Курсовая с практикой на тему Особенности произвольного внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Развитие произвольного внимания в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования произвольного внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 11
1.3. Методы и направления развития произвольного внимания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 17
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация и методология исследования 25
2.2. Анализ результатов диагностики произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 29
2.3. Методические рекомендации педагогам для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 36
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Введение:
В настоящее время существует множество исследований, проводимых в области коррекционной педагогики и специальной психологии, посвященных детям с задержкой психического развития. Проблемами исследования познавательной сферы детей с задержкой психического развития занимались такие ученые, как О.В. Лебедева, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова и др., отмечавшие специфику психического развития детей, и в особенности нарушений внимания, что выявляется уже при первичном диагностировании.
При задержке психического развития отмечается недоразвитие внимания как психической функции, особенно на уровне произвольности и осознанности, а также недостаточной устойчивости и ограниченных возможностях его распределения. На всех возрастных этапах развития ребенка с задержкой психического развития отмечаются колебания внимания: трудности включения и концентрирования, устойчивости и распределения, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость, что требует дальнейших разработок в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
В специальной литературе имеются некоторые указания на наличие конкретных нарушений внимания у детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, К.С. Лебединская, ВП. Мусина, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова и др.), на дифференциальные признаки проявлений нарушений внимания (Л.И. Переслени, Т.Д. Пускаева и др.), на природу и механизмы его нарушений (В.В. Лебединский и др.).
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе научных исследований существует огромная методологическая база, направленная на исследование познавательных процессов детей, однако выявляется недостаточность эмпирических разработок по проблеме исследования внимания у детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: произвольное внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс развития внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель: изучение особенностей произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: произвольное внимание детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет определенные особенности, которые надо учитывать при коррекционно-развивающей работе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме изучения произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Изучить особенности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Экспериментально изучить уровень сформированности произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать методические рекомендации для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для реализации поставленных задач были использованы методы исследования:
— теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические: сбор анамнеза (тестирование, опрос).
Теоретическая значимость: расширить представления об особенностях произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы для развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования:_________________________
Структура работа. Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, их параграфов и выводов по каждой главе, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Целью исследования было изучение особенностей произвольного детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Так же были поставленные задачи, решение которых в ходе проведенного исследования позволило нам обобщить следующие выводы.
Изучая психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, было определено, что задержка психического развития — это замедление темпа развития психики, выражающегося в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью. При этом у детей с задержкой психического развития отмечается дефилицитарность процессов познания: внимания, речевой регуляции, мотивационно-целевой и игровой деятельности, эмоционально-волевой и нравственно-этической сферы, мышления, памяти, восприятия, саморегуляции поведенческой сферы.
Изучая особенности внимания дошкольников с задержкой психического развития, мы установили, что внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у младших школьников с задержкой психического развития: неустойчивость, пониженная концентрация, снижение объема, избирательности, распределения внимания; «прилипание» внимания, повышенная отвлекаемость; отмечается сложность процессов переключаемости внимания, что обусловлено инертным характером деятельности. Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития обусловлены функциональными и органическими нарушениями нервной системы.
Для выявления особенностей внимания дошкольников с задержкой психического развития было проведено исследование, позволившее выявить уровни сформированности отдельных характеристик внимания у детей. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что у дошкольников с задержкой психического развития недостаточно сформированы такие характеристики внимания, как переключение, устойчивость, распределение, концентрация и объем внимания. Они характеризуются отставанием уровня развития всех видов внимания. Однако были выявлены перспективы дальнейшего изучения темы исследования — необходимость разработки и проведения с детьми дальнейшей коррекционной работы по развитию всех свойств внимания как важного познавательного процесса.Проведенное исследование позволило выработать рекомендации для поддержания устойчивого произвольного внимания у дошкольников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Помимо этого, проведенное исследование позволило подтвердить поставленную гипотезу.
В качестве перспективы дальнейшего изучения проблемы исследования является разработка коррекционной работы для детей дошкольного возраста с целью развития всех свойств внимания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие произвольного внимания в онтогенезе
По общепринятому в отечественной психологии определению, внимание – это направленность и сосредоточенность сознания индивида на определенном предмете или явлении. Под направленностью подразумевается выбор определенной деятельности и поддержание подобного выбора. Сосредоточенность предполагает углубление в данную деятельность и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности. Направленность и сосредоточенность тесно связаны друг с другом. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [35].
Развитием представлений о внимании занимались такие ученые, как Н.Н. Ланге и Т. Рибо [26]. Н.Н. Ланге существенный вклад внес в разработку теории волевого внимания, основываясь на трудах Т. Рибо. Внимание он рассматривал в спектре регуляции идеомоторных движений, реализуемых при восприятии и представлении объектов. У. Джемс, описывая феномен внимания, отмечал, что сознание представляет собой «поток» [8]. Одну из известнейших теорий внимания предложил французский психолог Т. Рибо, определяя внимание как «относительный умственный моноидеизм, сопровождаемый непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума» [8, с. 345].
Теория внимания Д.Н. Узнадзе представлена рассмотрением установки, связанной с вниманием. Первоначально ученый описывал состояние преднастройки, формируемое под воздействием опыта в организма и обусловливающее реакции на различные действия. В контексте теории Д.Н. Узнадзе также рассматривается и объективизация, означающая развитие соответствующего образа под влиянием установки, при непосредственном восприятии окружающей действительности [32]. В последующем формируемый в сознании образ превращается в объект внимания. С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности [27].
Непроизвольное внимание– характеризуется пассивным характером, поскольку опосредуется внешними по отношению к целям деятельности субъекта внимания событиями. Данное внимание способно возникать и поддерживаться исключительно исходя из интенсивности воздействия, наличия актуальной потребности, сознательные намерения не участвуют в поддержании непроизвольного внимания.
Произвольное внимание – направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, соответственно, непосредственно взаимосвязано с речевой деятельностью. Произвольное внимание характеризуется активностью, сложностью структурирования, а также опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации [39].
Послепроизвольное внимание (постпроизвольное) – в своей основе имеет произвольное внимание, специфика постпроизвольного внимания заключается в сосредоточении на объекте и силе его ценности, значимости или интереса для личности. Развитие этого вида внимания обусловлено автоматизацией выполняемой деятельности, изменением мотивации, что сопровождается снижением психического напряжения при сохранении сознательной направленности внимания [21].
Среди важнейших характеристик внимания можно выделить следующие: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость.
Развитие внимания в процессе онтогенеза анализировал еще Л.С. Выготский, подчеркивая, что лишь при наличии помощи взрослого ребенок способен постепенно усвоить искусственные стимулы, направляющие в дальнейшем его внимание. Согласно А.Н. Леонтьеву, совершенствование внимания в процессе возрастного развития происходит под воздействием внешних стимулов, в качестве которых выступают окружающие предметы, речь, слова-стимулы [17].
Развитие внимания в процессе онтогенеза формируется в ходе прохождения последовательных этапов:
— первые месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса, являющегося объективным врожденным признаком непроизвольного внимания при низкой сосредоточенности;
— возникновение к концу первого года жизни ориентировочно-исследовательской деятельности, выступающей предпосылкой развития произвольного внимания;
— начало второго года жизни характеризуется появлением первоначальных элементов произвольного внимания;
— в конце 2-3 года жизни развитие первоначальных форм произвольного внимания;
— появление к 4,5-5 годам способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции со стороны взрослого;
— формирование элементарной формы произвольного внимания в 5-6 лет, опосредованной самоинструкцией, что способствует наибольшей активности внимания в играх, манипуляциях;
— в 6-6,5 лет развитие и совершенствование внимания, включая волевое; расширение объема, возрастание устойчивости и формировании произвольности внимания старшего дошкольника [15].
С развитием и совершенствованием мыслительной деятельности дети все в большей степени становятся способными сосредоточить свое внимание на главном, основном, существенном [34].
Младший дошкольный возраст отличается непроизвольностью и крайней неустойчивостью внимания, опосредованного интересом ребенка по отношению к совершаемым им действиям, а также эмоциональными яркими переживаниями. В этом возрасте еще недостаточно сформированы переключаемость и распределение внимания.