Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему «Особенности психического развития детей дошкольного возраста 3-4 лет»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психического развития дошкольников 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 5
1.2. Характерные особенности психического развития детей дошкольного возраста 9
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования психического развития дошкольников 3-4 лет 19
2.1. Организация и методы исследования 19
2.2 Результаты эмпирического исследования особенностей психического развития детей 3-4 лет 23
2.3. Анализ результатов исследования 30
2.4. Рекомендации по воспитанию детей 3-4 лет с учетом особенностей их психического развития 32
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложения……………………………………………………………….39

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дошкольный возраст 3-4 лет наиболее значительный в жизни растущей личности. Это тот самый период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период 3-4 лет является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому в этом возрасте стоит уделять особое внимание развитию и воспитанию ребенка.
Каждый период становления личности и ее психического развития имеет свои особенности. Дошкольный возраст 3-4 лет не исключение. Знание и понимание особенностей психического развития детей данного возраста поможет сформулировать рекомендации по их воспитанию и развитию, а значит, поможет вырастить гармоничную и психологически здоровую личность. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Объект исследования – процесс психическое развитие детей дошкольного возраста 3-4 лет.
Предмет исследования – особенности психического развития детей дошкольного возраста 3-4 лет.
Цель исследования – выявить особенности психического развития детей дошкольного возраста 3-4 лет.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста 3-4 лет следующие особенности психического развития:
— происходит активное формирование коммуникативных навыков;
— начинают играть в сюжетно-ролевые игры;
— учатся зрительно соотносить предметы;
— знают названия геометрических фигур и цветов;
— мышление приобретает логический характер;
— память и внимание становятся произвольными.
Для достижения поставленной цели, нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста;
2) исследовать характерные особенности психического развития детей дошкольного возраста;
3) организовать эмпирическое исследование и подобрать методики;
4) провести эмпирическое исследование особенностей психического развития детей 3-4 лет;
5) проанализировать результаты исследования;
6) разработать рекомендации по воспитанию детей 3-4 лет с учетом особенностей их психического развития;
7) сделать выводы.
База исследования и выборка. Эмпирическое исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад № 50 «Ручеек» общеразвивающего вида ГОЩ МО. В нем приняли участие дошкольники возрастом 3-4 лет в количестве 29 человек, имеющие нормальный уровень физического и психического развития. Из них 15 девочек и 14 мальчиков.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов, работающих в детских садах, воспитателей, а также родителей, имеющих детей 3-4 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава носит теоретический характер. Она посвящена теоретическому анализу проблемы психического развития дошкольников. Во второй главе представлен анализ результатов эмпирического исследования психического развития дошкольников 3-4 лет.

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель данной работы заключалась в выявлении особенностей психического развития детей дошкольного возраста 3-4 лет.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучена психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста.
2. Исследованы характерные особенности психического развития детей дошкольного возраста.
3. Организовано эмпирическое исследование и подобраны методики исследования.
4. Проведено эмпирическое исследование особенностей психического развития детей 3-4 лет.
5. Проанализированы результаты исследования.
6. Разработаны рекомендации по воспитанию детей 3-4 лет с учетом особенностей их психического развития.
7. Сделаны выводы.
Таким образом, цель работы достигнута.
Осуществленное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Дети дошкольного возраста активно и стремительно развиваются абсолютно во всех направлениях. Из маленького беспомощного ребенка за несколько лет он превращается в самостоятельного человека. Особенностью данного возрастного периода является развитие мышления. А вместе с этим и значительно увеличивается словарный запас.
2. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста имеет свои характерные особенности. К ним относятся, формирование собственного «Я», самооценки, собственных притязаний и т.д. У детей возрастом 3-4 лет возникают мотивы для достижения желаемых результатов. Другими словами, они могут формировать цели и пути их достижения. Это обуславливает произвольность их поведения. Также возникает способность к рефлексии, то есть дети уже могут оценивать себя со стороны других людей. Данные новообразования ведут к активному развитию всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление, воображение и др. Память детей в возрасте 3-4 лет начинает приобретать произвольный характер, формируется вербальное мышление.
3. Дошкольники способны управлять процессом фантазирования, что говорит о развитии воображения. Частые детские вопросы свидетельствуют не только о развитии любопытства и любознательности, но и о речевом развитии. Формулируя вопросы, дети сравнивают свой прошлый опыт с новым, ищут сходства и различия. В этом также проявляется развития познавательной сферы дошкольников.
4. Результаты эмпирического исследования показали, что большинство испытуемых развивается в пределах нормы, имеют высокий и средний уровни психического развития.
5. Проанализировав результаты эмпирического исследования, мы выделили следующие особенности психического развития дошкольников 3-4 лет: дети налаживают коммуникативные связи со сверстниками, учатся дружить и договариваться; примеряют на себя в сюжетно-ролевых играх те роли, которые им больше нравятся; при решении задач действуют методом проб и ошибок; развивается зрительное соотношение предметов; знают названия геометрических фигур и цветов; мышление приобретает логический характер, дети пытаются строить логические цепочки и находить причинно-следственные связи; память и внимание становятся непроизвольными, дети могут сосредоточится на чем-то усилием воли на время около 10 минут.
6. Учитывая особенности психического развития детей 3-4 лет, нами были разработаны рекомендации по их воспитанию. Их выполнение поможет воспитать здоровую и гармоничную личность.
Перспективным направлением дальнейших исследований может быть изучение причин отставание от нормы психического развития детей 3-4 лет и разработка программы по коррекции психического развития дошкольников.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психического развития дошкольников

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Период дошкольного возраста характеризуется существенными изменениями в психике ребенка, что, соответственно, накладывает на педагогов определенную ответственность.
Этап жизни от 3 до 4 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому и родителям, и воспитателям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые «Почему?» и «Я сам» — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы [13, с. 10].
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — по-прежнему игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
Сюжетно-ролевая игра значительно обогащается. Содержание ее отражает не только внешние стороны поведения взрослых, но и ее внутреннюю сторону. Детей интересует, с какой целью выполняют те или иные действия взрослые, отношения между людьми возникают при реализации определенного, конкретного виду деятельности. Расширяется тематика игры, усложняются ее сюжеты. Исчезают многократные повторения одних и тех же действий. Развертыванию игры обязательно предшествует замысел. Игра перерастает в настоящую совместную игру детей. Они ищут партнеров, договариваются, в какую именно игру они будут играть, какие роли будут исполнять. Среди детей выделяются лидеры игровой деятельности, ее организуют, и более пассивные участники. Все участники игры строго придерживаются ее правил. Роль, которая выполняется, не меняется на другую до конца игры [14, с. 53].

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы