Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСОДИЧЕСКОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. 6

1.1. Просодическая сторона речи и ее развитие в дошкольном
возрасте. 6

1.2. Особенности интонационно-мелодического и
темпо-ритмического оформления высказывания у детей старшего дошкольного
возраста со стертой дизартрией  15

Выводы по первой главе. 22

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.. 23

2.1. Организация экспериментального исследования. 23

2.2. Анализ результатов экспериментального исследования. 24

Выводы по второй главе. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 37

  

Введение:

 

Ученые отмечают, что в
последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми
нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются
нарушения речи у детей и, в частности, проблема развития просодической стороны
речи у детей со стертой формой дизартрии.

Важной характеристикой звучащей речи является голос
и ритмико-интонационная сторона речи. Голос является инструментом,
обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи. Его расстройства негативно
влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса
и общего речевого развития детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова,
Е.В. Лаврова, О.С. Орлов и др.).

Совокупность
ритмико-интонационных свойств обеспечивает интонационную выразительность речи,
играющую немаловажную роль в осуществлении коммуникативной функции речи,
поскольку именно с их помощью говорящий передаёт не только информацию, но и
своё эмоциональное состояние. (Е.С. Кубрякова, Г.Н. Иванова-Лукьянова, Н.Д. Светозарова
и др.). Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико-интонационных
элементов речи: мелодики, относительной силы произнесения слов и их частей,
соотнесения отрезков речи по длительности, общего темпа, паузации, тембральной
окраски, тона, ударения, интонации и ритма. Наиболее часто нарушения этих
элементов просодической стороны речи наблюдаются у детей с дизартрией. Понимая
свою особенность, ребенок на фоне этого либо замыкается, либо пытается
проговорить требуемый материал быстрее, не заостряя внимание на выражении речи,
на логическом ударении, на речевом дыхании, не придавая значение ритмичности,
то есть просодическая сторона речи старших дошкольников недостаточно
сформирована.

Многие исследователи
подчёркивают, что просодическая недостаточность сопровождает многие
нозологические формы, как детского речевого

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Просодика представляет
собой предметом исследования учеными в различных областях: лингвистика,
психолингвистика, психология и логопедия. Исследователями просодика
рассматривается как совокупность мелодико-интонационных средств общения, что
играет важную роль в осуществлении коммуникативной функции речи.

Нами были
проанализированы основные проблемы исследования просодической стороны речи у
детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Теоретический анализ проблемы
исследования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой
дизартрией, позволил нам сделать выводы о том, что система просодии является
сложным структурным комплексом компонентов, который выполняет функции
целостного оформления высказывания (организации и членения, оформления и
противопоставление типов высказываний). Для того, чтобы понять и правильно
определить особенности нарушений просодической стороны речи у детей со стертой
формой дизартрии необходима своевременная диагностика.

На основе анализа
литературы были выделены компоненты просодической стороны речи, к которым
относятся дыхание, мелодика, фонетические признаки голоса: тембр, сила,
громкость; ударение и распределение пауз.

Также был сделан вывод о
том, что у дошкольников со стертой дизартрией отмечается существенное
недоразвитие просодической стороны речи, что выражается в нарушениях: мелодики,
фонетических признаков голоса: тембра, силы, громкости. Как правило, речь
монотонна мало выразительна, тембр чаще низкий, голос тихий.

Для проверки выдвинутой
гипотезы было проведено исследование.

Были определены цель,
задачи и принципы исследования: принцип онтогенетический; принцип
производительности; принцип гибкости; принцип индивидуального подхода.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 1.1. Просодическая
сторона речи и ее развитие в дошкольном возрасте Понятие речи, говорения многими
исследователями описывается неоднозначно. Так, описывая сущность данного
понятия с точки зрения философии А.М. Мухачева [36, с. 215-220] и Д.Д. Арыпбекова [4, с. 3-6] называют говорение
средством, используемым человеком для достижения определенных целей; по мнению
Л. Озадовской говорение представляется в качестве доступа к «Другому»,
обладающему неповторимым внутренним миром [38, с. 22-31]; И. Невлева,
М. Попович под говорение понимают иллокутивний акт, который способствует
созданию ситуации взаимопонимания [37, с. 432].

Таким образом, в
контексте философской трактовки понятия говорения делаем вывод, что устная речь
представляет собой условие «настоящего бытия» человека, которое возможно лишь
через бытие с другим человеком. Таким образом, через говорение говорящий
проявляется для другого, с помощью которого можно найти общий язык с
собеседником.

Социальный аспект
рассмотрения говорения предполагает понимание данного понятия в качестве
социально обусловленного вида человеческой деятельности; в качестве процесса
передачи информации в ходе коммуникативного акта посредством использования
коммуникативных средств; кроме этого говорение является потребностью человека
(духовной, социальной, ментальной, коммуникативной), необходимой для
полноценной жизни в целях взаимодействия и общения, социальных преобразований [25, с. 304]. Отметим также, что в
говорении происходит становление личности, формирование и развитие ее
социального опыта.

Таким образом, говорение,
являясь регулятором речевого поведения человека, представляет собой необходимое
условие для осуществления формирования личности; продукт ее социального
взаимодействия с окружающими. По мнению психологов В.М. Букатова,
А.П. Ершова, П.М. Ершова [20, с. 336], речь – это инструмент для
оказания влияния на внимание, чувства, воображение, память, мышление, волю [20, с. 336], что побуждает партнера
быть внимательным, помнить, чувствовать, представлять и самое главное – думать,
что помогает определить содержание высказывания. Психологи и психолингвисты Л.С. Выготский
[17, с. 504], И.А. Зимняя [22, с. 18-23], А.А. Леонтьев [29, с. 307; 30, с. 447], С.Л. Рубинштейн [40, с. 720] и др. под говорением
(устной речью) понимают процесс формирования и формулирования высказывания,
«переход внутренней речи в акустическую, перекодировка мысли в звуковые
сигналы» [30, с. 447]. Итак, с точки зрения
психологии процесс говорения основывается на умении устного формирования и
формулирования высказываний посредством языковых средств.

Говорение в
лингвистическом плане трактуется как: 1) деятельность говорящего, который
применяет язык для взаимодействия с другими членами определенного языкового
коллектива; использование различных средств языка для передачи сложного
содержания, включая, помимо собственно информации, обращения (призыв, крик) к
слушателю, побуждение к действию (определенному ответу) и т.д. [5, с. 608]; 2) образование звуковой
речи, предусматривающей также слуховое восприятие этой речи не только
слушателем, но и говорящим, для которого слуховой контроль играет роль обратной
связи [5, с. 608]. Говорящий создает
высказывания, рассчитанное на восприятие его адресатом – слушателем, реакцию и
обратную связь (ответ словом или поступком).

По мнению С.Г.
Мехтиханлы, В.В. Мурзаевой и Л.Ф. Низаевой, говорение – это компонент
лингвальной действительности; это составляющая языка и речи (в качестве устной
речи), тесно взаимосвязанных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы