Курсовая с практикой на тему Особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста 5
1.2 Агрессия: понятия, особенности, виды и формы 12
1.3 Проявление агрессии у студенческой молодежи 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 29
2.1 Описание организации и методов исследования 29
2.2 Анализ результатов исследования особенностей проявления агрессии в среде студенческой молодежи 33
2.3 Методические рекомендации по преодолению проявления агрессии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….52
Введение:
Актуальность исследования. Агрессивность в среде студенческой молодежи является одной из острых проблем педагогики и психологии. В последнее время в обществе наблюдается постоянно нарастающая волна юношеской преступности, увеличение количества индивидов, которые склонны к агрессивным формам поведения. Такое положение выдвигает на первый план задачи изучения психологических условий, которые вызывают эти явления, а также определение путей коррекционной работы с проявлениями агрессивного поведения в среде студенческой молодежи.
При этом необходимо учитывать, что та или иная форма агрессии характерна для большинства юношей. Но у определенной категории студентов агрессия становится устойчивой формой поведения, которая трансформируется в качество личности. Эти приводит к снижению продуктивного потенциала индивида, сужению возможностей полноценной социализации и деформации личностного развития.
Особое место в изучении агрессивности в психологии отводится юношескому возрасту (именно он совпадает с периодом студенчества). В первую очередь это связано с происходящими перестройками психологических структур личности, возникновением новых образований, которые определяют сознательное поведение человека. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности. Проблемами агрессии занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Среди них Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцева, Л.Ю. Иванова, Л.И. Семенюк, А. Басс, Дж. Доллард, З. Берковеци др. Проблему проявления агрессивных форм у индивидов юношеского возраста, вызванную сменой места учебы широко исследуют такие ученые как Г.А. Гурко, А.Н. Елизарова, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова и др.
Объектом исследования является процесс проявления агрессии в среде студенческой молодежи.
Предметом исследования выступает особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи.
Тем самым, целью исследования является определение особенности проявления агрессии в среде студенческой молодежи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1) выделить психологические особенности юношеского возраста;
2) исследовать понятие «агрессия», ее особенности, виды и формы;
3) изучить проявление агрессии у студенческой молодежи;
4) организовать эмпирическое исследование: подобрать выборку и методы;
5) проанализировать результаты исследования особенностей проявления агрессии в среде студенческой молодежи;
6) разработать методические рекомендации по преодолению проявления агрессии;
7) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что особенностями проявления агрессии в среде студенческой молодежи являются: повышенный уровень враждебности и направление агрессии на окружающих.
Методы исследования:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— проведение тестов;
— анализ результатов диагностики.
База исследования: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности. Социальные роли существуют не изолированно, а образуют системы, что перестраивает всю структуру личности. Центральное психологическое новообразование юношеского возраста – становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
Агрессия всегда предполагает проявление действия, с помощью которых индивид причиняет определенный ущерб объекту агрессии. Агрессия является ответом на результат действий, привлекших негативные последствия, а также выступает как модель поведения, сопровождаемая негативными эмоциями, оскорбляющими и повреждающими мотивами и негативной установкой индивида. Классификация видов и форм агрессивного поведения личности достаточно разнообразна. Зависит она от направленности, объекта, степени проявления и других факторов. Тем самым мы можем сказать, что проявления агрессия различные и обуславливаются они целью, достигаемой агрессивными действиями и методами совершения таких поступков. В связи с этим существует необходимость диагностики агрессивного поведения с целью определения эффективных способов его коррекции.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. В нем приняли участие студенты факультета языкознания и литературоведения в количестве 30 человек возрастом от18 до 19 лет.
Для того, чтобы выявить особенности в среде студенческой молодежи нами были использованы следующие методики: методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басс и А. Дарки), графическая методика «Кактус» (М.А. Панфилова), методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Проанализировав уровень агрессивности по методике А. Басса, А. Дарки мы пришли к выводу, что чуть больше половины студентов имеют нормальный уровень агрессивности, они не склонные к давиантному поведению. Остальные испытуемые агрессивно реагируют на окружающих людей и проявляют враждебность к окружающей действительности.
Результаты исследования по графической методике «Кактус» показали, что большая часть агрессивных студентов являются экстеровертированными. Более того, агрессия всех агрессивных испытуемых направлена на окружающих людей, что провоцирует массу конфликтов даже с неагрессивными студентами.
Результаты методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса показали, что большинство студентов предпочитают приспособиться к сложившейся ситуации. Скорее всего, это связано с тем, что они сильно выматываются эмоционально на в период сессии, поэтому в кругу друзей предпочитают уступить, чем вновь подвергаться стрессу. Чуть меньше студентов стараются ни о чем не думать, не брать на себя дополнительную ответственность, тем самым избегая конфликтных ситуаций. Чуть меньше испытуемых пытаются договориться со своим партнером, найти компромисс и не доводить до конфликта. И лишь малая часть пытается удовлетворить интересы всех членов группы, прибегая к сотрудничеству. И практически никто не хочет соперничать при решении конфликтов. Отметим, что соперничать предпочитают именно те студенты, чья агрессия направлена окружающих людей.
Итак, полученные в ходе эмпирического исследования данные, говорят о том, что проблема проявления агрессии в среде студенческой молодежи является достаточно актуальной и требующей детального изучения. Студентам, которым свойственно агрессивное поведение, необходимо коррекционное вмешательство со стороны педагогов и психологов. Именно по этой причине нами были разработаны методические рекомендации по преодолению агрессии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
1.1 Психологические особенности юношеского возраста
Понятие юношеского возраста включает в себя несколько аспектов. А именно:
— биологический возраст, то есть количество прожитых лет;
— возраст физиологический, имеется в виду физическое развитие человека;
— уровень личностного развития, то есть психологический возраст;
— гражданская зрелость индивида или социальный возраст [1, с. 83].
Особенностью является тот факт, что все эти возрасты могут не совпадать с определенным уровнем у одного и того же человека. Это связано с тем, что развитие может происходить не синхронно и не равномерно. Поэтому это составляет проблему в научных исследованиях при определении возраста студентов [1, с. 92].
В рамках данного исследования мы будем считать студентов индивидами юношеского возраста. При этом отметить еще некоторые особенности, которые необходимо учитывать при описании психологических особенностей. А именно такие:
— данный возрастной период считается кризисным, а потому возникают достаточно серьезные поведенческие особенности, характеризующиеся повышенной конфликтностью и агрессивностью;
— самостоятельность формируется достаточно плавно и спокойно, временами даже пассивно;
— изменения происходят достаточно резко и скачкообразоно, но они уже не вызывают эмоциональных взрывов (как было в подростковом возрасте) [7, с. 52].
Все выше описанное говорит о том, что при определении психологических особенностей юношеского возраста учитываются не только возраст, но уровень полового развития. Все дело в том, что у разных индивидов уровень полового развития может разительно отличаться. И проявляется он не только по внешним факторам, но и в различных эмоциональных реакциях. Эти реакции включают в себя структуру общения, самооценку, сексуальное развитие и других личностных характеристик личности.
Особенности юношеского возраста меняются с каждым новым поколением. То есть данные характеристики могут меняться с течением времени и быть совершенно не похожими на предыдущие. Однако данные характеристики меняются не только от поколения к поколению, но и от внешних факторов. То есть окружение существенно влияет на психологические особенности юношей [15, с. 93].
По этой причине мы остановимся лишь на общих особенностях данного возрастного периода, которые свойственны нынешнему поколению. Итак, в этот период завершается половое развитие и только начинается физическая зрелость. Поэтому личность становится готовой к увеличенным умственным и физическим нагрузкам [11, с. 82].
В период юношеского возраста индивид вступает в совершенно новую для себя среду, в частности, образовательную. Обучение в вузе кардинально отличается от обучения в школе. Меняется также и круг общения. В этот период человек освобождается от своей детской зависимости, что сопровождается кризисом. Индивид чувствует себя взрослым, понимает свою значимость, видит вокруг себя совершенно другую культуру, в которую ему необходимо «влиться». Все это приводит к осознанию и открытию собственного «Я», человек начинается осознавать собственную индивидуальность, учится рефлексии. Кроме этого, появляется стремление к созиданию, совершенно новое чувство для бывшего школьника. Это проявляется в стремлении к новым знаниям, появлении идей и т.д. Отныне личность воспитывает себя сама. Наибольшая работа предстоит над развитием самостоятельности, смелости и воли [12, с. 27].
Жизненные ценности и проблема их выбора занимают центральное место в системе иерархических ценностей индивида. Он определяется со своими приоритетами. Обособленное место занимают такие категории, как добро, честь, достоинство, долг – все это крайне волнует студента. Окружающие события оказывают сильное влияние на них, они пытаются найти свое место во всем этом, что, в свою очередь, помогает выйти за пределы внутреннего мира, расширить свое личное пространство и, как следствие, определиться с собственной позицией в обществе.
В связи с изменением жизненных условий, меняются и интересы человека в анализируемый возрастной период. Человек хочет подняться над предыдущим поколением, достичь чего-то большего, увеличить имеющиеся результаты. Из-за этого он находится в постоянном поиске новых идей и путей достижения своих целей. В результате происходит понимание собственных желаний и умений, которые уже имеются и которые необходимо приобретать.
Особой психологической характеристикой юного возраста считается направленность в будущее. При этом, такое положение относится к разным сторонам психической жизни. Студенты стоят на пороге социальной взрослости и у них появляются конкретные жизненные планы и соответствующие им мотивы [8, с. 93].
В период юности более реальными становятся представления о требованиях общества к личности. Так, для студента мнение взрослых становится достаточно весомым, при этом требования к личности и профессиональным умениям взрослого так же увеличиваются. Поведение в этот период времени становится целенаправленно-организованным, сознательным и волевым. Значительно место занимают сознательно выработанные или усвоенные критерии, нормы и жизненные принципы. Одновременно с этим появляются элементы мировоззрения и устойчивая система ценностей. Наблюдается интерес к внутреннему миру и появляется умение ставить себя на место другого, сопереживать ему [4, с. 82].
Что касается учебной деятельности, то она становится учебно-профессиональной, реализуя профессиональные и личностные устремления студентов. Ведущая роль отводиться мотивам, которые связаны с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с последующим образованием и самообразованием. Такие мотивы получают личностный смысл и становятся значимыми.