Курсовая с практикой на тему Особенности проявления тревожности младших школьников с задержкой психического развития воспитывающих в условии социальной депривации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающих в условиях социальной депривации 7
1.1 Категория тревожность в психологии 7
1.2 Влияние условие социальной депривации на развитие личности 12
1.3 Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития 16
Глава 2. Исследование тревожности у младших школьников с задержкой психического развития, воспитывающих в условиях социальной депривации 22
2.1 Организация и проведение исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 23
Заключение 33
Библиографический список 36
Введение:
Актуальность. Согласно представлениям В.М. Астапова, Г.М. Бреслов, В.Р. Кисловской, Е.П. Ильин, Е.В. Новиковой, А.М. Прихожан,
З. Фрейда. Все они отмечали, что тревожность, как правило, не является устойчивой чертой характера, но именно с детства высокий уровень тревожности закрепляется и становится чертой личности, что естественно создает угрозу в психическом развитии личности. Принято считать, что проблема тревожности как психологическая проблема впервые подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. Автор отмечает, что тревожность – это реакция на опасность, неизвестную и не определенную [2;5].
Согласно исследованию Л. М. Костина, А. М. Прихожан, Ч. Спилбергер, К. Хорни, З. Фрейд, тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревожность является значительным фактором регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности и представляет исключительный интерес для психологического изучения [5].
Как отмечают, Л. И. Божович, В. В. Ковалева, В. С. Мухина, П. М. Якобсон, младший школьный возраст является одним из самых сложных и противоречивых периодов становления личности. Данный этап начинается кризисом семи лет и поэтому, считается наиболее «эмоционально насыщенным» [5].
Эмоциональное развитие у обучающихся с задержкой психического развития имеет ряд специфических черт, которые зависят от возраста, этиологии, а также от социальной среды. Все это свидетельствует о необходимости глубокого изучения особенностей проявлений школьной тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта [5].
Цель исследования: исследовать особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития, воспитывающих в условиях социальной депривации.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2.Изучить особенности проявления тревожности младших школьников с задержкой психического развития.
3.Выявить особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития, воспитывающих в условиях социальной депривации.
Объект исследования: тревожность младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности тревожности младших школьников с задержкой психического развития, воспитывающих в условиях социальной депривации.
Гипотеза исследования: существуют выраженные особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
Методы исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод количественного и качественного анализа. В качестве диагностических методик использовали «Тест изучения школьной тревожности «(Б.Н. Филллипса)», «Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение, методика «(Р. Сирса)», «Тест Г. Теммл, М. Дорки и Ф. Амен» тест тревожности Р. Сирса, тесты «Рисунок человека», «Формальные показатели рисунка» (в интерпретации А.Л. Венгер).
Теоретическая значимость исследования: Обобщили теоретические представления о проявления тревожности младших школьников с задержкой психического развития воспитывающих в условии социальной депривации.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами образовательных организаций при планировании содержания учебно-воспитательного процесса, обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации
База исследования: исследование проводили на базе краевого государственного казенного учреждения «Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей оставшиеся без попечения родителей» «Детский дом № 21»,п. Хурба Комсомольского района. В исследовании приняли участия младшие школьники с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» в количестве 10 испытуемых.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка включающего …. наименований.
Заключение:
Во время исследования нами:
1. Определены критерии и показатели уровня тревожности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выяснено состояние уровня тревожности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития и определены его особенности.
Тревожность – обстоятельное эмоциональное препятствие, усложняющее жизнь ребенка и влияет на его психическое здоровье. Одной из основополагающих причин детской тревожности представляет собой нарушение детско-родительских отношений.
Пребывание в состоянии тревожности у младших школьников с ЗПР и их отношение к фрустрационных ситуаций имеет специфические особенности, обусловленные структурой дефекта. Выраженная структура дефекта не позволяет без организованной психологической коррекции реализовать потенциальные возможности детей в процессе обучения и воспитания. Пребывание в состоянии тревожности в значительной степени замедляет темп интеллектуального и психического развития, что, в свою очередь, негативно сказывается на личностных проявлениях учащихся с ЗПР.
3. Можно констатировать, что значительное количество детей с ЗПР соматогенного согласования осознает свою ответственность за процесс обучения, иногда неспособность к обучению на том уровне, которого требует учитель. В связи с частыми болезнями и особенностями нервной системы такие дети отличаются повышенным и высоким уровнем школьной тревожности. Находясь в состоянии постоянного эмоционального неудовлетворения, без нужной психолого-педагогической поддержки, состояние ребенка в большинстве случаев может ухудшаться. Это, в свою очередь, негативно повлияет на дальнейшее обучение и развитие личности такого ребенка, потому что приводит к возникновению неврозоподобных состояний и неврозов.
Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения не понимают требований учебно-воспитательного процесса. Обучение не сформировано в них как ведущая деятельность. В своем большинстве дети данной категории отстают от своих сверстников с другими формами задержки психического развития. При этом, отсутствие ответственности за образовательный процесс с их стороны негативно отражается на становлении личности в целом и на процессе обучения в частности. Таким детям нужна квалифицированная помощь коллекционного педагога и специального психолога.
Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод о том, что состояние тревожности проявляется с возрастом у детей с ЗПР.
Наиболее выраженными признаками тревожности являются как открытые внешнему наблюдателю симптомокомплексы (легко краснеет (бледнеет); суетлив, много лишних жестов; часто напряжен, скован; легко пугается), так и проективные переживания, представления, нашедшие выражение в рисунках (вытянутая фигура человека; пустые глаза; сильный нажим; штриховка; стирание и т. др.).
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающих в условиях социальной депривации
1.1 Категория тревожность в психологии
Словарь по психологии предоставил следующее определение тревожности. Тревожность является индивидуальным психологическим качеством, которое проявляется в склонности человека часто и интенсивно испытывать тревожные состояния и в низком пороге его возникновения. Его рассматривают как индивидуальное образование и/или свойство темперамента, которое возникает в результате нервных процессов [10].
Проблема тревожности в качестве психологической стала рассматриваться в исследованиях З. Фрейда. Необходимо сказать о том, что мнение Фрейда, которое касается тревожности и страха, очень близко к традициям философии, что берет свое начало от С. Кьеркегора. Они считали, что необходимо разграничить страх и тревогу, поскольку страх является реакцией на определенную, знакомую опасность, а тревожность – на опасность, не известную и не определяемую [41].
З. Фрейд считал, что тревожность – это неприятное эмоциональное переживание, которое является сигналом опасности. Тревожность состоит из переживания неопределенности и чувства беспомощности. Для тревожности характерны три основных признака: специфическое чувство неприятного; соматические реакции, прежде всего усиление биения сердца; осознание данного переживания [41].
В начале З. Фрейд считал, что существует также бессознательная тревожность. А затем он пришел к выводу, что тревожность является состоянием, которое переживается сознательно и сопровождается увеличением умения правильно относиться к опасности – убегать или бороться. Фрейд утверждал, что тревожность возникает в результате того, что подавленная энергия задерживается. Но затем он изменил свою точку зрения и сделал вывод, который заключается в том, что тревожность вызывает подавление, а не является его результатом. Тревожность – это повторение в наших фантазиях ситуаций, которые связаны с переживаниями беспомощности, что человек испытывал ранее [42].
Прообразом данных ситуаций может быть травма рождения.
По мнению А. Адлера, основой индивидуального конфликта, неврозов и тревожности являются противоречия между «хотеть» (воли к могуществу) и «мочь» (неполноценность), которые возникают в результате стремления к превосходству. От разрешения данного противоречия зависит дальнейшее развитие личности [18].
В теории К. Хорни, главные источники тревоги и беспокойства личности находятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений. По мнению К. Хорни, посредством удовлетворения этих потребностей человек желает избавиться от тревоги. Но поскольку невротические потребности не насыщаемы, то удовлетворить их нельзя, а также нельзя избавиться от тревоги [43].