов в развития глухих лиц); комплексный подход (предполагает воздействие на различные аспекты развития ребенка со стойкой потерей слуха, направленный на устранение недостатков и развитие познавательной, эмоционально-волевой, моторной, речевой сферы и личности в целом); индивидуальный подход (учитывает индивидуальные особенности психофизического развития глухого ребенка и характеризуется подбором индивидуальных средств, методов, форм психолого-педагогического влияния на нее) дифференцированный подход (характеризуется тем, что во время коррекционной работы с глухими детьми необходим их распределение по группам с учетом характера нарушения органа слуха, времени его возникновения и др., а также наличии двигательного опыта, способности к обучению, развитию двигательных способностей тому подобное); коррекционно-компенсаторный подход (направленный на исправление недостатков в различных сферах развития глухих детей в основном благодаря педагогическому воздействию и создание условий для их улучшения на основе активации и формирование компенсаторных процессов, восстановление нарушений в развитии путем использования сохранных функций).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей психического развития детей с нарушениями слуха младенческого возраста

1.1. Причины нарушений слуха

Каждый человек может столкнуться с нарушением слуха: одни — из-за осложнений после болезни, другие — ввиду преклонного возраста, третьи — потому, что регулярно пользуются наушниками и громко слушают музыку. Тех или иных причин нарушения слуха очень много, и каждая из них может вызвать патологию [2].

Нарушение слуха имеет следующее определение – это снижение способности воспринимать и понимать звуки. Подобное возникает потому, что в слуховом аппарате, нервных волокнах или коре мозга происходят те или иные изменения. Как правило, с проблемой сталкиваются пожилые — у большей части людей старше 60 лет наблюдается нарушение слуха, которое со временем прогрессирует. Но снижение слуха у взрослых может проявиться и раньше [18].

Е.Е. Савельева предлагает следующую структуру, а именно: «…различать по времени поражения слуха: врожденное нарушение; от момента рождения до трех лет, в этот период дефект слуха нарушает формирование речи и останавливает ее развитие; после трех лет, в связи с дефектом слуха происходит распад речевой функции» [24].

Стоит отметить, что роль фактора наследственного характера, в качестве главного фактора врожденного нарушения слуха несколько преувеличена, однако данный фактор, без всякого сомнения, имеет право на существование, так как имеются данные, что у родителей, имеющих глухоту, дети с нарушением слуха рождаются чаще, чем у слышащих родителей. Важно отметить, что возможность рождения ребенка с глухотой вырастает в тех семьях, где хотя бы один родитель является глухим с рождения, а также при большой разнице в возрасте двух супругов. Также в группу риска попадают дети с хромосомными болезнями [27, 30].

Т.Г. Богданова утверждает: «на долю наследственно обусловленных факторов приходится 30—50% детской глухоты. При этом авторы подчеркивают, что в двух третях случаев наследственно обусловленной тугоухости отмечается наличие синдромальной тугоухости в сочетании с заболеваниями почти всех органов и систем организма (заболеваниям глаз, аномалии наружного уха, костномышечной системы, покровной системы, почек, с патологией нервной, эндокринной и других систем)» [4].

По мнению Т.Г. Марковой, наследственный фактор приобретает значение, если слух понижен у кого-то из родителей ребенка. Вероятность рождения глухого ребенка у глухих родителей достаточно высока. Наследственное нарушение слуха может быть как доминирующим, так и рецессивным признаком. Рецессивное нарушение слуха проявляется обычно не в каждом поколении [17].

В.М. Дудник также отмечают особо важную причину, которая вызывает расстройство слуха врожденного характера, этой причиной является, заболевания матери в период беременности, в том числе и инфекционные. Наиболее серьезные последствия оказывают инфекции, такие как вирус гриппа и корь. Для развития слухового аппарата крайне опасными являются болезни, которые переносит мать в первый триместр беременности [10].

Значительный процент стойких нарушений слуха связан с применением высоких доз ототоксических антибиотиков, к которым относятся стрептомицин, мономицин, неомицин, канамицин и др. По некоторым данным, поражения слуха у детей под действием ототоксических антибиотиков составляют около 50% приобретенной тугоухости у детей. Факторами, способствующими поражению слуха у детей при использовании ототоксических антибиотиков, являются повышенная индивидуальная чувствительность к этим препаратам, недоношенность, общая ослабленность. Особенно неблагоприятно воздействие этих антибиотиков при наличии воспалительного процесса в органе слуха и имеющихся нарушениях слуховой функции [22].

На нарушения слуха врожденного характера, по мнению И.В. Савенко и М.Ю. Бобошко, сильное влияние оказывает алкоголь, который употребляет мать во время беременности, а также лекарства, такие как аминогликозидовые антибиотики и производные хинина, которые возникают вследствие применения препаратов, тем самым отрицательно влияя на работу вестибулярного аппарата и в целом на слух [25]. Эти препараты, именуемые ототоксичными, и в процессе применения лечение может быть только на начальной стадии развития. Также следует обращать внимание на первые месяцы беременности матери, поскольку патология развития слуха может возникнуть и в случае травмы плода.

Остановимся на приобретенных патологиях слуха. Нужно заметить, что они возникают вследствие множества причин, притом, что тяжелые нарушения обычно появляются в результате поражения внутреннего уха и слухового нерва (звуковоспринимающие органы), но, однако легкая и средняя степени патологий функции слуха дают о себе знать именно в результате заболеваний среднего уха (звукопроводящего аппарат) [1].

Как правило, главной причиной нарушений слуха у детей является, перенесенное воспаление среднего уха (острый средний отит) [4].

Как указывает Т.В. Пелымская, при заболевании среднего уха показатель понижения уровня слуха бывает различный. Наиболее характерным для таких недугов является как легкое, так и среднее притупление слуха, но также можно встретить и тяжелые нарушения функции слуха [23]. Как правило, тяжелые поражения возникают в результате перехода, а затем протекания воспаления во внутреннее ухо, однако сильная тугоухость может протекать и в таком случаи, при котором воспаление протекает в среднем ухе, при повреждении лишь звукопроводящего аппарата [5].

Из исследований мы видим, что важную роль в устойчивых патологиях слуха и их образованиях особенно оказывают инфекционные заболевания, которые протекают в острой форме. Львиная доля инфекционных заболеваний, которые оказывают влияние на поражение слуховой функции, выпадает, к нашему сожалению, на детский возраст. Из этого следует, что влияние таких болезней в нарушении слуховой функции у детей довольно велико.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы