Курсовая с практикой на тему Особенности проявления акцентуаций характера у детей подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. ПРОЯВЛЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ 19
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что в наше время человек более чем когда-либо подвергался травмирующим факторам. Стресс и другие виды нервных срывов могут возникать как на рабочем месте, так и в повседневной жизни.
Урбанизация, ускоряющая ритм жизни, информационная перегрузка усиливают напряжение, часто способствуют возникновению и развитию пограничных форм психоневрологической патологии, что делает проблему психопрофилактики одной из важнейших задач защиты психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет диагностика акцентуаций характера, которые способны перейти в патологическое состояние. Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и «сгладить углы» межличностных отношений.
Определение акцентуаций характера в подростковом возрасте необходимо, так как это время считается самым трудным и критическим в человеческом развитии. Именно в этот период, согласно статистике, происходит наибольшее количество самоубийств и незаконных действий, именно в этом возрасте часто формируются зависимости (наркотики, алкоголь и т.д.). Акцентуация — это понятие, введенное К. Леонхардом и означающее чрезмерную строгость индивидуальных характеристик и их комбинаций, представляющих крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Подчеркивание характера (другими словами, это чрезмерное обострение индивидуальных черт личности) является динамическим явлением, во многом зависящим от текущей социальной ситуации.
Различные акцентуации характера предполагают разные типы и методы обучения, в зависимости от того, что они могут сгладить или усугубить основные проблемы подростка.
Это положение объясняет актуальность постановки и развития проблемы акцентуации характера у подростков. Почему объектом исследования являются индивидуальные психологические особенности подростков, объясняется тем, что при формировании характера очень отчетливо выявляются его типологические особенности, не сглаженные и не затушеванные жизненным опытом в этом возрастном периоде. Со временем особенности акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет нам говорить о «преходящих акцентуациях подросткового характера».
Научная новизна состоит в том, что проблема акцентуации характера у подростков является актуальной научной и практической проблемой социальной психологии.
Это связано, в первую очередь, с тем, что формирование новых рыночных отношений в нашей стране приводит к трансформации важнейших институтов социализации — семьи, школы, прежде всего, отражающей будущее поколение, от которого зависит будущее нашего общества, его духовно-нравственное благополучие, культурное и экономическое развитие.
Степень разработанности. Исследованием данной проблемы занимались: Иванов Н.Я., Раан А.А., Калинина Е.А. и другие. В зарубежной литературе: Э. Кречмер, З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Г. Олпорт и т.д.
Объект исследования: индивидуально-психологические особенности подростков.
Предмет исследования: акцентуации характера личности подростка.
Цель исследования: выявить взаимосвязь характерологических черт личности, присущих определенному психотипу.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. Изучить проявление акцентуаций в подростковом возрасте;
3. Провести диагностику проявлений акцентуаций характера подростков;
4. Разработать рекомендации по коррекции дезадаптивных форм поведения у акцентуированных подростков.
Методы исследования: анализ теоретической научно-методической литературы, анализ, синтез.
Практическая значимость исследования заключаются в том, что эмпирические методы могут быть использованы на практике в образовательных учреждениях.
База исследования: МОУ СШ № 1 города Волгограда.
Курсовая работа общим объемом 32 с. состоит из введения (3c.), двух глав (первая глава – 13 с., вторая глава – 8 с.), заключения (2с.), списка использованной литературы (22 источника), содержит одну таблицу.
Заключение:
Цель исследования была достигнута путем решения следующих задач:
1. Рассмотрены особенности подросткового возраста.
Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный период полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка обычно считается особенно трудным как для родителей и учителей, так и для самих детей.
2. Изучено проявление акцентуаций в подростковом возрасте.
В период формирования подростка его типологические особенности, еще не сглаженные жизненным опытом, проявляются настолько ясно, что иногда они напоминают психопатии, то есть патологические аномалии характера. По мере того, как вы становитесь старше, акцентуации становятся более плавными.
Типы акцентуаций характера очень похожи и частично совпадают с типами психопатий.
3. Проведена диагностика проявлений акцентуаций характера подростков;
Эксперимент показал, что основную роль в развитии акцентуации играют условия воспитания, в том числе условия строгих взаимоотношений, особенности развития в раннем детстве, генетический фактор и влияние антиобщественной среды. В других случаях, когда характер подчеркивается, неадаптивными формами поведения либо полностью отсутствуют, либо недолговечны.
4. Разработаны рекомендации по коррекции дезадаптивных форм поведения у акцентуированных подростков.
Для нормального развития подростка иногда требуется коррекция всех его семейных отношений, таких как:
1) чрезмерные требования родителей,
2) соперничество братьев и сестер,
3) чрезмерные амбиции подростка.
Чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен использовать слова, которые помогают развить позитивную самооценку и чувство адекватности для подростка.
Практическая часть этой работы посвящена выявлению такой связи между подчеркнутыми чертами характера и типом подросткового поведения в конфликте и конфликте.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь между выраженностью акцентированных черт и показателями конфликта у подростков.
Полученные в работе данные могут быть использованы учителями, родителями, социальными работниками для адекватного взаимодействия с подростками и для разработки эффективных программ, направленных на исправление высокого конфликта подростков, с учетом индивидуальных особенностей подростков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный период полового созревания. Подростковый период в развитии ребенка обычно считается особенно трудным как для родителей и учителей, так и для самих детей. Основой этой оценки является обилие критических, психологических и физиологических состояний, которые объективно возникают в процессе развития, которые иногда называют «критическими периодами детства». Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки детского организма: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. Организм претерпевает кардинальные изменения в связи с деятельностью желез внутренней секреции.
Метаболизм усиливается. Нарушение прежней согласованности в деятельности организма и пока еще нерегулируемой новой системы его функционирования являются основой общего дисбаланса подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких перепадов настроения от насильственной деятельности к летаргии и апатии.
Особенность подросткового возраста заключается в том, что внешне и по своим притязаниям он взрослый, а по своим внутренним характеристикам и возможностям он во многих отношениях еще ребенок. Отсюда постоянная потребность подростка в привязанности, внимании, интерес к играм, потребность в веселье, суете друг с другом [Краснова, 2005].
Наряду с этим, наряду с ощущением зрелости, подросток пробуждается и активно формирует самосознание, повышенное чувство достоинства и осознание пола. Подросток характеризуется повышенной критичностью. Если в детстве он не обращал внимания на многие события в окружающем его мире или был снисходительным в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое ему, делая свои собственные суждения, зачастую очень прямые, категорические и бескомпромиссные.
В результате авторитет родителей и учителей может быть значительно ослаблен или потерян навсегда. Подростки очень чувствительны ко всему, что касается не только оценки их личных качеств, но и оценки сильных и слабых сторон их семьи, родителей, друзей, любимых учителей.
Исходя из этого, подростки могут вступать в глубокий конфликт с обидчиком. Они могут отреагировать на потерю авторитета своих родителей или кого-либо еще значительного самым экстремальным и неожиданным образом: стать застенчивым, грубым, упрямым, агрессивным, вызывающе противоречить, начать курить, употреблять алкоголь или наркотики, сомнительные знакомства, побег из дома и т. д. [Знаков, 2009].
Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, представляет собой совокупность состояний, сильно предрасполагающих к воздействию различных травмирующих факторов. Самыми сильными из них являются плохое поведение родителей, противоречивые отношения между ними, наличие унизительных с точки зрения подростка и других недостатков, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не только усложняет воспитательную работу с ними, но и делает ее иногда практически невозможной.