Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности проявления конфликта в деятельности авиаспециалиста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.1 Подходы к пониманию конфликта в концепции отечественных и зарубежных ученых 6
1.2 Роль межличностных конфликтов в деятельности авиаспециалиста 9
Выводы по Главе I 20
Глава II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАСПЕЦИАЛИСТА 22
2.1 Специфика деятельности авиаспециалиста 22
2.2 Психологическое сопровождение авиаспециалистов в конфликтных ситуациях 27
Выводы по главе II 33
Заключение 35
Список литературы 38

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. В современных экономических условиях от персонала требуется утверждение таких личностных качеств, как творческая инициатива, высокая коммуникативная компетентность, стрессоустойчивость, поведенческая гибкость. Все эти характеристики фактически являются профессионально-важными качествами авиаспециалиста и требуют пристального внимания психологов-исследователей.
В настоящее время напряженные социальные, экономические, демографические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в поведении личности. Среди них особую тревогу вызывают агрессивность и потенциальная конфликтность людей [10, 25]. Эти тенденции часто проявляются в профессиональной деятельности авиаспециалистов. Изучение и профилактику негативных эмоций и агрессивности в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. В связи с этим в последнее время вызывает озабоченность проблема агрессивности и конфликтов на рабочем месте. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что на безопасность полетов влияют различные группы факторов, такие как человеческий, технический фактор, неблагоприятные внешние условия. Среди них особую категорию факторов составляет человеческий фактор, основой которого является деятельность персонала авиационной системы. Как и во многих других сферах человеческой деятельности, в авиационной системе основным видом деятельности является групповое взаимодействие. От профессиональных качеств каждого члена авиационного коллектива зависит надежность системы в целом.
Конфликт можно определить как противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Конфликты возникают на почве противоположности интересов и социальных установок людей. Конфликтующие стороны начинают меньше думать о работе, а больше о борьбе, растет личная неприязнь. Крупные конфликты потрясают всю группу и могут привести к ее распаду. Поэтому важно изучить этот феномен в сложной и интересной деятельности авиаспециалистов.
Степень разработанности проблемы. Практическое значение проблемы глубоко раскрыто во многих исследовательских работах. А.Я. Анцупов [1] и Н.И. Леонов [23] описали предмет конфликтологии, выделили виды конфликтов и способы их урегулирования, В.В. Барабанщикова [2] исследовала проявление профессиональной конфликтности у сотрудников колл-центров, как следствие монотонности труда, Н.Н. Вересов [7] провел анализ причин возникновения конфликтов в рабочей среде и поделился эффективными методами урегулирования конфликтов при взаимодействии руководитель-подчиненный, Ларионов [22] исследовал причины возникновения конфликтов в трудовом коллективе, У. Мастербрук [26] проанализировал причины возникновения конфликтов в организации и предложил свои методы по увеличению эффективности производства и конкурентоспособности предприятия путем снижения конфликтности рабочей среды, М. Робер [30] обратил внимание на важность эффективного общения в коммуникации с окружающими и предложил методы по овладению бесконфликтной речевой компетенцией.
В монографии А.В. Сидоренков и О.Ю. Шипитько систематично и полно проанализировано современное состояние исследования конфликтов в области малых групп за рубежом и в нашей стране, описаны подходы к пониманию природы противоречия и конфликта, существующие направления исследования противоречий и конфликтов, а также модели групповой эффективности. Приведены результаты апробации многомерной модели внутригруппового конфликта и комплексного исследования связей между противоречиями, конфликтами и производственно-экономической и социально-психологической эффективностью малых производственных групп и неформальных подгрупп в группах.
Целью исследования является изучение особенностей конфликтов в деятельности авиаспециалиста и пути их преодоления.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
— раскрыть подходы к пониманию конфликта в концепции отечественных и зарубежных ученых;
— изучить роль межличностных конфликтов в деятельности авиаспециалиста;
— раскрыть специфику деятельности авиаспециалиста;
— определить особенности конфликтов в деятельности авиаспециалиста и пути их преодоления;
— предоставить психологические рекомендации авиаспециалистам по урегулированию и профилактике возникновения конфликтов в малой группе.
Гипотеза исследования: в зависимости от обстоятельств и причин конфликтной ситуации, конфликт в деятельности авиаспециалиста может, как снизить эффективность труда экипажа, так и мобилизовать внутренние силы пилотов.
Объект исследования: профессиональная деятельность авиаспециалиста.
Предмет исследования – особенности проявления конфликтов в деятельности авиаспециалиста и пути их преодоления.
Для решения поставленных исследовательских задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез научных источников, отражающих состояние изученности поставленной в исследовании проблемы; теоретические методы анализа феноменов конфликта и стресса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на основании проведенного исследования выдвинутая гипотеза была подтверждена, а так же были сделаны следующие выводы.
1. Конфликт — это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое сопровождается негативными эмоциональными переживаниями. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов, суждений и взглядов, которые можно считать необходимым условием возникновения конфликта. Для конфликта всегда характерно противостояние субъектов социального взаимодействия, которое проявляется через нанесения взаимного ущерба (мoральнoгo, материальнoгo, физического, психологического и т.д.).
2. Вместе с тем, конфликты в коллективе могут выполнять как положительные, так и отрицательные функции.
3. Преодолеть или предотвратить конфликты в трудовом коллективе возможно только тогда, когда руководитель умеет эффективно управлять конфликтами. Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие на ликвидацию (минимизацию) причин появления конфликта, или коррекцию поведения участников.
Управление конфликтами включает конкретные виды деятельности:
— профилактика и предотвращение возникновения конфликта;
— диагностика и регулирование конфликта на основе корректировки поведения его участников;
— прогнозирование развития конфликтов и оценка их функциональной направленности;
— разрешение конфликта.
В процессе управления конфликтом выделяют конкретные виды воздействия: диагностика, прогнозирование, профилактика, предотвращение, ослабление, урегулирование, решение, завершение. Управление конфликтами может осуществляться на всех этапах его возникновения и развития.
4. Решение конфликтов — это устранение полностью или частично причин, которые провоцируют конфликтную ситуацию. Основными направлениями решения конфликтов являются силовое решение, решение конфликта с «приговором», кооперационное разрешение конфликта.
5. Особенность профессиональной деятельности специалистов авиационной сферы заключается в том, что она имеет выраженный коллективный характер, что не только предусматривает распределение функций, но и требует полного согласования этих действий в процессе работы.
6. Неадекватные взаимоотношения, как причина напряженности и конфликтности атмосферы среди группы, могут сложиться и между личностями, которые воспринимаются в группе как следствие соперничества и борьбы за роль неофициального лидера.
7. Важность изучения психолого-педагогических условий формирования индивидуальных качеств членов коллектива связана также с тем, что, несмотря на относительную устойчивость качеств личности, они могут изменяться под влиянием условий окружающей среды, особенностей действия других факторов, длительности выполнения работы. Особое внимание надо обратить на поддержку благоприятной групповой атмосферы и групповой совместимости, что является необходимым условием успешной деятельности, критериями оценки которой является результат эффективности безаварийной профессиональной деятельности; изменение функций организма в процессе работы и субъективное удовлетворение совместной деятельностью.
8. Для достижения оптимальной совместимости между членами экипажа авиационными психологами разрабатывается «психологический паспорт» члена летного экипажа, в котором дается перечень основных параметров, характеризующих деятельность летчика.
9. Выбор стратегии психологического «сопровождения» авиационного специалиста, который переживает жизненный кризис — это выбор между «поверхностной» стратегией его адаптации к кризисной ситуации путем управления психофизиологическими ресурсами его организма — и между стратегией укрепления «ядерными» характеристиками личности, способствующими раскрытию глубинных ресурсов активности.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1 Подходы к пониманию конфликта в концепции отечественных и зарубежных ученых
Конфликтом называется отсутствие согласия между двумя или более сторонами, каждая из них делает все, чтобы непосредственно ее точка зрения была принята, и мешает делать то же самое иной стороне [1, 28]. В литературе конфликт отождествляется зачастую с войной, спорами, угрозами и т.д., поэтому бытует мнение, что конфликт – всегда нежелательное явление, его надо избегать и разрешать немедленно, едва он появится. Однако конфликт в большинстве ситуаций позволяет обнаружить большую разницу в точках зрения, значительное количество проблем либо альтернатив, предоставляет вспомогательную информацию. Это делает более эффективным процесс принятия групповых решений и позволяет выразить людям собственные мысли, удовлетворяя тем самым личные потребности во власти и уважении.
Конфликт может являться функциональным и способствовать возрастанию продуктивности организации, или он является дисфункциональным и провоцирует уменьшение продуктивности организации и личной удовлетворенности сотрудничества в группе [14, 44]. В целом, роль конфликта зависит от того, с какой эффективностью им управляют.
Чаще всего возникают следующие четыре типа конфликтов:
• внутриличностные (интраперсональные), которые возникают на уровне одной личности (например, на уровне непосредственно преподавателя или студента);
• межличностные (интерперсональные), которые возникают между двумя личностями (например, между двумя студентами);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы