Курсовая с практикой на тему Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Исследование тревожности в зарубежной и
отечественной психологии 6
1.1 Понятие тревожности и ее основные характеристики. 6
1.2 Тревожность у детей с нормальным развитием. 7
Глава 2. Тревожность у детей дошкольного возраста с ЗПР. 11
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
дошкольного возраста с ЗПР 11
2.2 Характеристика тревожности у детей дошкольного
возраста с ЗПР. 18
Заключение. 20
Список
используемой литературы 22
Введение:
Актуальность работы. Проблема
тревожности у современных детей дошкольного возраста приобретает большой
интерес, как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных
поисков продуктивного ее решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к
увеличению количества детей с высоким уровнем тревожности. Причина скрывается
не только в индивидуальных, особенностях детей, но и в наличии личностной
неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого
количества стрессов, явной невротизацией общества, в отсутствии безопасности. Тревожность
– это что-то вроде определенного эмоционального настроя, в нем в основном
преобладает чувство беспокойства и боязнь. Страх не соответствовать
общественным требованиям и нормам развивается ближе к семи годам из-за большого
количества нерешенных и возникших из более раннего детства страхов и
переживаний. Как ни странно, но главным источником детских тревог является
семья. Высокая степень тревожности притупляет формирование дивергентного
мышления, которому свойственны такие личностные черты, как отсутствие страха,
боязни и тревоги перед чем-то новым и неизвестным. Тревожность – это
эмоциональное состояние человека, возникающее в ситуациях неопределенной
опасности, тревожные люди постоянно ощущают беспричинный страх. Все что
относится к тревожным взрослым, смело можно отнести и к тревожным детям.
Зачастую тревожные дети – это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой
самооценкой. Дети редко проявляют инициативу из-за постоянно испытываемого
чувства страха.
У
детей старшего дошкольного возраста с ЗПР тревожность еще не является
устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении
соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Если у ребенка с
задержкой психического развития (ЗПР) усиливается тревожность, то могут
развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и
колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко
инфантилен, повышенно внушаем. Это способствует образованию реакций
психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Тревожность и
страхи в детстве — это нормальное явление, поскольку они обусловлены
возрастными особенностями и проходят со временем. Если же неблагоприятные
условия продолжают влиять на ребенка дошкольного возраста, то есть огромная
вероятность того, что страхи могут перерасти в фобии, а тревожность может
глубоко закрепиться в характере ребенка. Тревожность и страхи поддаются
коррекции, поэтому очень важно вовремя заметить присутствуют ли они у ребенка и
обратиться за психолого-педагогической поддержкой. Тревожные дети отличаются
частыми проявлениями беспокойства и страха, и, в частности, тревога проявляется
в тех случаях, когда, казалось бы, что ребенку ничего не грозит. Дети, в
частности, бывают неуверенными в себе, имеют неустойчивую самооценку. Эти дети
постоянно испытывают чувство страха и тревоги перед неизвестным, что приводит к
отсутствию проявления инициативы. Тревожные дети дошкольного возраста
характеризуются низкой самооценкой и особой чувствительностью к своим неудачам,
остро реагируя на них. Такие дети имеют склонность к вредным привычкам
невротического характера (они могут выдергивать волосы, грызть ногти, сосать
пальцы и т.п.).
В
современный период времени, исследователи утверждаю, что своевременная
коррекционная работа способствует снижению тревожности и формированию
адекватного поведения у детей дошкольного возраста. При этом следует отметить,
что необходимо тщательно и последовательно отнестись к подбору коррекционных
методов, которые должны отвечать как современным тенденциям развития общества,
так и учитывать возрастные и психологические особенности детей дошкольного
возраста.
Проблема
тревожности являлась областью исследования многих психологических научных школ.
Ею занимались: З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фром, К. Роджерс. Детскую
тревожность исследовали К. Хорни, М. Раттер, А. Прихожан, Е. Новикова и многие
другие. В психологической литературе можно встретить разные определения понятия
"тревожность", хотя большинство исследователей сходятся во мнении
рассматривать его дифференцировано – как ситуативное явление и как личностную
характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.
Объект исследования
– процесс проявления тревожности у детей.
Предмет исследования – тревожность
у детей с ЗПР.
Цель исследования – изучить
особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить сущность понятия тревожности и ее основные характеристики;
2.
изучить особенности тревожности у детей с
нормальным развитием;
3.
дать психолого-педагогическую
характеристику детей дошкольного возраста с ЗПР;
4.
дать характеристику тревожности у детей
дошкольного возраста с ЗПР.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования,
авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким
образом, одной из главных целей дошкольного образования является создание и
поддержание условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное
развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет
психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального
благополучия.
Повышенная
тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на
жизнедеятельности человека.
И
если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже
в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности
стоит в ряду особо актуальных.
Уровень
тревожности повышается, появляются страхи, непременные спутники тревожности,
могут развиться и невротические черты в поведении ребенка. У ребенка может
возникнуть неуверенность в себе и своих силах, это состояние как черта
характера – негативная установка на самого себя, на свои возможности и силы.
Неуверенность
в себе порождает нерешительность и тревожность, а это в свою очередь влияет на
формирование характера личности. В процессе жизни и развития личности возникают
внутренние противоречия. Эти противоречия, вступая между собой в борьбу,
становятся источником активности, направленной на разрушение внутренних противоречий.
Противоречия
разрешаются посредством деятельности, которая приводит к образованию новых
свойств личности.
Таким
образом, можно сделать следующее заключение: все, что характерно для тревожных
взрослых можно отнести и к тревожным детям, тревожные взрослые, безусловно,
воспитают тревожных детей.
Тревожность
– это определенное состояние человека, которое может возникнуть в
неопределенных опасных ситуациях. Интенсивность
переживания и уровень тревожности мальчиков и девочек отличаются. Однако, у
детей дошкольного возраста тревожность – это не устойчивая черта характера и
данная ситуация обратима в положительную сторону.
Если
у ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) усиливается тревожность, то
могут развиться невротические черты. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и
колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко
инфантилен, повышенно внушаем. Это способствует образованию реакций
психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.
Для
снижения проявления тревожности у детей с ЗПР необходимо проведение
целенаправленной коррекционно-развивающей работы. Составление
коррекционно-развивающей программы невозможно без выявления общего уровня
тревожности. Поэтому целью нашего экспериментального исследования было
выявление уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Можно
снизить уровень тревожности, если проводить психологические мероприятия,
направленные на поддержку и сопровождение тревожных детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Исследование тревожности в зарубежной и отечественной психологии
1.1 Понятие
тревожности и ее основные характеристики Тревога
в мире человеческих переживаний — явление столь распространенное и имеет
столько разных особенностей, что очень трудно определить, с какого периода
развития индивида следует начинать анализ предпосылок ее возникновения.
У
большинства детей дошкольного возраста возникает наибольшая выраженность страхов,
которая вызвана не только эмоциями, но и пониманием самой опасности.
Вследствие
чего ребенок постоянно испытывает тревогу. Теоретически, как подчеркивают
многие авторы, разница между тревогой и страхом проста: страх — это реакция на
конкретно существующую угрозу; тревога — это состояние неприятного предчувствия
без видимой на то причины (причина существует только в сознании человека)[1].
Но
при анализе конкретного случая состояния напряжения установить эту разницу
довольно непросто. Часто очень трудно сказать, является ли наблюдаемая реакция
страхом или тревогой, или чего в ней больше — страха или тревоги, или в какой
момент страх переходит в тревогу и наоборот.
Психологическая
проблема тревоги имеет еще один аспект исследования — установление различия между
нормальной, рациональной тревогой и патологической, невротической тревогой.
Психиатры до недавнего времени рассматривали любую тревогу как невротическую,
не принимая во внимание особенностей внешней ситуации, которые могут
естественным образом обусловливать тревогу.
Эту
точку зрения критикует Тиллих (1995), который полагает, что в теории много
путаницы именно из-за отсутствия четких различий между экзистенциальными и
патологическими формами тревоги. Установить такие различия невозможно одним
лишь глубинным психологическим анализом.
Без
онтологического понимания человеческой природы невозможно создать стройную
всеобъемлющую теорию лишь на основе исследований, проведенных психологами.
Реакция
испуга также является предпосылкой тревоги, так как в жизни индивида она играет
роль связывающего звена между реакцией испуга и завершение мыслительного
процесса. Младенческая тревога сама по себе может рассматриваться как
предпосылка «психической» тревоги.
Мы
не можем вести речь о психологии аффекта, так как реакции аффекта носят чисто
физиологический характер[2]. [1] Микляева, Н.В. Основы
коррекционной педагогики и коррекционной психологии: воспитание и обучение
детей с задержкой психического развития: учебное пособие. / Н.В. Микляева. —
Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 236с. [2] Астапов, В. М. Тревожность у детей
/ В. М. Астапов. — 2-е изд. — Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. —
160 c.