Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Особенности проявления буллинга в разные возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие буллинга: виды и формы 5

2. Возрастные особенности проявления буллинга 13
2.1. Дошкольный возраст 13
2.2. Школьный возраст 16
2.3. Буллинг во взрослом возрасте 23

Заключение 27
Список литературы 28

 

  

Введение:

 

Введение
Понятие «буллинг» является достаточно новым в современной науке, но само явление наблюдается в жизни общества длительное время. Причина преобразования термина «буллинг» в международное определение является актуальностью исследования данного явления.
Актуальность исследования особенностей проявления буллинга в разные возрастные периоды обусловлена социальными, психологическими, юридическими и педагогическими проблемами проявления и последствий буллинга. Буллинг является актуальной проблемой современности, которая требует решения.
Буллинг (bullying) означает травлю, запугивание и третирование, которое реализуется намеренно против определённой личности, что может привести к серьёзным психологическим и физическим последствиям. К сожалению, данное явление наблюдается ещё в дошкольном возрасте, продолжается в школе, студенческие годы, и даже во взрослом возрасте, когда агрессоры и «жертвы» являются зрелыми личностями. Одним из ярких примеров «взрослого буллинга» является «офисная травля».
Фактически буллинг является проблемой человечества в общем, ведь на протяжении жизни каждый встречается с данным явлением, которое оказывает сильное впечатление на прямых участников насилия и очевидцев. Самым неблагоприятным исходом буллинга для «жертвы» являются случаи суицида, что так же привлекает внимание специалистов для изучения данной проблемы.
Так как буллинг является общечеловеческой проблемой, которая имеет место в детском возрасте, то исследованиями в данном направлении занимались зарубежные специалисты: Д. Лэйн, И.Н. Кон, И. Бердышев и др. Отечественные специалисты: Г. Э. Бреслав, С. Л. Колосова, Н. М. Платонова, Т. Г. Румянцева, О. В. Хухлаева, и др. Труды данных учёных позволили выявить, что агрессивность как свойство, имеется у многих детей, но проявляется в силу различных причин.
Объект исследования — социальны организации разных возрастных групп.
Предмет исследования — особенности реализации буллинга в различные возрастные периоды.
Цель исследования — выявить особенности проявления буллинга в различные возрастные периоды.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию «буллинг», изучить его формы и виды;
2. Изучить возрастные особенности проявления буллинга в дошкольном возрасте;
3. Изучить возрастные особенности проявления буллинга в начальной, средней и старшей школе;
4. Изучить возрастные особенности проявления буллинга во взрослом возрасте.
В данной работе использовались такие методы исследования как анализ и синтез теоретического материала. Методологической основой для исследования послужили научные труды педагогов и психологов относительно буллинга, агрессивности и девиантного поведения в обществе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе были рассмотрены особенности проявления буллинга в разные возрастные периоды, но стоит отметить, что определение ролей «жертвы» и «обидчика» формируется ещё в детстве, поэтому и предотвращать буллинг следует с детского возраста. Буллинг влияет на эмоциональное и социальное развитие участников, на школьную адаптацию и может спровоцировать тяжёлые психологические последствия. «Жертвы» получают тяжёлую психологическую травму независимо от вида травли.
Психологи отмечают, что спустя годы, на тренингах люди, вспоминая травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих болезненных переживаниях в тот момент. Поэтому можно точно сказать, что буллинг — это сильная эмоциональная травма для ребёнка, из-за чего к ребёнку необходимо прислушиваться и оказывать помощь.
Во взрослом возрасте личности, которые были в детстве «жертвами» буллинга, характеризуются более высоким уровнем депрессии и более низким уровнем самооценки, страдают социальной тревожностью, одиночеством и беспокойством. Такие люди часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжёлой депрессией в зрелом возрасте. У взрослых людей, которые в детстве были «агрессорами» буллинга с возрастом повышается риск попасть в криминальные группировки.
Педагогам и родителям всегда следует обращать внимание на поведение детей, ведь, несмотря на то, что «жертвы» и свидетели буллинга молчат, у них меняется поведение. Они становятся более закрытыми и превращаются в одиночек, что уже должно стать сигналом для беспокойства и выявления причин. Всё это достаточно серьёзно, так как буллинг способствует формированию равнодушных и безынициативных личностей с психологическими нарушениями, которые, в крайнем случае, склонны к суициду.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие буллинга: виды и формы
Так как существует множество вариантов трактовки термина «буллинг», то рассмотрим некоторые варианты. Например, Д. Лэйн считал, что буллинг относится к школьной травле. Лэйн и Роланд соглашались в том, что буллинг подразумевает длительное физическое или психическое насилие по отношению к одному лицу, неспособному противостоять данному насилию, со стороны другого лица или группы лиц. Психотерапевт И. Бердышев рассматривал буллинг в качестве сознательного и продолжительного насилия, которое не имеет характер самозащиты и исходит со стороны одного или нескольких лиц. Социолог И.Н. Кон считал, что буллинг можно охарактеризовать, как запугивание, физический или психологический террор, который направлен на конкретную личность, с целью вызвать у него страх, с помощью которого можно подчинить себе жертву.
Т. Фалд, создатель ресурса в Интернете с названием, которое переводится как «Буллинг онлайн», рассматривал буллинг в рамках рабочей ситуации, где считался постоянным негативным поведением одного сотрудника по отношению к другому сотруднику или к группе сотрудников. Буллинг на работе, по мнению Фалда, проявляется в виде различных необоснованных придирок, негативной оценке работы или отказ от какой-либо оценки, в виде стремления изолировать сотрудника или группу сотрудников от остального коллектива. Буллинг во взрослом возрасте так же может характеризоваться распусканием «грязных» слухов и сплетен.
Данные характеристики «буллинга» нельзя назвать абсолютными, они скорее выражают общее представление о данном процессе. В действительности буллинг это более глубокое негативное влияние на «жертву» [8, 10].
Буллинг — это умышленное, которое не носит характер самозащиты и не санкционированное нормативными правовыми актами государства, длительное и повторяющееся физическое или психологическое насилие со стороны одного лица или группы лиц, имеющих некое преимущество (физическое, психологическое, административное и т.д.) относительно индивида. Данное насилие происходит чаще в организованных коллективах с определённой личной целью (заслужить авторитет) [10].
Так как буллинг — это разновидностью насилия, то он может иметь различные виды проявления. Чаще буллинг встречается в организованных коллективах, поэтому рассмотрим основные социальные организации, где данный вид насилия может проявляться и основные виды буллинга. Социальные организации: школы; работа; в армии буллинг именуется «дедовщиной».
Особой социальной организацией является информационное пространство и социальные сети в частности, где проявляется особая форма буллинга — кибербуллинг. Кибербуллинг в настоящее время считается одним из самых распространённых видов буллинга среди подростков и молодёжи.
Рассмотрим основные виды буллинга, которые стали всё чаще проявляться в современном обществе. Стоит отметить, что оскорбление чести и достоинства человека бывают нескольких видов [8, 11]:
1. Физическое насилие. Предполагает избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники и «пинки».
2. Эмоциональное насилие.
• Предполагает угрозы, насмешки, обидные клички, постоянные замечания, негативные необъективные оценки деятельности, высмеивание, оскорбление и унижение объекта насилия в присутствии других личностей, принуждение делать то, что «жертва» не хочет.
• Предполагает распространение слухов и сплетен, социальное исключение и изоляция (не принимают конкретную личность в общий коллектив), избегание и манипуляция отношением (если общаешься с ним, то мы с тобой общаться не будем).
• Может характеризоваться дискриминацией по национальным и социальным признакам. Выделяют физические недостатки, используют в общении нецензурную брань. Стремятся умышленно довести конкретную личность до состояния стресса или нервного срыва.
• Ещё один вариант данного типа насилия характеризуется распространением информации об объекте насилия в виде сообщений, нашёптыванием оскорблений, чтобы жертва тоже слышала это. Распространение унизительной информации относительно жертвы.
3. Сексуальное насилие. Данный вид насилия характеризуется использованием личности для удовлетворения сексуальных потребностей или для получения выгоды. К данной группе насилия относится вовлечение личности в проституцию или бизнес порнографического характера, обнажение перед личностью половых органов и ягодиц, подглядывание за личностью в момент оголения (переодевание, приём водных процедур и т.д.).
4. Экономическое насилие предполагает порчу и отнятие личных вещей, вымогательство, отнимание денежных средств, повреждение имущества или принуждение жертвы к реализации воровства с целью возложения вины и ответственности за воровство на жертву.
5. Кибербуллинг делится на несколько групп с учётом способа реализации [8, 14]:
• Мобильный телефон — совершают анонимные звонки и отправляют сообщения угрожающего или оскорбляющего рода. Размещение компрометирующего видео материала или фотографий в интернете.
• Чат. В чате так же отправляют анонимные угрозы и оскорбления; создаются группы, где игнорируют определённые лица. Для сбора компрометирующего материала с жертвой устанавливают мнимые дружеские или родственные отношения для выявления личной и интимной информации.
• Электронная почта. Рассылка негативных сообщений и непристойных материалов: видео, фотографии, вирусы. Возможен взлом аккаунта «жертвы» для использования почты в личных целях или для рассылки информации, так же для удаления аккаунта.
• Социальные сети используются для написания обидных комментариев к фотографиям личности, видео на стене пользователя, в группах. Здесь же распространяются видео и фотографии непристойного содержания. Возможен злом аккаунта с целью отредактировать его, чтобы испортить репутацию личности. В социальных сетях могут создать группу, где будет выражаться ненависть и травля по отношению к конкретной личности, или фиктивный профиль для третирования конкретной личности.
• Видео порталы. Данный ресурс используют в рамках кибербуллинга для публикации в сети-интернета непристойного материала, компрометирующего и позорящего выбранную личность.
В буллинге имеется три позиции: позиция жертвы, задиры (булли) и сторонника. Рассмотрим психологические характеристики представителей каждой позиции.
1. Булли (буллеры, обидчики, агрессоры, организаторы травли) чаще действуют по наставлению более сильных агрессоров. У данных лиц отмечаются низкие показатели основной деятельности (в школе, на работе), частые прогулы, случаи драк, воровства или употребление спиртного и табачных изделий. Буллингом чаще занимаются лица с негативным девиантным поведением. Можно сказать, что агрессоров чаще не останавливают общепринятые правила, поэтому используют насилие для достижения своей цели.
Чаще буллерами становятся дети с одним или несколькими критериями: воспитание в неполной семье; воспитание в семье, где мать негативно относится к жизни и не занимается ребёнком, обделяет его материнской лаской и любовью. Так же буллерами становятся дети из властных и авторитарных семей; из конфликтных семей; ребёнок с низкой стрессоустойчивостью и низкой успеваемостью [8, 11].
Буллеры чаще являются активными и общительными детьми, которые стремятся быть лидером в своём окружении. Буллеры являются агрессивными личностями, которые используют для самоутверждения безответную и слабую жертву. Агрессоры стремятся быть в центре внимания, они высокомерные, разделяют окружение условно на «своих» и «чужих» (это результат воспитания в семье). Булли являются максималистами, которые не признают компромиссов, обладают низким уровнем самоконтроля, не умеют нести ответственность за свои поступки, это невоспитанные дети.
Буллеры импульсивные личности, раздражительные, эмоционально неустойчивые, имеют завышенную самооценку, враждебны, не имеют коммуникативных навыков при внешнем соблюдение общепринятых норм и правил, склонны ко лжи.
2. Группа преследователей, с помощью которых буллер реализует свою агрессию.
Преследователями чаще становятся несамостоятельные личности, которые быстро поддаются влиянию окружающих, не имеют собственной инициативы. Преследователи всегда стремятся следовать правилам и определённым стандартам, что способствует созданию впечатления о данных детях, что они прилежные и законопослушные. Такие дети не признают свою ответственность за происходящее, считая виноватыми других. Преследователи часто подвержены жёсткому контролю со стороны старших (например, родители чрезмерно требовательные и склонны применять физические наказания). Данная группа детей характеризуется эгоцентричностью, от них часто можно слышать фразу: «Я не подумал об этом». Такие личности неуверенные и весьма дорожат мнимой «дружбой» с более сильными личностями (агрессором, лидером), они трусливые и озлобленные [8, 14].
3. Жертвой буллинга чаще становятся дети с необычной внешностью, с внешне заметными заболеваниями; тихие и слабые дети, которые не умеют за себя постоять. Жертвой стать могут дети, которые одеваются неопрятно или слишком вызывающе (выделяются в коллективе), одарённые дети без друзей, те кто хвастает достижениями своих родителей. В современном мире причиной для буллинга может стать отсутствие электронных новинок или наличие дорогих гаджетов, которые не доступны всем. Жертвой чаще становятся прогульщики, ябеды, отстающие в учёбе, гиперопекаемые со стороны родителей, асоциальные и некоммуникабельные дети, физически

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы